Правда ли, что Достоевский был страстным игроком? Его действительно приговорили к смертной казни и едва не расстреляли? А еще он был педофилом и к тому же шизофреником? Разбираемся, что из этого правда, а что миф.
В 2021 году исполняется 200 лет со дня рождения и 140 лет со дня смерти Достоевского. О нем уже написано так много, что можно не только прояснить особенности его творчества и хитросплетения биографии, но и всех запутать. Любил ли Достоевский азартные игры? Был ли религиозным фанатиком, эпилептиком и педофилом? Разберемся, какие из этих мифов правда, а какие – выдумка. Что-то придумали его враги и соперники, а что-то – друзья и близкие, надеясь сделать образ писателя более правильным.
Легенда 1. Достоевский был страстным игроком
Вердикт: это правда.
Достоевский сам признавался, что играет на рулетке. В 1862–1863 годах писатель впервые поехал в Европу, сильно проигрался и завалил знакомых просьбами прислать денег. Ему не хватало на игру, на поездку в другой город, даже на еду. Мария Дмитриевна, его жена, получила от Достоевского тревожное письмо о том, что добраться из Турина в Рим он сможет, только заложив часы . Из Гомбурга в Дрезден он доехал за чужой счет: его подруге и любовнице Аполлинарии Прокофьевне Сусловой пришлось заложить цепочку и часы . Отправившись в следующую поездку за границу уже со второй женой, Анной Григорьевной, он так часто и неудачно посещал казино, что заложил ее одежду, украшения, а несколько раз – даже обручальное кольцо. Свое он закладывал и выкупал восемь раз .
Считается, что страсть к азартным играм внезапно появилась у Достоевского в 1860-е годы . Но писатель начал играть намного раньше. Больше всего документальных свидетельств сохранилось о его пристрастии к рулетке, но несколько писем указывают на то, что он и в юности был азартен. В 1843 году, проигравшись на бильярде, Достоевский набрал столько долгов, что на их выплату ушло около тысячи рублей .
Легенда 2. Поэтому Достоевский был практически нищим
Вердикт: это почти правда.
В XIX веке многие писатели бедствовали: голодали, жили на улице, попадали в долговую тюрьму, обращались за деньгами в общества помощи. С Достоевским такого не происходило, он умел останавливаться за шаг до катастрофы – успевал взять деньги в долг или договаривался с редактором об авансе за публикацию.
До бедности он довел себя не только азартными играми. Большие долги начали копиться у него с середины 1860-х годов. Тогда братья Федор и Михаил Достоевские начали издавать журнал «Время», потратив на это солидную сумму. В 1863 году журнал закрыли из-за неблагонадежной статьи «Роковой вопрос» – долгов резко стало больше. Вскоре Михаил умер, и Федору пришлось одному разбираться с финансовыми трудностями и заботиться об овдовевшей невестке и племянниках.
Достоевский совсем не умел зарабатывать – здесь он был похож на своих героев, неспособных жить на жалованье, пансион или хотя бы разумно копить деньги. Он жил писательским трудом, а его гонорары за публикации в журналах были очень скромные. До середины 1870-х годов Достоевский получал за печатный лист 150 рублей. Для сравнения: графу Льву Толстому платили 500 рублей .
Считается, что положение Достоевского улучшилось, когда он женился второй раз. Анна Григорьевна вела приходно-расходный журнал и пыталась организовать семейный бюджет, но у нее не всегда получалось. В июле 1873 года Достоевский – на тот момент редактор журнала «Гражданин» – жаловался жене, что не может приехать из Петербурга к семье в Старую Руссу. Денег нет, и он по старой традиции собирается заложить часы . Кстати, дом в Старой Руссе Достоевские купили не сами. Средств было мало, а долгов много, поэтому дом на свое имя приобрел брат Анны Григорьевны.
Легенда 3. Достоевский был шизофреником
Вердикт: это неправда.
В интернете можно найти подборки «Главные тайны Достоевского», «Чем болел Достоевский» – там обычно пишут, что у писателя были симптомы шизофрении или раздвоения личности. В подтверждение ссылаются на рассуждения немецкого исследователя Райнхарда Лаута о том, что Достоевский заставлял своих героев совершать преступления, потому что сам не мог, хотя очень хотел. Но Лаут не писал ничего подобного: он анализировал философию Достоевского, а не психику .
О ментальном здоровье Достоевского (если использовать современную терминологию) начали говорить еще его современники. Тургенев даже за глаза называл его сумасшедшим . Однако не стоит слепо верить знакомым писателя, которые, во-первых, могли его недолюбливать, а во-вторых, не разбирались в психиатрии.
Первые психиатры, рассмотревшие творчество Достоевского с профессиональной точки зрения, предполагали, что он мог использовать собственный опыт, когда описывал душевнобольных . Специалисты XX–XXI веков ставили героям романов психиатрические диагнозы, чаще всего шизофрению . Но ментальное состояние самого автора оценивали очень осторожно.
«Проблема шизофренических отклонений, на наш взгляд, – наиболее важная и первостепенная в типологии героев Достоевского. Она вызывает как интерес, так и сомнения, обеспокоенность. <…> При этом важно, что, опережая научную психиатрию, задолго до описания шизофрении как единого заболевания Достоевский в образах своих героев раскрыл основные проявления специфики психопатологии, оказавшиеся ключевыми для выделения ее в самостоятельную форму». О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев. Достоевский над бездной безумия (2003)
Эти же авторы утверждали, что явный симптом шизофрении героев Достоевского – это «потеря способности эмоционального сопереживания… способности налаживать нормальные отношения с людьми», а также различать добро и зло. Но специалисты видят эти проблемы у персонажей – у Ставрогина («Бесы») и Версилова («Подросток»), – а не у писателя .
Легенда 4. Достоевский ненавидел женщин и при их виде падал в обморок
Вердикт: это полуправда.
Достоевский не любил нигилисток и эмансипе. Об этом рассказывали Аполлинария Суслова и Анна Достоевская – обе спорили с ним из-за женского вопроса. Писателя смущало в женщинах «отрицание всякой женственности, неряшливость, грубый напускной тон» . Но хотя разговоры о женских правах и образовании его раздражали, публично он не высказывался резко.
Судя по творчеству Достоевского и по его выбору женщин, ему нравились либо кроткие и духовно богатые девушки, либо яркие красавицы. В 1846 году в великосветском салоне Достоевского представили одной такой красавице, и он был так поражен, что потерял сознание. Очевидцем обморока был Иван Панаев, друг Некрасова и автор «Современника». Позже он повторял эту историю в своих фельетонах, собирался пересказать ее в «Литературных воспоминаниях» и написал об этом два издевательских четверостишия в шуточном «Послании Белинского к Достоевскому», в создании которого также участвовали Тургенев и Некрасов:
…Ставши мифом и вопросом,
Пал чухонскою звездой
И моргнул курносым носом
Перед русой красотой,
Как трагически недвижно
Ты смотрел на сей предмет
И чуть-чуть скоропостижно
Не погиб во цвете лет .
Легенда 5. Достоевский плохо себя вел с женой, ходил в бордели и подцепил сифилис
Вердикт: это частично правда.
У Достоевского было две жены, как мы уже говорили. С первой, Марией Дмитриевной Исаевой , он действительно вел себя не лучшим образом. Перед свадьбой не сказал ей, что с ним случаются приступы падучей (эпилепсии). А потом завел любовницу и уехал с ней за границу, бросив жену умирать от чахотки. И это не считая мелких бытовых скандалов.
Во втором браке ситуация была вроде бы лучше. Новая супруга, в девичестве Анна Григорьевна Сниткина, явно старалась показать, что у них все было хорошо. Расшифровывая свой записанный стенографическими знаками дневник за 1867 год, она значительно сократила и смягчила описания ссор с мужем. Но ни измен, ни обманов в их жизни не было.
В бордели Достоевский ходил только в юности. В письме к брату 1845 года есть исчерпывающее свидетельство: «Минушки, Кларушки, Марианны и т. п. похорошели донельзя, но стоят страшных денег. На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь». На сифилис, впрочем, он тогда не жаловался, только на геморрой и расстройство нервов .
Легенда 6. Достоевский был педофилом
Вердикт: это неправда.
Главный источник этой сплетни – литературный критик Николай Страхов, который считался другом Достоевского. В письме ко Льву Толстому от 23 ноября 1883 года он жаловался, что ему сложно написать хвалебный текст о Достоевском, ведь он знает про него всякие мерзости: «Его тянуло к пакостям, и он хвалился ими. Висковатов стал мне рассказывать, как он похвалялся, что соблудил в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка» .
Толстой на это никак не отреагировал. После его смерти переписка была опубликована, в том числе скандальное письмо Страхова. Начались обсуждения, вдова Достоевского писала гневные разоблачения. По ее словам, история совращения маленькой девочки, которую привела в баню гувернантка, была только в черновых материалах к роману «Бесы». Этот сюжет Достоевский хотел использовать в главе «У Тихона», в которой Ставрогин соблазняет совсем юную Матрешу. Если это так, то почему Страхов решился оговорить одного великого писателя в переписке со вторым?
После смерти Достоевского в 1881 году Страхова пригласили разбирать его архив для подготовки собрания сочинений. В одной из записных тетрадей писателя Страхов мог прочитать оскорбительную запись о себе:
«Никакого гражданского чувства и долга, никакого негодования к какой-нибудь гадости, а напротив, он и сам делает гадости; несмотря на свой строго нравственный вид, втайне сладострастен и за какую-нибудь жирную грубо-сладострастную пакость готов продать все и вся, и гражданский долг, которого не ощущает, и работу, до которой ему все равно, и идеал, которого у него не бывает, и не потому, что он не верит в идеал, а из-за грубой коры жира, из-за которой не может ничего чувствовать» .
Как отметила исследовательница Лия Розенблюм, Страхов понимал, что этот текст рано или поздно будет опубликован, как и переписка Толстого . Чтобы отомстить Достоевскому, он решился на долгосрочную диверсию и не прогадал: письмо действительно было опубликовано в 1910-х годах, а записная книжка сильно позже – только в 1970-х. Целых 60 лет никто не мог подозревать Страхова во лжи, потому что считалось, что у него нет мотива.
Легенда 7. А также православным фанатиком
Вердикт: это почти правда.
Достоевский действительно был религиозным человеком, много размышлял о православии и писал о нем как о глобальной идее в художественной прозе и публицистике. Но некоторые исследователи считают, что у него была своя собственная концепция православия.
Достоевский придавал особое значение фигуре Христа – называл его «идеалом человека во плоти» и писал, что если люди начнут следовать этому идеалу, то достигнут рая на земле . Это противоречит ортодоксальной христианской идее, что рай на земле невозможен. Поэтому в научных работах встречаются комментарии-оправдания, что писатель говорил образно или вообще подразумевал тысячелетнее царство .
Идеологические споры затрагивают и биографию писателя. Все согласны, что с каторги Достоевский вернулся религиозным человеком, но как он относился к христианству в юности – об этом не могут договориться. Одна версия состоит в том, что он серьезно увлекался социалистическими идеями, а не религией . Другая – что он с детства был религиозен, а в 1840-е годы даже спорил о христианстве с Белинским и с петрашевцами. Эту версию подтверждают воспоминания современников, правда написанные посмертно, когда Достоевского уже считали великим писателем и религиозным мыслителем.
Однако даже если признать Достоевского православным идеологом, то его все равно нельзя назвать хрестоматийным фанатиком, который всегда следует догмам. Не считая очевидного прегрешения, когда он завел любовницу и отправился с ней в путешествие, в его жизни были и другие случаи поверхностного отношения к христианским нормам.
Во второй половине 1860-х, во время работы над романом «Идиот», он был вовсе равнодушен к Церкви. Во время поездки по Европе его вторая жена записала в дневнике, что в каждом городе находила православную церковь и считала необходимым ее посещать, а Достоевский не сопровождал ее и был недоволен таким рвением – однажды сурово встретил по возвращении из церкви и отругал за то, что она не успела прибрать дома. Переписав эту сцену позднее, она смягчила описание, объясняя раздражение мужа его любовью к порядку .
Легенда 8. Достоевский ненавидел евреев (и поляков)
Вердикт: это полуправда.
О проблемном отношении Достоевского к евреям первыми начали говорить его читатели в 1870-е годы, когда он работал в журнале «Гражданин» и публиковал там главы из своего «Дневника писателя». Собрав негативные отзывы, он написал текст «Еврейский вопрос», чтобы разъяснить свою позицию. Он считал, что евреи высокомерно, со «скорбной брезгливостью» относятся к «коренному населению» – так он называл русских. Ему не нравилась «жидовская идея» накопительства, и он не мог думать о проблемах еврейского народа, когда слишком многие люди в стране находились в таких же, а то и в худших условиях. Статью он закончил пожеланием «полного расширения прав еврейского племени», но при обязательном условии: евреи должны доказать свою способность «принять и воспользоваться правами этими без ущерба коренному населению» .
Резкие выражения, в которых Достоевский сформулировал эту идею, смущают исследователей, и споры о его отношении к евреям до сих пор продолжаются. В дискуссиях возникали и оправдания в стиле «не мог он быть антисемитом, он сдавал дачу еврейской семье» , и лаконичные оценки: «бытовой антисемитизм» и «газетный антисемитизм» .
Оценивая позицию Достоевского, надо понимать, что в его время были совсем другие представления о мире и этике: сейчас кажется совершенно недопустимым, что евреев называли «жидами» и разрешали им селиться только в отдельных местах (черта оседлости). А в Российской империи это было негласной нормой.
Впрочем, Достоевский не любил и другие народы, например поляков. В «Дневнике писателя» он объяснял это тем, что поляки первые начали не любить русских и этим испортили впечатление о себе.
Однозначно Достоевский относился с любовью только к «русскому народу-богоносцу» . Остальные нации он сводил к неприятным стереотипам, чтобы все они оказывались в разы хуже «русских». Если считать писателя великим гуманистом, то эта позиция, конечно, по современным представлениям, очень сомнительна.
Легенда 9. Достоевский был приговорен к смертной казни, но его помиловали на эшафоте
Вердикт: это правда.
Достоевского приговорили к смертной казни за участие в кружке петрашевцев. Главу этого объединения Михаила Буташевича-Петрашевского обвинили в «замысле на ниспровержение государственного устройства» . Самого Достоевского – в том, что он распространял копии письма Белинского к Гоголю, где критик, как указано в материалах уголовного дела, «разбирая положение России и народа, сперва говорил о православной религии в неприличных и дерзких выражениях, а потом о судопроизводстве, законах и властях». Достоевский также оказался виноват в том, что не донес о собрании, где другой петрашевец, Николай Григорьев, читал свое сочинение «Солдатская беседа» с рекомендациями, как свергнуть царя . В итоге и Буташевичу-Петрашевскому, и Достоевскому, и еще 19 участникам кружка вынесли смертный приговор.
Осужденных привезли на площадь, где их должны были расстрелять. По процедуре к столбам их выводили по трое. Уже было готово императорское помилование и решение заменить казнь на другие виды наказания, но петрашевцам об этом не сообщали. Власти решили разыграть маленький спектакль и как будто действительно провести расстрел.
Достоевский после вспоминал, что был в списке шестым. В сериале Владимира Хотиненко «Достоевский» допущена неточность: писателя вместе с Буташевичем-Петрашевским и еще одним членом кружка первыми выводят на расстрел и надевают мешок на голову, будто они главные преступники и заговорщики. А в реальности Достоевский наблюдал за казнью со стороны, просто зная, что он следующий. Другие осужденные вспоминали, что в этот день он вел себя очень восторженно – впечатлений от ожидания казни ему хватило на всю жизнь. А вот Николай Григорьев, который на самом деле был в первой тройке и ждал выстрелов с мешком на голове, сошел с ума.
Легенда 10. Достоевского ненавидели другие писатели
Вердикт: это полуправда.
Многие знакомые с Достоевским писатели его не любили – не из-за художественных разногласий или идейного несовпадения, а из-за его поведения.
Еще в 1840-е годы молодой Достоевский, только-только написавший «Бедных людей», попал в кружок Белинского и не смог сдружиться с Тургеневым, Некрасовым и Панаевым. Они начали издеваться: в упомянутом выше «Послании Белинского к Достоевскому» назвали его прыщом на носу литературы, а Тургенев распространил слух о том, что Достоевский требовал выделить «Бедных людей» в «Петербургском сборнике» золотой каймой . Это был вымысел, но он казался правдоподобным. У всех насмешек был общий сюжет: Достоевский считает себя лучше остальных писателей и требует к себе особого отношения.
Зародившаяся тогда вражда с Тургеневым сохранилась на долгие годы, хотя их экономическим отношениям это как будто не мешало: Тургенев печатался у Достоевского в журнале в 1860-е годы, а Достоевский позже брал у него деньги в долг.
Чтобы не поссориться с Достоевским, можно было с ним не знакомиться и только читать его статьи и романы. Так сделал Лев Толстой: не встречался с писателем лично, но ценил его тексты.
Легенда 11. Достоевский постоянно пил чай
Вердикт: это правда.
Догадаться о большой любви Достоевского к чаю можно по его книгам. Это любимый напиток его героев. Обычно чай оказывается на столе в спокойные и – насколько это возможно в романах Достоевского – комфортные моменты. Главный герой его «Записок из подполья» даже оставил в русской литературе мем: «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить?»
Знакомые Достоевского в разные годы вспоминали, как он любил вести долгие разговоры за чаем. Михаил Александров упоминал, что Достоевский выпивал по несколько стаканов очень крепкого и сладкого чая. По словам корректора журнала «Гражданин» Варвары Тимофеевой, Достоевского приводили в такой восторг описания чаепития в чужих текстах, что его самого тянуло к самовару. Анна Достоевская писала, что муж очень любил сам заваривать и разливать чай, а во время их заграничного путешествия они в каждом новом городе искали чайную лавку.
Легенда 12. Достоевский работал по ночам
Вердикт: это правда.
Один из наиболее распространенных сюжетов для портретов Достоевского: писатель, ночь, свеча. У такого изображения есть символическое значение (мысль писательская как свет во тьме), но это еще и чистая правда – Достоевский засиживался за работой допоздна.
По ночам он делал наброски для будущих произведений, ложился на рассвете и спал до 11 утра. Анна Григорьевна вставала на два-три часа раньше и отправлялась за покупками или гулять по городу. Когда она возвращалась домой, писатель начинал диктовать ей текст, а она очень быстро записывала его с помощью специальных значков – она была профессиональной стенографисткой. Потом Анна Григорьевна расшифровывала записи, а ее муж ночью разбирался с получившимся текстом и делал наброски для новых глав, чтобы уже на следующий день продолжить диктовку. Так вдвоем они работали над каждым романом.
Легенда 13. Страдал эпилепсией, но умер от другой болезни
Вердикт: это вроде правда, но у некоторых исследователей есть сомнения.
Таинственные припадки случались с Достоевским еще в юности. Его друзья называли их именно так – «припадки» – и рассказывали, что ему могло стать дурно на улице. Уже в Сибири после каторги и нескольких лет в армии врач поставил Достоевскому диагноз «падучая» (эпилепсия). Первый припадок случился в 1850 году. Он сопровождался «вскрикиванием, потерею сознания, судорогами конечностей и лица, пеною пред ртом, хрипучим дыханием, с малым, скорым сокращенным пульсом. Припадок продолжался 15 минут». Во второй раз это случилось в 1853 году, после чего приступы стали регулярно повторяться. Медик не наблюдал припадков и записал историю болезни со слов Достоевского .
Приступы с судорогами, потерей сознания и пеной у рта случались с писателем до конца жизни. Вторая жена рассказывала о припадках, которые длились дольше 15 минут. Считается, что этот опыт Достоевский перенес на многих своих героев – очень точно описывал эмоциональный подъем перед приступом и угнетенное состояние после него.
Однако некоторые исследователи не согласны с тем, что у Достоевского была именно падучая. Во-первых, приступы эпилепсии не длятся 15 минут и дольше. Во-вторых, с той интенсивностью и частотой припадков, которая была у Достоевского, он вряд ли смог бы заниматься литературой – болезнь вызвала бы расстройство мозговой деятельности. В-третьих, предрасположенность к эпилепсии передается по наследству, а среди родственников и потомков Достоевского случаев такой болезни не было. Но в семье Достоевских были распространены болезни сосудов – в этом случае смерть писателя от «болезни легочного кровотечения» выглядит закономерной. Правда, до сих пор точно неясно, следствием какой именно болезни стало это кровотечение. Согласно официальным медицинским документам, Достоевский к моменту смерти в 1881 году собрал целый букет заболеваний, в том числе эмфизему легких и туберкулез. Врачи также допускали, что причиной кровотечения мог стать разрыв легочной артерии .
Источник: «Арзамас»
Ссылки:
- Бельчиков Н. Ф. Достоевский в процессе петрашевцев.
М.; Л., 1936.
- Богданова О. А. Мотив «рая на земле» в художественном сознании Ф. М. Достоевского.
Новый филологический вестник. № 1. 2016.
- Выготский Л. С. Евреи и еврейский вопрос в произведениях Ф. М. Достоевского.
От Гомеля до Москвы. Начало творческого пути Льва Выготского. Из воспоминаний Семена Добкина. Ранние статьи Л. С. Выготского. Lewiston, 2000.
- Гроссман Л. П. Гражданская смерть Ф. М. Достоевского.
Литературное наследство. Т. 22–24. Чаадаев. Леонтьев. Одоевский. М., 1935.
- Гроссман Л. П. Достоевский.
М., 1963.
- Гроссман Л. П. Исповедь одного еврея.
М., 1999.
- Достоевская А. Г. Воспоминания.
М., 1971.
- Достоевская А. Г. Дневник 1867 года.
М., 1923.
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. В 30 т.
Л., 1972–1990.
- Евлампиев И. И. Достоевский и Толстой об истинном и ложном христианстве.
Вече. № 25. 2013.
- Ефремов В. С. Достоевский: психиатрия и литература.
СПб., 2006.
- Захаров В. Н. Имя автора – Достоевский. Очерк творчества.
М., 2013.
- Захаров В. Н. По поводу одного мифа о Достоевском.
Север. № 11. 1985.
- Карпи Г. Достоевский-экономист. Очерки по социологии литературы.
М., 2012.
- Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Достоевский над бездной безумия.
М., 2003.
- Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении.
М., 1996.
- Моисеева Н. И. Ошибка в биографии Ф. М. Достоевского.
Вопросы литературы. № 4. 1996.
- Померанц Г. С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским.
М., 1990.
- Рейнус Л. М. Достоевский в Старой Руссе.
Л., 1969.
- Розенблюм Л. М. Творческие дневники Достоевского.
Литературное наследство. Т. 83. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860–1881 гг. М., 1971.
- Селезнев Ю. И. Достоевский.
М., 2007.
- Суслова А. П. Годы близости с Достоевским. Дневник – Повесть – Письма.
М., 1928.
- Тихомиров Б. Н. Стихотворное «Послание Белинского к Достоевскому»: итоги и проблемы изучения.
Филология как призвание. Сборник статей к юбилею профессора Владимира Николаевича Захарова. Петрозаводск, 2019.
- Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем. В 28 т.
М.-Л., 1960–1968.
- Шраер М. Д. Достоевский, еврейский вопрос и «Братья Карамазовы».
Достоевский и мировая культура. № 21. 2006.
- Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского.
СПб., 1883.
- Литературное наследство. Т. 83. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860–1881 гг.
М., 1971.
- Литературное наследство. Т. 86. Ф. М. Достоевский. Новые материалы и исследования.
М., 1973.
- Переписка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым. 1870–1894.
СПб., 1914.
- Петрашевцы в воспоминаниях современников. Сборник материалов. Т. 3. Доклад генерал-аудиториата.
М.-Л., 1928.
- Ф. M. Достоевский в воспоминаниях современников. В 2 т.
М., 1964.
- Alajuanine T. Dostoiewski’s Epilepsy.
Brain. Vol. 86. Issue 2. 1963.