Последний месяц лета: воспоминания о будущем

10.08.2023
690

В газете «Россия» № 32 за 4-10 августа 1993 года, разумеется нет прогноза событий, которые произойдут в Москве два месяца спустя. Однако предчувствие неизбежности беды сквозит во многих публикациях: от решения депутатов отменить отпуск и нелепых слухов о составленных списках лиц, подлежащих интернированию до скандальных инцидентов в Украине.

И снова август…

Александр ЕВЛАХОВ

Hыне находящиеся у штурвалов законодательной и исполнительной власти деятели, видимо, обречены быть на редкость впечатлительными и суеверными. Во всяком случае август у них скорее всего уже никогда не будет ассоциироваться с чем-нибудь приятным: с отдыхом на Черном море или рыбалкой.

В их святцах этот месяц всегда будет сезоном потенциального переворота. Поэтому вовсе неудивительно, что депутатам мерещится их интернирование, осуществляемое дивизией им. Дзержинского на основании списков, составленных Г. Поповым и Ю. Лужковым. Президентскому окружению — реванш потерпевших поражение два года назад с опорой на Советы всех уровней. И тем и другим — призрак некоей «третьей силы», идущей на смену оказавшимся неспособными к согласованным конструктивным действиям законодательной и исполнительной властям. Разумеется, при поддержке силовых структур — Вооруженных Сил, МВД и МБ.

Возглавляющие их при нынешних правителях люди обречены быть вечно подозреваемыми в двойной и тройной игре, и потому периодически призываемыми к присяге на верность не закону, а власти. В контексте этой логики заседание Совета безопасности видится заговором, а обычная бездарность чиновников — тщательно спланированной провокацией. Нынешний месяц скорее всего обещает не стабильность, а конфронтацию и будет отмечен высокой активностью оппозиции . Дело, разумеется, не в магической силе «красной» даты — 19 или «белой» — 21 августа.

Два года назад «кощеевой смертью» коммунистического режима были новый Союзный договор и ельцинский Указ о департизации. Сегодня треснуло «третье яйцо», содержащее проект Конституции. Тогда «Россия», сравнивая ставшее манифестом августовского путча «Слово к народу» с обращением В.Ярузельского к полякам в канун введения военного положения, писала: то, что пережила Польша, может оказаться для нашей страны ближайшим будущим. Так и случилось. Теперь это история уже и для нас. Снова события двухлетней давности не произойдут, как бы это ни грезилось нервным участникам политического процесса. Для них сегодня есть только два пути: или взаимное уничтожение, или компромисс. Есть надежда на последнее. Хотя осуществится он, скорее всего, уже не в августе. К сожалению, еще не в августе.

Власти дерутся-у министров стулья трещат

Андрей ЖДАНКИН

Главным событием прошедшей недели, если не считать изъятия у населения купюр старого образца, стала неожиданная отставка шефа Министерства безопасности Виктора Баранникова. Изложенные в официальной версии причины можно считать лишь поводом. В нынешние времена, когда среди высшего чиновничества прогрессирует «дачная лихорадка», непосредственное участие или по крайней мере активное покровительство коммерческим структурам, «лично допущенные нарушения этических норм» грех невеликий. Верным людям прощается и не такое. А поездка жены министра за рубеж за чужой счет — вообще сущий пустяк.

Трагические события на афгано-таджикской границе, охраняемой российскими пограничниками, также трудно считать истинной причиной отставки, тем более за день до нее с должности был снят начальник погранвойск генерал — полковник Н. Шляхтин, а сам министр получил выговор. (Министерский выговор случай беспрецедентный!). Несмотря на имевшиеся и раньше «проколы», Президент не отдалял от себя «самого молчаливого министра». Стоит хотя бы вспомнить историю объединения Министерства внутренних дел с госбезопасностью в одно суперведомство. Указ о его создании был первым президентским указом, отмененным Конституционным судом. Знающие люди утверждают, что автором идеи и самым активным проводником ее в жизнь был именно В.Баранников.

 Находясь в высших коридорах государственной власти, невозможно долгое время оставаться нейтральным. Госбезопасность остается самым информированным ведомством, и ее глава в избытке располагает компроматом на многие видные фигуры как в президентском, так и в парламентском лагере. Обнародование многочисленных фактов коррупции и серьезных нарушений этических норм, буквально лавиной хлынувшее с самых высоких трибун, не могло состояться без участия министра и его ведомства. Подобные факты — бомба, способная своим взрывом смести любую ветвь власти. И, видимо, у Президента были основания считать, что этот момент уже близко. Последние события вполне ясно говорили об этом.

Здесь и участие подчиненных министра в обыске у ближайшего соратника М. Полторанина, и история с молодым проходимцем Якубовским, чуть было не ставшим генералом. Заключительным аккордом можно считать доклад о коррупции в высших органах госвласти, сделанный министром Президенту на следующий день после выговора. Утверждают, что именно после доклада Президент подписал приказ о снятии министра. Приоткрыть тайну мог бы сам Баранников, но он, скорее всего, будет молчать и дальше. В 53 года можно надеяться на продолжение карьеры, тем более в такое быстроменяющееся время.

Остается открытым вопрос о преемнике Баранникова. Сейчас обязанности министра исполняет его первый зам. Николай Голушко. Скорее всего официальный преемник еще долгое время назначен не будет, поскольку нет кандидатуры, на которой бы сошлись и Парламент, и Президент. Есть и другой резон не спешить — человек в подвешенном состоянии всегда более лоялен, чем крепко стоящий на ногах. Смена ключевого министра позволяет сделать еще один вывод. В любой борьбе союзник в лице министра безопасности надежное подкрепление. Если его меняют на более надежного, значит впереди очередная схватка властей.

К закулисной борьбе не годен

Комитет по вопросам законности ВС РФ не попал в число тех, которые были реформированы в последние месяцы. Но предложения такие звучали. Не исключено, что вызваны они были историей подготовки закона о борьбе с коррупцией. Не исключено и другое — неприятие у кого — то вызывает председатель комитета Асланбек АСЛАХАНОВ.

Ни один акт Верховного Совета не рождался в таких муках, как Закон о борьбе с коррупцией. Только от граждан России поступило более тысячи замечаний и предложений. Множество разногласий было и в самом комитете- вплоть до вопроса, ну жен ли такой закон вообще. Хотя он — то решается однозначно: не обходимы определение самого понятия «должностное лицо» и — свод правил, обязательных для него. Теперь закон их дает.

Многие высказывали опасение, что под действие закона подпадет лишь мелкая сошка, а «отцы коррупции» смогут уходить от него безнаказанными. Чтобы не обойти вниманием весь спектр людей, которые могут оказаться замешанными в коррупции, определено четыре вида наказаний: дисциплинарные, административные, гражданско- правовые и уголовные.

Рисунок из газеты «Россия»

Первые три больше для клерков. Для руководства незамедлительно наступает уголовная ответственность. Причем чем выше должность, тем более грозными становятся отягчающие вину обстоятельства. Механизм действия закона обеспечен изменениями в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах.

-Есть и другая сторона вопроса: обвинениями в коррупции сегодня бросаются легко …

— Теперь это не будет так легко, потому что с выходом закона появилась и определенность: что есть коррупция и какими рычагами против нее действовать. Если вы имеете в виду обычную клевету, то она не является предметом регулирования Закона о коррупции. Достаточные возможности защиты от клеветы дает действующее законодательство.

 — Приходилось ли сталкиваться с подобными случаями?

— Да. Не буду называть республику — она уже независимое государство. Тогда я занимался организованной преступностью в сфере экономики. Мы вышли на чудовищные факты. Тех, кто решался выступить против взяток и поборов, обвиняли в клевете и осуждали на год-полтора. Мы выявили восемнадцать таких случаев и возбудили уголовные дела против лиц, сфальсифицировавших процессы.

— Асланбек Ахмедович, когда вы отчитывались о деятельности комитета, то поставили на голосование вопрос о доверии к вам. Чем это было вызвано?

— Не удовлетворяет сама оргaнизация законодательной работы. Я считаю, что правовая реформа должна опережать даже и экономическую, прокладывать для нее дорогу. Другая причина в том, что сами депутаты, в том числе и члены нашего комитета, называют комитет виновником всех проявлений разгула преступности. Абсурд. Наша обязанность — следить за состоянием законности в рамках правоохранительных органов. Такие обвинения в адрес комитета — свидетельство попыток «дворцовых переворотов». В прошлом году руководство ВС отметило активную работу комитета, в нынешнем объявило ее плохой. Предполагаю, что причина такой резкой смены оценки я сам. Поэтому и предложил депутатам решать: доверяют они мне или нет.

— Вы, Хасбулатов, Завгаев, — товарищи по несчастью: вы лишены чеченского гражданства.

— Хотел бы, чтобы больше не было попыток противопоставить меня Хасбулатову или объединять по причине «общего несчастья». Есть вопросы, на которые мы смотрим по — разному. И касается это не одного лишь Руслана Имрановича: я не принадлежу ни к каким фракциям, партиям, течениям.

Беседу вела Наталья КОПОСОВА

Старые рубли на новые доллары?

 Парламент принял изменения и дополнения к Закону о банковской деятельности. В кои — то веки вполне нормального характера: в защиту банков «родных», ограничивая возможную экспансию чужеземных. Нет, в порядке эксперимента кое — кому возможность попробовать предоставлена будет, однако принцип «доверяй, но проверяй» будет соблюдаться весьма строго.

Лев ВЛАДИМИРОВ

Резоны депутатов вполне понятны: при нынешнем до сих пор невероятно высоком курсе доллара любой иностранный банк, скажем прямо, задешево разживется у нас весьма серьезным имуществом, которое на Западе стоит куда дороже. И вместо восстановления экономики отечественной получим мы хозяев из-за рубежа. При всем почтении к реформам не хотелось бы.  Какие бы они ни были, они наши, российские. Так и рассудили парламентарии, ужесточив предложенные изменения и дополнения.

Вопрос этот готовился достаточно давно, многие месяцы. Чуть ли не год назад обнаружилось разрешение правительства на открытие отделения «Лионского кредита». Об этом поговорили и вроде как отложили Французский банк между тем продолжал свои подготовительные работы, парламент — свои. И вот в повестку дня сессии ВС попал этот вопрос — в аккурат после того, как Президент съездил в Токио на встречу с «семеркой».

Судя по молчанию официальной пропаганды, вполне компенсируемому многочисленными слухами, особых успехов в Токио достигнуто не было. Напротив, поговаривают, что обещаем мы Западу куда больше, чем получаем от него. Вот и «раскатали губу» иные банкиры на земли и стоящую на них российскую недвижимость. Настолько, что начали через свои правительства пытаться влиять на «ускорение» российских реформ именно в желательном для них направлении. Тут — то парламент и воспользовался послетокийским отпуском Ельцина.

«Хозяин», как известно, отпуск прервал. Рано или поздно, видимо, доберется и до банков. А это далеко не последнее дело. Но из разряда глубинных  скрытых. Пахнущих не только геополитикой, но и геоэкономикой. У Президента выбор: можно подписать законодательный акт парламента, а можно … вплоть до использования права вето. И вот тут вопрос встает ребром: а что же лучше для рядового российского гражданина? С одной стороны, инобанк привлечет кондиционером и хваленым сервисом. С другой стороны, едва ли сможет даже суперинобанк сохранить на российской земле «тамошние» порядки. Долларов у населения столько, что сразу же выстроится в этот банк знаменитая русская очередь со всеми ее атрибутами и последствиями. А поскольку доллар на российской земле, вдали от своей исторической родины, «худеет» и «Толстеет», как Бог на душу положит, то станет наш очередник требовать должных процентов на невиданную в мире стремительную нынешнюю российскую инфляцию этого самого доллара. Его покупательная способность падает на глазах. Цены растут, а он, зеленый, падает. Так ни один банк в мире не даст такого процента, чтобы хоть отчасти компенсировать потери. Значит, предстоят убытки в сочетании с грандиозным скандалом.

А если серьезно, то мы — таки входим в мировое долларовое сообщество самым неверным образом: через долларизацию экономики. Обменять старые рубли на новые доллары — задумка, похоже, лихая. Только вот кому это выгодно? В ситуации , когда большинство населения по инерции продолжает хранить свои гроши в сбербанках, широкое внедрение инобанков скорее всего добьет это последнее прибежище пенсионеров, а заодно и то , что осталось от их «трудовых сбережений» . Так что, как бы мы ни ругали наш парламент, он в состоянии проявить и здравый смысл

Чемодан — вокзал – парламент

 Наталья КОПОСОВА

Когда решение о продолжении работы парламента еще не было принято, один из лидеров оппозиции Виктор Аксючиц сообщил, что, по его прогнозам, вновь произойдет какое-либо событие, которое заставит депутатов собраться. Что и случилось. Парламентарии сами, добровольно, правда, со второго раза, но все же проголосовали за продолжение работы.

Однако изнуряющий режим работы все — таки взял свое. Внести в повестку дня предлагали вопросы самые разнообразные, начиная с требования к Руслану Имрановичу извиниться перед леди Тэтчер, обруганной спикером в телевыступлении за высказанное ею мнение о необходимости скорейшего принятия новой Конституции и последующего роспуска нынешнего парламента и заканчивая обсуждением планов депутатского интернирования, разработанных Поповым и Лужковым. А депутат Бубякин. по собственной инициативе наделив присутствовавшего в связи с главным вопросом повестки дня о продлении чрезвычайного положения в Северной Осетии и Ингушетии Сергея Шахрая должностью начальника Государственно- правового управления Президента (на самом деле начальником ГПУ является А. Котенков), тут же потребовал объяснить, как он эту должность может совмещать со своей нынешней позицией. Из позиции же Шахрая было известно только то, что его удивляет присутствие иностранных граждан на переговорах руководителей республик в зоне конфликта.

Судя по всему, с появлением формулировки «неэтичное поведение» в качестве одного из мотивов для отстранения от должности министра безопасности В. Баранникова для на родных депутатов России, находящихся в постоянных загранпоездках, началась новая эра в переоценке ценностей. Поэтому на Президиуме ВС, предварившем заседание сессии, менее сомнительной показалась другая трактовка, основанная, по словам Руслана Хасбулатова, на духе и букве закона и связанная с процедурой отстранения от должности. Согласно ей, отставка В. Баранникова должна была произойти по представлению В. Черномырдина. А потому депутаты спешно признали Указ Президента не имеющим юридической силы.

Не менее сложным оказался и вопрос о решении Центрального банка об изъятии из обращения старых купюр. Заявление Председателя ВС об отмене решения ЦБ не могло быть более чем популистским политическим жестом. Потому как подобные действия стали бы вмешательством в оперативную деятельность исполнительной власти, что противоречило закону. Появившийся на заседании президиума председатель ЦБ В. Геращенко заявил, что если такое решение Верховного Совета появится, то Центральный банк подаст иск на ВС в Арбитражный суд.

Разрешением этой спорной ситуации стало мистическое постановление ВС, которое ни на одном из заседаний Президиума не принималось и все — таки каким-то образом оказалось принято. В нем ЦБ предписывалось привести свое решение в соответствие с нормами законов «О денежной системе», «О Центральном банке» и «О собственности». Как пояснил ситуацию с постановлением Руслан Хасбулатов, решение принято, но юридически не оформлено. Судя по всему, это предстоит сделать на очередном заседании сессии, назначенном на 6 августа. В связи с внесением в повестку дня данного вопроса депутаты потребовали явки пред свои светлые очи и министра финансов, вице — премьера Бориса Федорова, который, хотя и осудил акцию ЦБ, сам, по словам спикера, является ее главным зачинщиком. Какое решение примет парламент в конце нынешней недели, сказать трудно. Однако один из его проектов, опубликованный нами в предыдущем выпуске «России», уже циркулирует по кабинетам Белого дома. Одним словом, покой депутатам начинает только сниться. Хотя новая норма кворума — более половины от состава ВС позволяет отдыхать и по очереди: неделю -одна половина зала, неделю — другая. Есть, правда, и другая возможность. Про водить неделю где-нибудь на Черноморском побережье, а на день-другой слетаться в Москву.

Гуманитарная миссия скандального характера

Скандально завершилась в Севастополе гуманитарная миссия краснодарской делегации, выезжавшей туда на празднование 300-летия российского флота. Кубанцы привезли морякам 40 тонн продовольствия и артистов муниципального театра «Премьера», чтобы чуть — чуть скрасить их безрадостное существование. 10 тонн муки оплатил из своих средств почетный гражданин Краснодара и Адыгеи Иосиф Кобзон. Моряки и население Севастополя встретили кубанцев на ура, но украинским властям их приезд пришелся не по нраву. И они спровоцировали скандал

Елена КРЫЛОВА

Cделать это было не сложно. Вначале долго преследовали машину российских депутатов, пытавшихся въехать на территорию порта. Дело кончилось тем, что народных избранников при шлось доставлять на адмиральский корабль с помощью вертолета. Потом во время шумного митинга на площади Нахимова, представители украинской службы безопасности арестовали краснодарского предпринимателя Игоря Добровольского, обвинив его в хулиганстве. Делались попытки задержать и заместителя главы администрации Краснодарского края В.Штурбу.

Добровольский, оказавшийся на митинге случайно и просто наблюдавший за его ходом, до сих пор находится в камере. Все попытки вытащить его оттуда закончились безрезультатно. В обычное время дело это не стоило бы и выеденного яйца, но не сейчас. Кубанские миротворцы твердят о чистоте своих намерений, уверяют, что российские матросы действительно голодают. Есть решение Союза российских городов о шефстве над кораблями Черноморского флота, в том числе и о продовольственной помощи. Вы когда-нибудь слышали о маринованном картофеле? А моряков им кормят постоянно. Когда кубанскую провизию доставили в Севастополь, все перископы были направлены на берег. Украинская же сторона заявляет, что доставка продовольствия только повод, чтобы спровоцировать в Севастополе беспорядки.

 Доля истины есть в обоих утверждениях. Кубанские политики, разочарованные выжи дательной позицией федеральных властей в отношении Черноморского флота, намерены взять инициативу в свои руки. Они считают, что любой субъект Федерации может и должен активно вмешиваться в политику, в том числе и в области международных отношений. И гуманитарная помощь — прекрасный предлог для этого. То, что провинциальная самодеятельность может спровоцировать серьезные конфликты с соседним государством, их не смущает. Уверены, что Севастополь, 80 процентов населения которого русские, их поймет и поддержит. Только устроит ли этот вариант Украину, вот в чем вопрос. А Москва выжидает. Стараясь, видимо, не думать о сверхмощном оружии, которым оснащены корабли с голодными и обездоленными черноморскими моряками.

Киевские «доны»: кто встанет на их пути? 

 В свое время, едва заняв кресло премьер-министра и ознакомившись с положением дел, Кучма, что называется схватился за голову. Даже не бедственное состояние украинской экономики так его поразило. Нет. Его потрясла степень проникновения в нее мафиозной «пятой власти». И именно этому явлению он уделил основное внимание в своем программном выступлении перед депутатами Верховного Совета. И тут же предложил: создать специальную комиссию, наделенную особыми полномочиями, для расследования финансово-банковской системы, причин ухода за бесценок сахарных запасов Украины в 1991 и1992 годах, судьбы полуторамиллиардного немецкого кредита, а также валютных кредитов Испании, Италии и других стран.

Владимир КОЛИНЬКО

Прошло всего восемь месяцев. Но они дали премьеру возможность убедиться в правоте исторической сентенции «мафия бессмертна» и скрепя сердце согласиться с мнением полковника госбезопасности Григория Омельченко о том, что за последние два года она преобразовала Украину в «коррумпированное государство латиноамериканского типа».

Продолжает расти ущерб, наносимый национальной экономике «теневым бизнесом». Так, по словам премьера Кучмы, за девять месяцев 1992 года Украина поставила экспортной продукции на 5 млрд. долларов, но в государственный валютный фонд поступило лишь 84 миллиона. Причина? Более 90 процентов продукции украинской промышленности, приходящейся на госсектор, экспортируется коммерческими структурами. В то же время, по мнению экспертов, наносимый организованной преступностью урон «тянет» на 10-12 млрд. долларов ежегодно. А упомянутый полковник Омельченко называет даже цифру в 15-18 млрд. долларов, что по сегодняшнему обменному курсу составляет около 70 триллионов карбованцев. (Для сравнения: согласно подписанному 9 апреля президентом Кравчуком закону доходная часть госбюджета Украины на 1993 год составит менее 5 триллионов …)

Вот почему недавнее заявление председателя Службы безопасности Украины (СБУ) Е. Марчука о том, что «масштабы теневого капитала позволяют ему влиять на ситуацию в целых отраслях экономики и регионах», звучит весьма убедительно. И стоит ли удивляться тому, что премьер не требует уже расследований, коли уж сам шеф СБУ вышесказанным по сути расписался в собственном бессилии. На кого же еще рассчитывать?

Чувство безысходности охватило и широкую общественность. И если еще год назад у нее были хоть какие — то надежды на то, что борьба с организованной преступностью пойдет успешно, то сегодня достоянием гласности становятся все новые факты, убеждающие в обратном. А старые? О них как — то забыли. Те же, кого обвиняли в нанесении колоссального ущерба украинской экономике, почему — то ни в воде не утонули, ни в огне не сгорели. Кого и «брали», так это явных уголовников — своего рода «стрелочников». В отношении же «авторитетов» в их роскошных служебных кабинетах все разоблачения, как правило, превращались в бурю в стакане воды …

 Так, полгода назад Л. Кучма и его «вице» Ю. Иоффе потрясли граждан республики разоблачениями по адресу руководителей нефтегазового комплекса страны. В 1992 году те «успешно» реэкспортировали на Запад треть полученной из России нефти, в то время как украинскую экономику буквально душила нехватка горючего. И что же? Да ничего. Директора нефтеперерабатывающих заводов, руководители внешнеэкономических структур, выдававшие им лицензии посредники и обеспечивавшие отправку горючего за границу транспортники остались на своих местах. И при своем тоже. Уволенным же оказался … сам главный разоблачитель — вице — премьер.

Еще факт. Совсем недавно прогремел скандал вокруг Черноморского пароходства (ЧМП), занимающегося валютными махинациями, распродажей за бесценок морских судов и списанием их даже без актов технического обследования, и т.п. А лидер Руха Вячеслав Чорновил даже обвинил своего начальника ЧМП коллегу по парламенту Виктора Пилипенко — в присвоении миллионов долларов. И что? Да опять ничего. На пленарных заседаниях Верховного Совета В. Чорновил и В. Пилипенко по — прежнему сидят рядом. Дальше. Без всяких последствий закончилось дело с национальным фондом «Украина — Чернобыль». Его организовали первый вице — премьер К.Масик и министр Г. Готовчиц с целью финансирования работ по ликвидации последствий катастрофы на АЭС. Освобожденное от налогов и осыпаемое дождем льгот «детище» двух государственных мужей ворочало миллиардными операциями с металлом и нефтью, но, как выяснилось, почти ничего общего не имело с изначально провозглашенной гуманной целью. И как?.. Да снова никак. К. Масик в итоге заполучил синекуру в благополучной Финляндии, а Г. Готовчиц и далее руководит своим министерством.

И, наконец, последний факт, связанный с акционерной компанией «Украинский дом», созданной для развития международно-технического сотрудничества. Ее основателями — благодаря инициативе академика Патона стали два исследовательских института АН Украины и «Укринбанк». Однако, даже не зарегистрировавшись как юридическое лицо и не имея, таким образом, права на какую бы то ни было коммерческую деятельность, упомянутый «Дом» весь минувший год «химичил» с экспортом металла и нефтепродуктов. И лишь когда несколько месяцев назад президент Л. Кравчук подписывал указ о ликвидации этой компании , выяснился конечный результат ее деятельности : сотни миллионов рублей нанесенных государству убытков и пять украинских самолетов, заложенных в одном из московских коммерческих банков … И что же? Угадали — ничего. 75 — летний академик в очередной раз избран президентом Академии наук Украины.

Подводя итог перечисленным, но далеко не всем «успехам» доморощенных предпринимателей, невольно задаешься вопросом. И даже не одним. Как так может быть, чтобы уже был заключен договор на экспорт 26,8 миллиона тонн проката черных металлов, в то время как вся промышленность Украины способна произвести его не более 25 млн. в год? Как происходит, что он уже вывозился с территории республики, равно как нефть и сахар, без соответствующих квот и лицензий? Наконец, как объяснить безумную щедрость управленческих структур, раздающих их направо и налево?

Ответ на них по сути не нов. Но достаточно четко сформулировал его народный депутат Украины В. Слесаренко. Проработавший двадцать лет в следственном аппарате МВД, он видит сегодня главную опасность для Украины в организованной преступности, коррупции и взяточничестве. И именно он пошел еще дальше, возглавив парламентскую комиссию и разработав в считанные месяцы (при помощи целой армии добро вольных помощников из числа молодых юристов и рядовых офицеров правоохранительных органов) альтернативный совминовскому законопроект по борьбе с организованной преступностью.

 30 июня 1993 года этот законопроект был принят большинством голосов парламента. Новый закон «Об организационно — правовых основах борьбы с организованной преступностью» может стать действенным орудием борьбе с мафиозными структурами. Главное его достоинство в том, что речь идет о

создании организации, в какой — то мере напоминающей американское ФБР. Созданная в системе МВД, она по своему статусу будет действовать параллельно ему и независимо от местных органов власти. Это предотвратит утечку информации и защитит от административного давления. Вертикальная же подчиненность, утверждение и увольнение руководства новой структуры Кабинетом министров при участии парламента выведут ее из — под влияния высокопоставленных чиновников.

 О взрывной потенции нового закона свидетельствовало хотя бы мощнейшее сопротивление, оказанное в процессе его обсуждения и принятия. Выступавшие в ходе парламентских дебатов руководители правоохранительных органов силились убедить депутатов в … отсутствии мафии на Украине. В том, что для борьбы с преступностью якобы вполне достаточно существующего законодательства. Очернение закона не прекратилось даже после его принятия: и неконституционен — де он, и нарушает права человека … Наконец, от президента попросту потребовали наложить на него вето.

Подобное «страстное противодействие» заставляет задуматься о подлинных глубинных причинах, его породивших. Равно как и о том, что на пути реализации нового закона «не заинтересованные» в нем еще воздвигнут не один барьер. Первый, кажется, уже возведен. Принимая закон, ряд депутатов решили одновременно создать постоянную комиссию по проблемам борьбы с преступностью. И вот не прошло и месяца, как по рукам парламентариев стали ходить неизвестно кем подготовленные списки членов этой комиссии. Странно, но ни в одном из них нет фамилий инициаторов и авторов нового закона — народных депутатов Украины следователя В. Слесаренко и районного прокурора Г.Демидова. Вполне понятный стратегический ход, комментирует сложившуюся ситуацию народный депутат В. Будько. — Мало шансов, что Л. Кравчук наложит на закон свое вето. Но есть ведь и обходные пути …

Киев

Полуостров Крым: разгар полунезависимости

Провозгласив в Крыму режим открытой экономики, местный парламент решил начать с кардинального преобразования структур исполнительной власти. Новый премьер Борис Самсонов на 13 — й сессии ВС изложил свою концепцию.

Светлана ТУМАНОВА

По его мнению, существующая ныне система Советов не поддается контролю, на всех уровнях утрачена исполнительская дисциплина, а управленческий аппарат на местах разбух почти вдвое.

 В то же время глава правительства убежден: ныне Крыму нужны руководящие структуры, способные выполнять двуединую задачу : эффективно управлять основанным на госсобственности хозяйственным комплексом и одновременно формировать рыночные отношения.

 В социальной сфере правительство пока сохраняет функции управления бюджетными учреждениями и организациями, в производственной — определяет главные направления развития отраслей экономики. Центральные органы власти соответственно формируются из министерств и госкомитетов, на местах — из городских и районных исполкомов. Однако, но концепции Б. Самсонова, председатели и их замы в городских и районных исполкомах назначаются, а их структуры и штаты утверждаются Советом министров Крыма. В своей работе все они подотчетны только ему. Таким образом, исполкомы на лестнице «децентрализации» займут более высокую ступень, чем местные Советы. К слову сказать, городские Советы предложено заменить Думой во главе с председателем, избираемым населением города; в сельсоветах — возродить институт старост, определяемых по аналогичному принципу.

В устранении Советов как органов народовластия большинство депутатов, правда, узрело прообраз авторитарной диктатуры. За святость принципа выборности высказался и представитель президента Украины в Севастополе Иван Ермаков, познавший на своем горьком опыте, каково быть назначенным сверху. Вызвала сомнение у крымских парламентариев и неопределенность в отношениях между Советами и соответствующими исполкомами, которая может по родить синдром перетягивания каната. Оценив поэтому законопроект «Об органах государственной исполнительной власти в Республике Крым» как весьма уязвимый, депутаты отправили его на доработку, оставив без внимания заявление Бориса Самсонова о том, что он в таком случае снимает с себя всю ответственность за состояние дел в экономикe.

 A вот закон «О системе центральных органов государственной исполнительной власти Республики Крым» был принят. Теперь на его основе будет сформировано 28 министерств, управлений и комитетов. Для Крыма многовато, посчитали некоторые депутаты. Вон в Швейцарии для процветания и девяти вполне достаточно …

Оппоненты оценили такое реформаторство, как попытку возвращения к административно — командной системе, концентрации власти в «нужных руках» (через изобретение новых портфелей) накануне предстоящих перевыборов. И это в тот момент, когда не приняты законы о выборах в Верховный Совет и президента Крыма (на их основе, и не иначе, следует начинать перестройку ветвей власти), не разработана программа государственного строительства, обосновывающая необходимость тех или иных управленческих единиц. «Сформируем сначала структуры, а уж под них создадим программы», — разъяснял в парламенте один из апологетов нынешнего реформирования руководящих структур полуострова.

 Примечательно, что наряду с официальными в республике действуют и два десятка министерств так называемого «теневого» Кабинета министров, созданного на базе Русской партии Крыма (РПК). Ее председатель (он же — премьер — министр «теневиков» и депутат парламента) Сергей Шувайников сказал в беседе с корреспондентом «России», что, с какой бы иронией ни относились к этой апробированной на Западе, но непривычной для нас затее, «теневики» нарабатывают серьезный опыт работы в новых условиях. А в случае победы на выборах и прихода к власти РПК ее представители окажутся подготовленными к управлению государственными и экономическими структурами Крыма.

Все они тогда в полном составе автоматически станут республиканским правительством, а издаваемые ими сегодня постановления обретут юридическую силу. Это постановление «О гражданстве Республики Крым», устанавливающее единое гражданство республики (со своим паспортом, увенчанным крымским гербом) и гарантирующее конституционное право граждан на второе, свободно выбранное гражданство; закон «О социальной и государственной защите военнослужащих, работников правоохранительных органов и службы безопасности», по которому будет расширен круг привилегий и льгот этим лицам. Готовится также целый пакет законопроектов по таким насущным проблемам, как соцобеспечение, развитие сельского хозяйства, положение молодежи, и т.п.

 В то же время многие наблюдатели считают: если «теневые» правительства набираются ума — разума за свой, а не за народный счет, то и пусть себе здравствуют. Ибо чем их больше, тем, возможно, больше будет и концепций реформирования властных структур Крыма, вари антов его экономического развития. Наконец — политических лидеров, способных привести «остров Крым» к желанному, но так еще от нас далекому благоденствию.

Симферополь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *