Скрасить старость: лучшие стартапы для пожилых людей

17.07.2019
643

Рынку услуг и продуктов для пожилой аудитории уже давно пророчат невероятные перспективы. С каждым годом процент людей старше 60 лет увеличивается. Их количество, согласно Global AgeWatch Index, вырастет с 900 млн сегодня до 2,1 млрд к 2050 году.

Что приготовили «серебряные» стартапы для людей пенсионного возраста? 

Airbnb для пожилых 

Полтора года назад 67-летняя жительница Бостона Бренда Атчисон создала онлайн-профиль на платформе для совместного проживания разных поколений – Nesterly. Студент из Греции Феобус связался с ней. Они несколько раз поболтали по скайпу. Он показался пенсионерке «хорошим человеком». Феобус переехал как раз перед началом учебного года. Вскоре оба обнаружили, что у них много общего – кулинария и архитектура.

Идея Nesterly принадлежит двум выпускницам магистерской программы Массачусетского технологического института (MIT) по городскому планированию Ноэль Маркус (Noelle Marcus) и Рэйчел Гоор (Rachel Goor). Маркус заинтересовалась темой доступного жилья, когда работала менеджером проектов в Корпорации экономического развития Нью-Йорка. Гоор занималась развитием федеральной правительственной программой Амери-Корпус в Сан-Франциско, но затем перешла в ряды стартаперов. (Через пару лет она вышла из Nesterly и запустила стартап Workrowd).

Разработать концепцию проекта девушкам помогли в ускорителе стартапов MIT. В начале 2017 года компания выиграла конкурс BigApps в Нью-Йорке. Сейчас платформа работает в пилотном режиме в Бостоне. Nesterly, по словам Маркус, решает две проблемы одним выстрелом – помогает студентам найти доступное по цене жилье и скрасить одиночество пенсионеров. По оценкам JCHS, с 2015 по 2035 год число одиноких людей старше 75 лет почти удвоится – с 6,9 млн до 13,4 млн.

«90% людей старше 45 лет говорят, что они хотят жить в своих домах так долго, насколько это возможно», – добавляет Ноэль Маркус.

Только идея «старения на месте» осложняется ростом цен на жилье и инфляцией.

Пенсионерам становится все сложнее, а главное, дороже содержать свои дома. Nesterly работает по принципу букинг-сервисов. Пользователи проходят проверку – студентов просят предоставить e-mail и номера телефонов бывших лэндлордов, а пожилых людей – документы на дома/квартиры. Регистрация и просмотр платформы бесплатны. Но при заключении контракта Nesterly берет комиссию в размере от $95 до $195 (в зависимости от продолжительности пребывания). В 2017 году стартап запустил пилотную программу в Бостоне – через Nesterly здесь сдается свыше 250 комнат. В этом году платформой заинтересовался еще один крупный университетский город – Колумбус (штат Огайо).

«Это тот тип предпринимательства, который действительно необходим, – считает Маркус. – Мы заботимся о недостаточно обеспеченных людях и решаем реальные проблемы».

Нет ничего проще, чем Breezie

«Средний возраст нашего клиента составляет 86 лет, – говорит основатель Breezie Джех Казими (Jeh Kazimi). – Между тем средний возраст моей команды равен 28 годам».

Молодые сотрудники британской компании максимально облегчают жизнь пожилых людей. Они упрощают версии программного обеспечения для планшетов и смартфонов. Чтобы позвонить по Skype, например, достаточно коснуться фотографии нужного пользователя и произнести «видеозвонок» в микрофон устройства.

«Мы потратили много времени, пытаясь понять, чего хотят пожилые люди», – добавляет основатель проекта.

Он начинал карьеру с инженера-технолога в Thermax в 1995 году. В 2002-м Казими руководил отделом по сотрудничеству и управлению контентом в Zensar – Fujitsu. Около 5 лет проработал в венчурном бизнесе – Arts Alliance. В 2011 году Джех отдыхал с женой и сыном в Индии. Его родители, оставшиеся в Великобритании, хотели поговорить с внуком по Skype, но не знали, как открыть программу. Казими больше часа объяснил им, как пользоваться приложением, но потерпел поражение. Однако именно этот случай натолкнул его на идею создания Breezie. На старте проект заручился поддержкой Samsung и Age UK.

«С самого первого дня мы ставили перед собой цель – разработать и предоставить услугу, которая сделает интернет более доступным для людей, практически не имеющих технических знаний, без покровительства или ограничения своих возможностей», – говорит Казими.

За последние 8 лет, по данным Crunchbase, британской компании удалось собрать $7,6 млн инвестиций и масштабироваться. Сейчас офисы Breezie открыты, помимо Лондона, в Питтсбурге (США) и Ванкувере (Канада).

Милая Тесса

Знакомьтесь, это Tесса – социальный робот, который помогает людям с деменцией. Внешне она напоминает вазу или детскую поделку из дерева. Но первое впечатление обманчиво – устройство на базе AI может поддержать беседу, включить любимое музыкальное произведение, а также напомнить о том, что пора почистить зубы, поесть, принять лекарства и составить список покупок.

Тесса – детище голландкой компании Tinybots. В 2015 году ее основали выпускники Делфтского технического университета Роберт Паауве (Robert Paauwe) и Ванг Лонг Ли (Wang Long Li). После окончания вуза они около четырех лет посвятили проекту по использованию «социальной робототехники» в секторе здравоохранения в Амстердамском свободном университете. Tесса стала логичным завершением исследования.

«Мы много экспериментировали и поняли, что нужно делать простые, доступные и ориентированные на человека устройства. Наши знания о дизайне продукта и человеческой психологии легли в основу продукта, который вносит свой вклад в благополучие и более счастливую жизнь пожилых людей», – поясняет Ванг Лонг Ли.

Основным и единственным инвестором Tinybots стал Rockstart Accelerator – объем финансирования не раскрывается. Однако полученных средств хватило, чтобы вывести продукт на рынок Нидерландов.

«Деменция – очень изменчивое заболевание. Робот должен меняться вместе с пациентом и приспосабливаться к его потребностям», – поясняет Роберт Паауве.

Стартап собирается зарабатывать, предлагая клиентам годовую и ежемесячную подписку. Робот доступен в трех вариантах: вместе с приложением, обновлениями и службой поддержки Tесса стоит €775 в год (разовый платеж) или, например, €42 и €49 в месяц без учета стоимости устройства (€299).

Последняя воля

Суэлин Чен (Suelin Chen) всегда интересовалась здравоохранением, но карьера врача ее не прельщала. Она получила докторскую степень в Массачусетском технологическом институте в области машиностроения и сосредоточилась на медицинских технологиях, связанных с лечением рака простаты. Сначала Чен работала директором лаборатории в Гарвардском университете, потом стала консультантом по сделкам для медицинских компаний в Бостоне. В рамках этой работы она определяла финансовую ценность новых методов лечения.

«Я должна была оценить, сколько стоит лечение, если оно продлило чью-то жизнь на три или шесть месяцев. Все время разговаривала со страховыми компаниями и врачами, и постоянно возвращалась к дисфункциональному способу, которым мы сегодня заканчиваем жизнь, особенно в США. Вся система здравоохранения просто не настроена на поддержку того, чего хочет человек», – заявила она в интервью Forbes.

В 2015 году на хакатоне она встретила будущего бизнес-партнера Марка Чжана (Mark Zhang). Он тогда работал врачом по паллиативной медицинской помощи в Dana-Farber/ Brigham и Women’s Hospital. У них завязался разговор о том, что в мире нет удобной цифровой платформы для планирования… смерти. Так родилась идея AI-платформы Cake. Как она помогает планировать уход из жизни? После регистрации пожилым пользователям предлагают ответить на серию вопросов «да или нет» об окончании жизни. Cake спрашивает о похоронных предпочтениях, финансах, местах, которые хочется увидеть перед смертью и пр.

После опроса платформа создает общий профиль. Он состоит из четырех частей: наследие, похороны, здоровье и юридические/финансовые вопросы. В зависимости от того, как отвечает человек, Cake предлагает действия, которые необходимо предпринять, чтобы предотвратить финансовые потери, нежелательные медицинские вмешательства и конфликт между близкими, и обобщает взгляды в краткие высказывания: «У меня мог быть лучший запасной план для моей жизни и активов» или, например, «Качество жизни для меня важнее, чем срок жизни».

Пользователи получают доступ к Cake бесплатно, но для желающих поговорить с консультантом платформы один на один есть платная опция. За $99 в год можно воспользоваться услугой «консьержа».

«Мы зарабатываем деньги на партнерских ссылках и на корпоративных партнерах. Недавно создали, например, серверную часть Cake для крупного поставщика медицинских услуг, страховщика, банка и других учреждений», – добавляет Суэлин Чен.

С момента основания бостонский стартап собрал инвестиции в размере $1,6 млн. Среди его клиентов числятся крупные сети здравоохранения в штате Массачусетс, включая Harvard Pilgrim Health Care, и государственная лицензированная частная компания медицинского страхования при Ассоциации Blue Cross Blue Shield.

Автор: Ольга Гриневич

Источник: «Инвест-Форсайт»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *