Самому любопытному и неординарному проекту в Ельцин Центре – инклюзивной театральной лаборатории #ЗАживое – 1 октября исполнилось три года. В нём участвуют молодые люди с аутизмом и другими особенностями ментального развития. Проект нацелен на создание экспериментальных художественных произведений и социализацию актеров с особыми потребностями.
День рождения отметили тихо, по-семейному. С чаем и тортом, который по традиции испекла журналист Даша Санникова, давний друг театра. Посовещавшись, торжество отложили на три недели, чтобы все смогли в нем участвовать. За это время появился новый, юбилейный спектакль «С.О.Н.» – очередная веха в жизни этого удивительного коллектива. 19 октября состоится премьера, на которую придут зрители и друзья. И, конечно, родители – самые горячие поклонники проекта. Волонтеры, фотографы, журналисты, которые снимают и пишут о «заживовцах» с самого первого дня.
– Трудно поверить, но нам уже три года, – говорит Елена Возмищева, бессменный куратор театра, руководитель инклюзивных программ в Ельцин Центре о том, с чем пришли к этой дате. – Для кого-то это не срок. Для нас же – огромный путь. Нам сложно говорить о результатах. Количественные показатели в социализации людей с РАС не работают, а отслеживать качественные довольно трудно, потому что мы находимся внутри процесса и ощущаем их только благодаря обратной связи с родителями и теми специалистами, которые приезжают к нам и проводят тренинги с нашими ребятами. Возвращаясь через год, они видят результат. Дело, конечно, не в сроке. Кто-то из наших участников и вовсе не ощущает времени. С другой стороны, это три года регулярных системных занятий, которые, как капля камень точит, чему-то учат, помогают ребятам быть социально активными и общаться с разными людьми. Не только со своей семьей. К нам приходит много новых, интересных людей. И я вижу, что сегодня они спокойно общаются со зрителем и не боятся его.
История театра началась несколько лет назад за столиком небольшой, питерской кафешки. Можно сказать, с подачи нынешнего министра культуры Светланы Учайкиной, которая с первых шагов горячо поддерживала проект. В то время она была директором ТЮЗа. Они с Еленой оказались в кафе за одним столиком с Борисом Павловичем, который работал в просветительском отделе БДТ им. Товстоногова, занимался социальными и образовательными проектами. У БДТ был общий проект с центром «Антон тут рядом», в котором люди с аутизмом выражают себя в самых разных творческих сферах. Об этом и зашёл разговор. Захотелось в Екатеринбурге применить этот опыт.
– Светлана Николаевна предложила мне заняться этим. Так всё и началось, – рассказывает Елена. – У нас не было ничего, от чего мы могли бы оттолкнуться, но по возвращению в город, я начала формировать команду. Ездила на стажировку в Питер. На первое занятие пришло немного народу. Много мы и не могли себе позволить. Поняли, что для нас в рамках нашей аудитории, оптимальна группа – десять человек. На каждого участника приходился один профессиональный актер. Кроме того, поначалу многие приходили с тьюторами. Получалась большая шумная и трудноуправляемая компания. Но справились. Обросли друзьями и поклонниками. Появились новые участники, но в основном костяк труппы остался прежним. Сегодня актёры-партнёры и наставники благодаря кофейням Simple Coffee и частным пожертвованием получают зарплату. Деньги приходят через Фонд Ройзмана, который выступает агрегатором проекта. Кроме того, пятьдесят девять подписчиков странички в сети ежемесячно перечисляют небольшие суммы. И актёры получают зарплату под Новый год и в конце сезона. Хотя для них эта история не про деньги, уверяет Елена.
Состав актёров-наставников неизбежно меняется. Это говорит не о том, что люди не справляются, просто их занятость в театре становится больше, и соответственно меньше свободного времени. Хотя есть люди, которые находят время, несмотря на свою сумасшедшую занятость. Например, Катя Соколова, которая забегает на час перед спектаклем, чтобы поработать и поддержать своих подопечных. Новые люди в театре, считает Елена – это хорошо. Потому что это новая энергия, новые навыки, таланты и опыт. Он помогает ребятам каждый раз узнавать что-то новое.
– В прошлом году к нам пришла потрясающая Кристина Брахман, актриса Театра драмы. Сейчас она работает на радио. Она настолько волевая и сильная, что легко управляется с самыми активными и непоседливыми участниками. Они слушаются её, прекрасно работают в этюдах, выполняют все её задания. Кристина для них большой авторитет, потому что нашла ключик к каждому, – подытоживает Елена.
Для режиссера Театра #ЗАживое Дмитрия Зимина эта история началась со спектакля Театра Наций «Прикасаемые», который вошел в программу IX Международного фестиваля современного искусства «Территория». В нём участвовали слепоглухонемые актеры.
– Меня это потрясло, – вспоминает Дмитрий. – Когда Лена предложила мне участвовать в создании проекта для людей с ментальными особенностями, поначалу было страшновато. Боялся, что не потяну, не справлюсь. Потом взял себя в руки, успокоился, и стало проще. Познакомился с Борисом Павловичем, который приехал к нам со своим тренингом и получил потрясающий опыт. Понял, что не надо ничего специально придумывать, а просто делиться тем, что я умею. Приехал Андрей Афонин из инклюзивного театра «Круг II». У него был абсолютно другой подход, но тоже очень интересный. На второй год мы стали придумывать собственные тренинги и упражнения для наших актеров, отличные от того, что делают Афонин и Павлович. Использовали сторителлинг. Появились свои спектакли. Главное – найти контакт. Нет цели занять или развлечь. Ребята точно так же, как мы увлечены процессом, находятся в диалоге с актёрами и друг с другом. Они, безусловно, растут и меняются. Со временем я стал замечать, что на какие-то вещи стал тратить меньше времени, чем раньше. Хотя у нас нет каких-то особых терапевтических задач или целей изменить их, мне кажется, что им как и мне важен процесс.
Дмитрий говорит, что методология создается сама собой. У людей с РАС есть свои представления о том, как все должно происходить. Им особенно важна структура: начинаем с одного, продолжаем другим, заканчиваем третьим. Методология не ради методологии, а для того, чтобы творческий процесс был обоюдно комфортным.
Участники проекта #ЗАживое – люди с особым восприятием и мышлением, с особым видением мира, и Дмитрий не только дает, но и что-то берет от них, привносит в свою профессиональную деятельность.
– Прежде всего, это работа с вниманием. Достижение контакта, выстраивание диалога. Ты меняешься, когда тебе приходится прислушиваться и быть особенно внимательным. В работе с актерами РАС очень важно ясно выражаться. Здесь больше, чем в театре, важна точность выражения, – поясняет Зимин. – Я столкнулся с необходимостью предельно точно доносить свою мысль. И это оказалось супер полезно не только в профессиональном, но и человеческом плане.
Новый спектакль «С.О.Н.» посвящен снам и звукам, которые рождаются во сне. Ребята поделятся со зрителями историями о том, что им снится, сопроводив рассказ красочными ассоциациями и звуками, которые будут извлекать из самых неожиданных предметов.
Кроме того, «заживовцы» на занятиях в студии «ЗАрисовки» сами изготовили гуттаперчевые маски, которые дополняют их образы в спектакле. Им помогала художник Алиса Горшенина.
– Я сама работаю с текстилем. Поэтому когда меня пригласили, я решила научить ребят тому, чем занимаюсь сама, – рассказала Алиса. – Мы делали объёмные маски из капрона и синтепона. Они всё делали самостоятельно. Текстиль это такой тёплый, телесный материал. И изначально мы взяли тему телесности, потом стало понятно, что мы от неё уходим в сторону эмоциональности и выражения чувств. Каждый работал над своим образом. В процессе работы обсуждали, кто на кого похож. Поначалу они очень удивились, что им придётся что-то шить. Они приходили и говорили: «Опять шить?» Потом втянулись. Мы подружились. Я старалась, чтобы каждый был вовлечен в творческий процесс. Параллельно мы делали зарисовки и снимали видео. Получился интересный многожанровый материал, который обязательно войдет в экспозицию выставки в декабре. Это не просто маски. Для каждого персонажа мы придумали свою коротенькую историю и анимацию на десять секунд. Для фотосессии с масками ребята принесли из дома какие-то свои интересные вещи. Кто-то принёс шляпу-цилиндр, кто-то фрак и галстук-бабочку. Все продумали свои наряды, исходя из описания образа. Теперь ждём выставку, где будет представлен весь процесс. Зрители увидят эти маски раньше в спектакле. Им и в голову не придёт, что авторы масок никогда ничего не шили, никогда не держали в руках ни иголку, ни нитку. Мы боялись, что может в принципе ничего не получится, потому что у кого-то из ребят плохо развита мелкая моторика. Но совместными усилиями мы справились – всё это сшили и склеили. Получились такие вот забавные маски. И главное, это их выбор, их творчество.
Куратор проекта «Зарисовки» подчеркивает, что маски сделаны в содружестве с художниками. Это совместное творчество, но каждый делал свою маску самостоятельно.
– «ЗАрисовкам» нет ещё и года. Здесь наряду с «заживовцами» занимаются другие дети. Два раза в неделю к ним приходят дизайнеры, архитекторы, художники и знакомят их со своими авторскими техниками, – говорит Ксения Карабанова. – Большая выставка в декабре станет итогом их совместного творчества. Друзья проекта и родители смогут увидеть результат. Тем более, что многие родители отмечают происходящие в участниках перемены. Говорят о том, что их дети спешат на наши занятия, открывают для себя что-то новое. Кто-то впервые начал рисовать, а кто-то, наконец, ушёл от привычных мультперсонажей и заинтересовался реальными людьми.
Родители участников театрального проекта #ЗАживое и параллельного художественного проекта «ЗАрисовки», отправив детей на занятия, частенько собираются в буфете Ельцин Центра попить чайку и поговорить. Тем более, есть о чем. Все отмечают перемены в детях и счастливы от того, что эти проекты есть.
Наталья, мама Егора:
– Мы в проекте с первого дня. Нам все очень нравится, и мы во всем готовы участвовать. Егор находится на домашнем обучении. Конечно, есть определенный дефицит общения. Здесь он нашел друзей и единомышленников. Сегодня театр стал для него первостепенным делом, он дни считает до занятия. Ему не терпится скорее увидеться с Дмитрием, с актерами, друзьями. У него много всего вертится в голове и ему хочется со всеми поделиться. За все время он пропустил занятия только два раза. Мы категорически не хотим болеть и пропускать занятия. Егор освоил телефон, погрузился в социальные сети, пишет всем своим друзьям, делится информацией. Это, конечно, расширяет кругозор. У Егора в друзьях человек триста. Появились дружеские привязанности, и это для нас уже большой шаг.
Людмила, мама Ильи:
– Мы тоже в проекте с первого дня. Илья сразу воспринял проект и не сопротивлялся. Ходил и ходит с удовольствием. Дни считает до очередной репетиции. На собеседование он пришел со своим другом Игорем, с которым мы полжизни знакомы. Для него студия – это общение. Он стал более открытым и общительным. Вот он сломал ключицу в субботу, и все равно пошел на репетицию. Перестал чувствовать себя другим, у него заметно повысилась самооценка, изменилось мироощущение. Я Диме очень благодарна за то, что он общается с ними, как с равными, что он помогает им поверить в себя.
Галина, мама Игоря:
– Игорь очень спокойный, абсолютно не протестный человек. Нам и не пришлось его уговаривать. Ему все это интересно, и он с удовольствием ходит на все занятия с самого начала, когда они проходили еще в ТЮЗе. Мы живем от занятия к занятию. Сейчас это три раза в неделю, и он счастлив. Он стал более открытым, более эмоциональным, научился выражать свои эмоции. Ему нравятся все задания, все роли, и он испытывает гордость от того, что у него получается. Это видно, и нас это, конечно, не может не радовать. Дмитрий был его партнером в спектакле, был у нас в гостях, и Игорь очень ему доверяет.
Елена, мама Вани:
– Вся эта история очень повлияла на нас. Он стал более общительным, более эмоциональным. Маленькими шажочками мы осваиваем разговорную речь и общение с другими людьми. Раньше ему было труднее выражать себя. Он помнит все свое расписание. И я вижу, что он ждет встречи с друзьями. Для меня это подарок судьбы. Нас так хорошо здесь приняли. С ними общаются, как с равными. У Дмитрия, у девочек-актеров такая молодая, творческая энергия. Это то, что мы Ване дать не можем. Дай бог, чтобы это все продолжалось, потому, что мы, как никто чувствуем прогресс.