Политкорректность добивает науку

18.10.2011
718

В конце сентября в Италии начался судебный процесс над семью учеными, которых обвиняют в непреднамеренном убийстве жителей Аквилы. Напомню, Аквила – это итальянский городок, где в 2009 году произошло мощное землетрясение, которое унесло жизни 308 человек. Семеро обвиняемых входили в состав правительственной комиссии, изучавшей уровень угрозы для жителей Аквилы от сотен подземных толчков, сотрясавших город в течение нескольких месяцев, сообщает AP.

Андрей Ваганов

Первооткрыватель структуры молекулы ДНК Джеймс Уотсон (слева) в 2007 году был обвинен в расизме и отправлен в отставку за высказанное предположение, что белая и черная расы разнятся в интеллектуальном отношении. Фото 1953 года из книги: Джеймс Д.Уотсон. «Двойная спираль». М., 1969

В прокуратуре утверждают, что накануне землетрясения магнитудой 6,3 ученые заверили жителей города в том, что им не о чем беспокоиться. По мнению прокуроров, ученые дали «примерную, общую и неточную оценку сейсмической активности» в городе, а также предоставили жителям неполную и противоречивую информацию. В случае признания вины подсудимых, среди которых есть известные итальянские геофизики, им грозит до 15 лет тюрьмы.

О том, что вероятность прогноза землетрясений сегодня не превышает 50%, не хочется повторяться. И 50-процентная вероятность – это в лучшем случае. Обычно же – 10%. Мало того, в ближайшие 50–100 лет вряд ли удастся существенно повысить точность прогноза. Это, увы, пока научный факт.

Но в данном случае дело как раз не в научной истине. Судебному разбирательству подверглась тема, которая в последнее время незримо буквально пронизывает всю социальную структуру – и на Западе, и у нас в России. Речь идет об идеологии тотальной политкорректности. Некоторые философы определяют политкорректность как чувство политического бессознательного.

Впрочем, судя по итальянскому прецеденту, это «политическое бессознательное» вполне сознательно сегодня используется не только в политике, но и во всех остальных сферах общественной и даже интимной жизни человека. Мол, особенности человека – относительны; политический и правовой статус – абсолютны. И не только человека. В некоторых странах, например, уже есть уполномоченный по правам животных.

Замена фундаментального европейского концепта «истинности» на концепт «политкорректности» приводит и к изменению статуса научного знания. Сегодня явная или скрытая абсолютизация политкорректности ведет к маргинализации самого института науки. Если прежде, чем ученый выскажет свое суждение или изложит результаты исследований, он начинает просчитывать варианты возможного судебного преследования или морального прессинга (появился даже термин – «моббинг», то есть коллективный психологический террор), то про науку можно забыть. В лучшем случае мы будем иметь политкорректных экспертов и публицистические произведения, пересыпанные научной терминологией.

В 2006 году вынудили уйти в отставку Лоуренса Саммерса, 27-го президента Гарварда, самого знаменитого и богатого американского университета. Вынудили – впечатлительные феминистки. Он, видите ли, не исключил, что у представителей разных полов просто могут быть разные врожденные способности. Отсюда – сравнительно низкая представленность женщин-профессоров в таких областях, как физика, астрономия или математика. Комментаторы приводили тогда реакцию профессора биологии Массачусетского технологического института Нэнси Хокинс, которая при этих словах Саммерса вылетела из зала, ибо боялась, что иначе потеряет сознание или ее вырвет. Ну и, конечно, «профессорско-преподавательский состав самого большого гарвардского факультета – искусств и наук, обвинил его (Саммерса) в дефиците политкорректности». Куда ж без этого.

Проникновение политкорректности в научную сферу разрушает не только науку как институт общества, но и размывает структуру самого научного знания. Вот из последних примеров.

Как сообщило агентство BBC, в рекламных материалах о новом издании самого знаменитого и авторитетного географического атласа мира Times подчеркивалось, что из-за глобального потепления Гренландия теперь выглядит по-другому: 15% ее территории стали «зелеными и свободными ото льда». Ну, в общем, в духе Эла Гора с его «Неудобной правдой», спорить с которой сегодня считается неполиткорректным, мол, «климатические изменения навсегда преобразовывают лицо планеты – причем это происходит в ускоряющемся темпе, что вызывает особенно большое беспокойство». Как заметил выдающийся физик Фримен Дайсон, «экология – это общественная религия; «глобальное потепление» является грехом № 1». Кто не чувствует на себе этого греха – тот неполиткорректен.

Необходимо пояснить, что географический атлас Times продается по всему миру, его стоимость составляет 237 долл. Его издатели называют атлас самым достоверным в мире. По сравнению с предыдущим вариантом атласа, вышедшим в 2007 году, 13-е издание включает в себя целый ряд поправок. Все они были сделаны, чтобы отразить влияние изменений климата на очертания поверхности Земли.

Но тут на дыбы встали британские гляциологи из Института полярных исследований имени Скотта при Кембриджском университете. Директор института Джулиан Даудсвелл считает, что утверждение об исчезновении 15% льда за последние 12 лет верным считать нельзя. «Недавние спутниковые изображения Гренландии позволяют увидеть, что многие из тех участков, которые в атласе обозначены зеленым цветом, по-прежнему покрыты постоянным льдом», – подчеркивает он в письме в Times.
Сами ученые полагают, что новый скандал может негативно сказаться на авторитетности исследований по изменению климата. Характерно, что издателей атласа мира никто к суду не привлекает.

Источник: «Независимая газета»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *