В стране идет ликвидация грамотности. Чтобы убедиться в этом, не нужно тетрадки проверять. Достаточно получать деловые письма, навещать Сеть и ходить по улицам.
Елена Дьякова
Уфа, газета «Башвестъ» обследует наружную рекламу в городе. Уфимская наружная реклама сильна: «звезный», «коктели», «акуратно», «осчасливь имунитет»…
И это в центре. На окраине можно напороться и на слово «цыфравое».
Москва, казенная синяя табличка с именем старинного арбатского переулка. На ней значится: «Большой Афонасьевский переулок». В рекламе стала встречаться и улица Причистенка.
Калуга, постановление областного правительства: «Региональным министерством лестного хозяйства… будет осуществляться регулярное патрулирование лесов с целью недопущения доступа в них населения».
И снова Москва, сочинение 11-классника приличной школы на патриотическую тему. Упомянута некая Зойка Смодемьянская.
Ижевск, сайт отдела катехизации Ижевской и Удмуртской епархии, «Колонка Главного редактора» (именно так – с большой буквы. – «Новая»): «Начнем с раздела «Основы православной культуры». Вроде бы раздел понятен по названию. Посвящен он главной цели – освящению вопросов, связанных с введением этого модуля в учебный процесс наших школ. Идет он туго, много вопросов вызывает и нашей головной боли».
Орфографию, пунктуацию и стиль сохраняем. Как и во всех остальных случаях.
Опять Москва, письмо из литчасти знаменитого театра. Юная сотрудница любезна сверх меры. Так и пишет: «Когда мы можем надеятся прочесть?»
Кстати, таких мэйлов и пресс-релизов все больше. Включая и релизы издательств.
Южная Осетия. Премьер-министр, выпускник Свердловского института народного хозяйства, приносит соболезнования Абхазии после смерти С.В. Багапша. Так и пишет (скан выложен в Сеть): «От имени Призидента РЮО… от Народа РЮО примите искренние собалезнования с кончиной…»
РУНЕТ, сайт для скачивания школьных сочинений. Платный, кстати. Бесплатны только рекомендации методиста: «Расскажите о том, как трудились во благо Родины не только взрослые, но и дети. Чем помогали они и по сколько часов работали. …Поделитесь здесь своим мнением и мыслью. Расскажите вкратце описание прочитанного рассказа». Дальше, в «Сочинении по картине» (в каком классе их, кстати, пишут? В шестом?), совсем шедеврально: «Говоря о мировой российской живописи, какое первое имя придет вам на ум? Вероятнее всего, Никас Сафронов. На деле – сомнительный художник, который забрался на Олимп славы благодаря эпатажным выходкам и неадекватному поведению, как то – моральный эксгибиционизм с прилюдным кровопусканием из ноги».
И знать, популярный ресурс! Много рекламы. Пляшут «голосовалки» с картинками: «Алена может слизать самый большой Чупа-чупс за 3 минуты! А ты?» (По глазам старшеклассницы Алены на фото как-то понятно: она много чего может слизать…)
Все это, вместе взятое, так и называется: «Seklib.ru. Библиотека знаний».
Есть там и рефераты, и курсовые.
…И опять Москва. Старое столичное кладбище, надгробие 2009 года. Фото старушки в белом платке. Под ним, золотом по мрамору: «Агреппина Григорьевна».
И снова Москва. Сбербанк торгует коллекционными монетами России. На них сияют наши заветные символы: и Волк из «Ну, погоди!», и самолет «Конкорд», и Джонни Депп. Есть «Монеты на счастье со вставкой «Слоник». Есть монета «Город Белгород». На реверсе ее памятник князю Владимиру. На аверсе (с каких пряников?!) – профиль британской королевы Елизаветы II. Есть ее величество и на монетах со слоником…
Червонцы вообще-то – вещь державная. Но сдается, держава наша в ее нынешнем состоянии дочеканится и до рекламы стрингов: вот вид с аверса, а вот с реверса.
Ежели, конечно, какая-нибудь бельевая фирма проплатит РФ рекламную кампанию.
И опять Москва. Под самый День Победы ТВ анонсирует сериал: «Молодого разведчика Павла Потемкина зачисляют бойцом заградотряда – в числе многих он будет заграждать собой от немцев других солдат». (Ну читателям «Новой»-то пока не надо объяснять, чем занимались на самом деле заградотряды?!)
И снова Москва. 18 апреля 2011 года. Сотрудники Минздравсоцразвития пишут ябеду премьер-министру В.В. Путину. Их горько обидел доктор Рошаль:
«Безоговорочно доверяя всем событиям, которые мы с Вашей поддержкой организуем, выступление присутствующего на Форуме медицинских работников Леонида Михайловича Рошаля подорвало нашу веру в дело, которому мы отдаем всю свою жизнь.
…Ведь при той значительной поддержке Правительства Российской Федерации и в то же время экономно расходуемых средств мы умудряемся одними только организационными мерами приводить в порядок давно находящуюся в беспорядочном состоянии деятельность наших служб и учреждений… Стандарты, которые проложат путь к качественному лечению равно доступном всем слоям общества, сравнимую с зарубежными аналогами, да еще и включающую в себя гарантию роста заработной платы без ущерба бюджету регионов…».
Полный текст открытого письма топ-жрецов Асклепия лежит на сайте Минздрава.
Будто фельдшер Первой конной писал, ей-богу.
Кстати, о Первой конной: такой же (и хуже!) орфографией-пунктуацией, той же непосильной борьбой с русским письменным языком и со смыслом мечены тексты 1920–1930-х (не все, естественно!). Но ведь тогда чуть не 2/3 населения империи действительно буквально учились грамоте. К 1979 году СССР все-таки достиг «всеобщей десятилетки». Достиг поколения на два-три позже, чем страны Европы, Япония, Канада и США. (И это многое объясняет…) Но – дополз, добрался. Эта черта и казалась стартовой для создания иной экономики – и человеческого капитала иного качества.
Но примерно от этой черты все и покатилось вспять. И уж лет двадцать катится.
В 2010 году по итогам международного тестирования PISA старшеклассники России по владению национальным языком оказались на 43-м месте из 65 возможных. Да и по математике телепались в пятом десятке. А вот прошлогодняя статистика ЕГЭ с его 100-балльной системой и очень щадящим проходным баллом 36 (то бишь двойка с минусом?).
Средний балл выпускников-2010 по русскому – 58. Три с минусом. Абсолютно грамотных «стобалльников» – 0,14%. Просто грамотных – 3,4%.
Кстати, в «базовую часть» ЕГЭ по русскому теперь входит проверка скорости чтения и умения понимать прочитанное.
…Полная историческая слепота-глухота (Зойка Смодемьянская, заградотряды нового типа) связана с малограмотностью тесно и кровно. Это два симптома одной болезни.
Болезнь – сложная. Комплексная. Тут и несомненное падение школы (а еще точнее – дикое расслоение школ и семей в России по «культурному капиталу»). И отсутствие четкого целеполагания, когда 90% народонаселения искренне перестали понимать, зачем качественное знание человеку. Любое знание: от орфографии до ангиохирургии.
Его не требует экономика. О нем не поминают массмедиа (и в этом их принципиальное отличие от простодушных СМИ 1960–1980-х). Наконец, в поле общественного зрения нет ни сословий, ни людей, которых можно стыдиться – и за которыми можно тянуться.
Вопиюще безграмотным тоже быть не стыдно.
Наконец за последние двадцать лет общими усилиями выращен гомункулус – «новый русский потребитель». Самого простодушного, слободского, низового пошиба. Но он активен. Доволен сам собой. У него нет потребности – и уже почти нет возможности – сравнивать себя с чем-то и кем-то принципиально иным.
И сдается мне, что дизайнеры монет со слониками и сетевые просветители с «мировой российской живописью» в лице Никаса Сафронова чувствуют себя в прекрасном новом мире куда бодрее, чем, скажем, авторы и читатели замечательного портала «Грамота.ру».
Отбраковать – некому. Лет через двадцать, когда (и если) на этих методических рекомендациях взрастет новое поколение, – будет некому совсем.
…Впрочем, если город (то бишь общее наше сознание и разумение) кем-то взят, – это автоматически означает, что данный город кем-то сдан.
В нашем случае сдан теми, кто считал и называл себя интеллигенцией в 1960–1980-х.
Но в вопросе «Кто виноват?» особого смысла нет. Непонятно: что делать?
Источник: «Новая газета»