Лучшие образцы советского научпопа: сценарии Сапгира и Заходера, съемки Ливанова и Норштейна, музыка Журбина и Артемьева. В кадре — динозавры, олимпийцы, космонавты и перуанские индейцы
Георгий БОРОДИН
Научно-популярные мультфильмы советских аниматоров интересны и с художественной, и с образовательной точки зрения. Мы выбрали те из них, с которыми вы, возможно, не знакомы: в эту подборку не вошли и так не терявшие популярности сериалы «На задней парте» Валерия Угарова, «Наш друг Пишичитай» Юрия Прыткова и кукольная серия «КОАПП», снимавшаяся на «Мульттелефильме» по радиоспектаклям Майлена Константиновского.
«Главный Звездный»
Режиссер Роман Давыдов, 1966
Сценарий этого фильма об историческом развитии астрономии написали Генрих Сапгир и Геннадий Цыферов. Мы узнаём о том, как человек постепенно постигал Вселенную — от первобытного наименования светил к покорению космоса. Особенно интересен эпизод, где герои отправляются в будущее: редкий образец фантастики в советской мультипликации середины 1960-х. Посмотреть мультфильм можно здесь (Часть 1) и здесь (Часть 2).
«Гора динозавров»
Режиссер Раса Страутмане, 1967
Драматург и редактор Аркадий Снесарев, взяв за основу гипотезу французских палеонтологов о причинах вымирания динозавров, сделал картину небывалого жанра — это детская познавательная притча-трагедия. Главный посыл картины — не научный, а морально-этический: если относиться к своим обязанностям формально — жди катастрофы. Гибель неродившегося динозаврика, его диалог со скорлупой яйца, которая не дает малышу вылупиться, поскольку ее задача — защищать его и сохранять тепло, — одна из самых драматичных сцен за всю историю советской мультипликации.
«Рассказы старого моряка. Антарктида»
Режиссер Лев Мильчин, 1972
«Антарктида» — третья часть «Рассказов старого моряка», серии познавательно-приключенческих лент сценариста Леонида Завальнюка и режиссера Льва Мильчина. Суровые условия жизни в Антарктике, быт полярников, повадки пингвинов, история континента — все это рассказывалось здесь задолго до появления советско-японского фильма «Приключения пингвиненка Лоло». Историческая часть была решена монтажом статичных кадров: Лев Мильчин продемонстрировал целую галерею нарисованной им уникальной графики. Посмотреть мультфильм можно здесь.
«Коля, Оля и Архимед»
Режиссер Юрий Прытков, 1972
Один из самых удачных научно-популярных фильмов Юрия Прыткова рассказывает об эпохе Архимеда и его научных открытиях. Принцип действия механизмов, основанный на архимедовых законах, хорошо известен, но сами конструкции до наших дней не сохранились, и режиссер фильма «спроектировал» их заново. Получилось очень наглядно и убедительно. Посмотреть мультфильм можно здесь. Другие познавательные картины Прыткова — «Алло! Вас слышу!», «Заяц Коська и родничок», цикл «Наш друг Пишичитай» и «В стране невыученных уроков».
«Детство Ратибора»
Режиссер Роман Давыдов, 1973
Экранизация романа Валентина Иванова «Русь изначальная» показывает детям быт и уклад восточных славян VI века. Перед художником фильма Виктором Никитиным стояла сложная задача: воссоздать мир, сведения о котором скорее отрывочны, и он с ней замечательно справился, хотя некоторые его изобразительные находки не вполне исторически достоверны. Монументальная былинность в облике главных героев, тонкое колористическое мастерство в декорационной части, яркие батальные сцены — все это делает фильм выдающимся произведением рисованного кино. Позже Роман Давыдов создал картины о других исторических эпизодах — Куликовской битве («Лебеди Непрядвы») и нашествии Батыя («Сказ о Евпатии Коловрате»).
«Аврора»
Режиссер Роман Качанов, 1973
Главная пружина сюжета, придуманного Аркадием Тюриным и Романом Качановым, должна была быть такой: дети сравнивают два легендарных крейсера, «Варяг» и «Аврору», об одном из которых песня есть, а о другом — нет. Но цензура сочла такое сопоставление неуместным, так что в фильме осталась только «Аврора», а сюжет стал несколько схематичным. Тем не менее сохранилась важная идея: даже за самой сухой и шаблонной информацией из учебника скрывается богатая, насыщенная и не такая уж простая история — стоит лишь проявить к ней искренний интерес. Фильм завершает композиция Владимира Шаинского «Крейсер „Аврора“», мгновенно ставшая классикой детского песенного репертуара. Посмотреть мультфильм можно здесь.
«Зеркало времени»
Режиссер Владимир Тарасов, 1976
В начале 1970-х годов актер, сценарист и режиссер Василий Ливанов и летчик-конструктор Анатолий Коробков (в титрах — А. Анкор) задумали развить новый для советской мультипликации жанр — фильм-гипотезу. Первую картину из цикла «Великие тайны Вселенной» снял сам Ливанов — это был фильм «Фаэтон — сын Солнца», рассказывающий о существовании гипотетической планеты Фаэтон и возможных причинах ее гибели. «Зеркало времени», в котором обсуждается возможность визуальных «путешествий во времени», снимал уже Владимир Тарасов, режиссер, склонный к сюрреалистическим приемам. В фильме, очень богатом на разнообразные цитаты и аллюзии, есть в том числе вставные эпизоды, отсылающие к произведениям Марка Твена и Герберта Уэллса.
«Кто ж такие птички»
Режиссер Юлиан Калишер, 1978
Фильм снят по познавательной сказке Бориса Заходера «Жил-был Фип», в которой птенец узнает, что́ именно определяет его принадлежность к классу птиц. Юлиан Калишер и книжный график Валерий Дмитрюк помещают действие в условный мир цветовых плоскостей и предельно упрощают конструкцию главного героя: Фип — это шар с крылышками на двух палках-ножках. С этой нехитрой конструкцией мультипликаторы творят настоящие анимационные чудеса. Над фильмом работала замечательная группа актеров озвучания во главе с Кларой Румяновой, музыку написал Александр Журбин. Получилось захватывающее и остроумное зрелище. Посмотреть мультфильм можно здесь.
ИСТОЧНИК: Арзамас https://arzamas.academy/materials/1221