Высокорослый, тонкий, с романовскими чертами лица и загадочным взглядом. Про него говорили — красавец, ловелас, душа компании. И внук императора Александра II таким и был. Увлекался изысканными женщинами, виртуозно водил автомобиль, отменно держался в седле и проживал каждый день, как последний. «Мой принц» — так обращалась к Великому князю Дмитрию Павловичу легендарная Коко Шанель. А он, в свою очередь, задействовал все полезные связи, чтобы превратить ее жизнь в красивую сказку. Историки убеждены, что именно усилиями Романова Коко превратилась в эталон из мира моды и парфюмерии.
Князь-сирота
Самый юный Великий князь из Романовых Дмитрий Павлович родился в 1891-м в браке Павла Александровича и греческой принцессы Александры. Мальчик приходился внуком Александру II и двоюродным братом Николаю II по отцовской линии. По матери он был наследником своей бабки королевы Ольги Константиновны Греческой.
Мать Дмитрия скоропостижно скончалась через 6 дней после родов, а отец вскоре заключил морганатический брак с незнатной разведенной женщиной и был лишен родительских прав. Воспитывала князя Дмитрия семья московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова, супруга родной сестры императрицы Елизаветы Федоровны. Но в 1905-м опекун погиб, а его жена сделала выбор в пользу Марфо-Мариинской обители милосердия. Так Дмитрий оказался в царской семье самого Николая II. Кстати, в 1912-м планировалась помолвка Великого князя с княжной Ольгой, но браку воспрепятствовала императрица Александра Федоровна. Как знать, может наследница короны осталось бы живой, выйдя за князя.
После неудачной попытки создать семью Дмитрий Павлович приехал в Петербург, вступил в чине корнета в конный полк. Высший свет благоволил стройному, образованному, манерному и ловкому князю. В те годы Дмитрий Павлович в составе олимпийской сборной по конному спорту поучаствовал в Играх в Стокгольме. В индивидуальном конкуре Романов занял 9-е место, в командном — 5-е.
В 1911-м Дмитрий Павлович намеревался с высочайшего соизволения Николая II отправиться добровольцем на итало-турецкую войну в Ливию, но одобрения не получил. Уже будучи в составе лейб-гвардии в Первую мировую смог поучаствовать в походе в Восточную Пруссию. За высокие достижения, связанные с риском для жизни, получил орден Святого Георгия 4-й степени.
Дмитрий Павлович сегодня вспоминается историками, прежде всего, как соучастник убийства Григория Распутина. Заговорщики разделались со старцем в ночь на 30 декабря 1916-го. Великий князь, судя по множественным письмам и дневникам, искренне верил, что исчезновение Распутина с пути государя изменит весь курс движения Российской империи. В отличие от соучастника преступления Юсупова, Дмитрий Романов в течение последующей жизни никогда в не говорил вслух о той истории.
После убийства князя сначала арестовали, после чего сослали в Персию – в действующую армию. Но именно заграничная ссылка спасла молодого князя от верной гибели в революцию. В первое время Дмитрий состоял в корпусе генерала Баторина, позже служил в экспедиционном корпусе Британии. Когда возвращение в Россию перестало видеться реальным, отправился в Лондон, а потом в Париж.
Русский период Chanel и роман с Коко
К лету 1920-го Коко Шанель открыла в Биаритце Дом моделей и прославилась своими блейзерами, юбками, свитерами из джерси и костюмами юбка/жакет. Смерть «Боя» погрузила ее в депрессию, из которой ее вытащили русские. После знакомства с Дягилевым и Стравинским она с готовностью оказывала им финансовую поддержку. Общение с элитой русской диаспоры свело Коко с Великим князем Дмитрием, перед обаянием которого не устояла даже перспективная дива. Как и многие другие эмигранты, Дмитрий Павлович жил во Франции без гроша за душой, отказывая себе в привычных княжеских благах. Но этот неприятный факт не помешал ему стать любовником Коко Шанель. Она моментально влюбилась, фактически взяв князя-красавца на содержание.
Тогда-то в доме Chanel и начался так называемый «русский период». Хозяйка приняла на работу множество русских эмигрантов. Неудачно сходив замуж за шведского принца, Мария Павловна, родная сестра Дмитрия, возглавила в Доме Коко мастерскую вышивки. Роман князя и законодательницы мод был непродолжительным, но бурным. Историки утверждают, что именно эта любовная связь подарила миру «Шанель №5», состав которых автору подсказал друг русского князя. Скорее всего, она достигла бы огромного успеха и сама, но с участием и поддержкой Дмитрия Павловича её талант раскрылся особенно ярко.
Неудачный американский брак
Отношениям князя и Коко Шанель суждено было продержаться всего год. После разрыва Дмитрий Павлович женился на богатой американке Одри Эмери, даже принявшей ради знатного мужа православие. К тому моменту Романов растратил все, что вывез из России и перешел на иждивение родной сестры. Но новая семейная жизнь не заладилась с самого старта. Дмитрию Павловичу был чужд американский менталитет супруги, и понимание не достигалось. Как позже рассказывал князь Феликс Юсупов, Дмитрий Романов даже будучи мужем и отцом продолжал жить одним днем, отвернувшись от супруги и став для нее непроницаемым.
В браке с Одри у русского князя родился сын — правнук императора Александра II. В честь своего отца Дмитрий назвал наследника Павлом. Брак ожидаемо закончился разводом, и родители по очереди жили с сыном в семейном замке, купленном на деньги жены.
В 1939-м Эмери, вернув себе девичью фамилию, вышла замуж за Дмитрия Георгадзе, обрусевшего грузинского князя. По иронии судьбы, у сына Романова появился русский отчим. Но и второй брак распался, после чего женщина в 1954-м уехала на родину в Америку. Сын же, в заграничной интерпретации Пол, после окончания школы поступил на службу в корпус морской пехоты Соединенных Штатов, дослужившись до полковника. На протяжении своей жизни он продолжал семейный бизнес матери, умершей в 1971-м. В 1993-м избрался мэром успешного и богатого города Палм-Бич.
ИСТОЧНИК: Культурология https://kulturologia.ru/blogs/250423/56054/