Когда-то давно все научные истины, даже самые очевидные, напрочь отвергались религиозными деятелями и многочисленными защитниками религии по простой причине, что всё научное противоречило вероучению.
Как же Земля может быть круглой? Если бы так было, то на её противоположной стороне будут жить не люди, а их антиподы, а Библия об этом молчит. Земля вращается вокруг Солнца? Не может этого быть, ведь в Иисус Навин приказал Солнцу остановиться, а не Земле (Иис.Нав.10:12). На Солнце есть пятна? Нет конечно, ведь это же совершенное творение Господа! Эволюция? Нет! Ведь творец создал каждый вид отдельно, и он уже не может изменяться в последствии.
Вот такие настроения царили в те времена. И очевидно, что заниматься наукой было мягко говоря непросто.
Даже самые объективные научные истины отбрасывались, а гениальных людей, которые приносили в наш мир эти истины, подвергали страшным гонениям со стороны церкви. Ими занималась инквизиция – истязала, пытала, сжигала заживо.
Церковь в те времена обладала очень большой духовной, а также светской властью. Она контролировала всё, что производили умы учёных, их изобретения и открытия были под жесткой цензурой. Всё, что могло заведомо противоречить религиозной картине мира, было под запретом.
Таким образом в 1163 году Папа Римский Александр III официально запретил изучение физики и законов природы, выпустив буллу. Не прошло и ста лет, как принципы этой буллы испытал на себе Роджер Бэкон. Ему пришлось отсидеть в инквизиционной тюрьме более десяти лет. Вышел из нее он уже перед самой смертью. Еще через сто лет папа Бонифаций VIII запретил очень важный для развития медицины процесс – анатомирование трупов. А в 1317 году Папа Иоанн XXII выпустил очередную буллу, которая запрещала алхимию. Но фактически она была более глобальной – запрещалось занятие химией, т.к. она одна из «семи дьявольских искусств». Всех, кто смел нарушать запреты, очень жестоко наказывали и казнили. И одна из самых важных вех в истории гонения науки наступил в XIII веке, именно тогда католической церковью была создана Инквизиция – особый церковный суд по делам о еретиках. Очевидно, что еретиками в то время считались в том числе и ученые.
Как ни старалась Великая Инквизиция помешать распространению научных знаний, в 1543 году был опубликован труд Николая Коперника «Об обращении небесных кругов», который повлек за собой первые сомнения в истинности христианских вероучений.
До этого труда вопрос о форме Земли, о том, какое место занимает она в солнечной системе, доставлял церкви постоянные заботы, но она с ними успешно справлялась (например, в XIV веке Петр Д’Абано и Чекко Д’Асколи выступили с защитой шарообразности Земли, в итоге второй был сожжен на костре, а второго не успели сжечь, т.к. умер сам).
А теория польского астронома Коперника просто разносила все основы церковных учений. Он отрицал систему Птолимея, которая была угодна церкви, ведь она соответствовала библейскому мифу об Иисусе Навине, который остановил Солнце. Те, кто был верен католицизму и протестанцизму, книгу Коперника встретили очень злобно. Лютер написал по этому поводу: «Публика прислушивается к голосу нового астролога, который старается доказать, что вращается Земля, а не небеса или небосвод, не Солнце и Луна. Этот глупец хочет перевернуть все наши представления об астрономии, но в священном писании сказано, что Иисус приказал Солнцу остановится, а не Земле». В целом, это было мнением всех противников нового учения.
Но вот сам по себе выход книги не принес Копернику неприятностей со стороны инквизиции. В то время шел Тринденский спор, борьба с протестантизмом, и церкви просто было не до астрономических вопросов.
А к 1616 году церковь исправила свою ошибку и конечно же запретила книгу, а также все остальные труды Коперника. Они были убраны из всех библиотек, нельзя было упоминать о них на лекциях по астрономии.
В начале же следующего столетия учение Коперника было подхвачено такими значительными мыслителями тех времен, как Галилео Галилей и Джордано Бруно. Учение Коперника из неугодной ереси превратилось в завоевывающее все большее число приверженцев и последователей, в следствии чего оно стало представлять уже большую опасность для христианства и всей церкви. Мы все знаем жестокие истории расправ над Галилеем и Бруно. Они очень обширно представлены в мировой литературе, например – A.D. White “A history of the Warfare of Science with Theology in Christendom”, М.Я. Выгодский “Галилей и инквизиция”, В.С. Рожицын “Джордано Бруно и инквизиция”.
Первой жертвой последователей коперниковского учения стал Джордано Бруно. Его, известного философа и ученого, посадили в темницу, 8 лет пытали, пытались принудить его к отказу от ереси, но когда результата не было, инквизиция приняла решение сжечь Бруно на костре. Случилось это в 1600 году.
Обвинения звучали таким образом – осуждение церкви и ее служителей, отрицание вечности адских мук, признание множественности обитаемых миров, неверие в святую троицу и т.п. Очевидно, что учение Коперника было не основной причиной сожжения Бруно, ему вменили все те обвинения, которые обычно выдвигались всем врагам католической церкви.
Следующей жертвой инквизиции стал Галилео Галилей. Началось всё в 1616 году и длилась вплоть до его смерти в 1642 году. Он в 1632 году выпустил книгу «Диалог о двух главнейших системах мира – птолимеевской и коперниковой», что естественно повлекло за собой пристальное внимание инквизиции. После «экспертизы» был вынесен приговор для книги – учение “учение глупо и абсурдно в философском и еретично в формальном отношении, так как оно явно противоречит изречениям святого писания во многих его местах как по смыслу слов писания, так и по общему истолкованию святых отцов и ученых богословов”. Конечно такой вердикт принес Галилею огромные неприятности. Его дважды вызывали в Рим, где его допрашивали перед инквизиторским трибуналом. Изначально характер и тон допросов пророчили ученому печальную судьбу Джордано Бруно. Угрожая смертной казнью, инквизиция заставила уже глубоко больного семидесятилетнего Галилея отречься от своих знаний письменно, а также унизительно покаяться перед судом.
И это те истории, которые стали достоянием всей общественности. А сколько их, таких позорных для церкви, но случившихся с менее известными учеными?
Приведем несколько фактов, которые не так широко обсуждались в литературе:
– в 1558 году был сожжен на костре ученый и врач М.Сервет, который открыл малый круг кровообращения;
– в начале XVII века теологический факультет Парижского университета постановил и тут же исполнил свой постановление – изгнать из Парижа теологов де Клава, де Вильона и Бито, а также уничтожить все их труды.
– в середине XVIII века жестоким репрессиям поддвергся ученый Бюффон. В конце концов ему пришлось публично провозгласить такую речь: “Я объявляю, что не имел никакого намерения противоречить тексту священного писания, что я самым твердым образом верю, во все то, что говорится в Библии о сотворении мира в отношении как времени, так и самого факта; я отказываюсь от всего, что сказано в в моей книге относительно образования Земли, и вообще от всего, что может оказаться противоречащим повествованию Моисея”. Еще в середине XVIII в. математик и астроном Боскович должен был прибегать к таким уловкам: “ … преисполненный уважения к священному писанию и декрету святой инквизиции, я считаю Землю неподвижной; тем не менее, для простоты изложения я буду рассуждать так, как будто она движется”.
– во второй половине XVI века в Италии ученый И.Порта, который занимался различными исследованиями в области оптики, химии, метеорологии, был вызван в Рим к папе Павлу III, который приказал ученому немедленно прекратить свою «колдовскую деятельность». Ему пришлось распустить своё общество ествествоиспытателей;
– в 1624 году в Париже усилиями теологического факультета Сорбонны было распущено еще одно общество ествествоиспытателей;
– против академии дель Чименто выступила церковь, и просуществовав до этого уже 10 лет, ей пришлось закончить своё существование.
Этот список может быть очень длинным, но в целом картина уже ясна.
В России конечно тоже сложились определенный отношения науки и церкви. Формулу этих отношений можно условно выразить так – если научные учения и открытия подвергают сомнению, опровергают религиозные догматы, то тем хуже будет науке.
Михаил Ломоносов был глубоко верующим человеком, но он был возмущен нападками церковных служителей на свои исследования. И даже потребовал, чтобы церковь «не привязывалась к ученым и не ругала науки».
Учения Чарльза Дарвина, которое было очень жестко осуждено католиками и протестантами, православием также было воспринято в штыки. Из-за того, что дарвинисты подвергались жестоким гонениям, пришлось покинуть Россию известному биологу, лауреату Нобелевской премии, а также стороннику учения Дарвина Илье Мечникову.
Православная церковь запретила книгу И.Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863 год выпуска). Книга была сочтена ересью, будучи великим трудом об естественной природе психики человека. Также был запрещен перевод Кантемирова сочинения Фонтенеля «О множественности миров». Синод требовал издать указ, в котором на правительственном уровне будет утверждено – “дабы никто отнюдь ничего писать и печатать не мог как о множественности миров, так и о всём другом, вере святой противном, под жесточайшим за преступление наказанием”.
Когда духовенству нужно было запретить книгу Поупа “О человеке”, в ход пошли такие аргументы – автор “ни из священного писания, ни из содержимых в православной нашей церкви узаконений ничего не заимствуя, единственно все свои мнения на естественных и натуральных понятиях полагает, присовокупляя к тому и коперникову систему, такого ж и мнения о множественности миров, священному писанию совсем не согласные”.
Да, тяжелые времена пережила наука. Религия не оставляла в покое научные учения, причем конфессия была не важна, с наукой боролись все представители религиозного мира.
В этом контексте очень знаменательна история Александрийской библиотеки – крупнейшего хранилища книг древности, в котором хранились сотни тысяч ценнейших рукописей. Библиотека была разгромлена фанатиками раннего христианства, а через сто лет, в 642 году она была окончательно уничтожена мусульманскими изуверами. А причина была такова – Халиф Омар повелел: “ Если в этих книгах есть то, что имеется в Коране, тогда они бесполезны. Если в них есть то, чего нет в Коране, тогда они вредны. И в том и в другом случае их надо сжечь.»
Также мусульманское духовенство повлияло на фанатиков, которые в последствии убили знаменитого среднеазиатского математика и астронома Углубека (1394-1449) и разрушили его обсерваторию.
История поражает своими фактами гонения ученых, но не смотря ни на что, наша наука развивалась. И мы должны быть благодарны смелым ученым, которые знали в какое время они жили, и все-равно занимались своими исследованиями. И будем надеяться, что продолжения этой статьи не будет, что наш научный мир больше никогда не столкнется лбами с религиозным миром.
Источник: «Новости науки и техники»