Ее пылающий мир

13.09.2024
216

Смелость и храбрость Маргарет Кавендиш воспламенили общество 17-го века, но является ли она девушкой-феминисткой с плаката нашего времени?

Франческа Пикок писатель и художественный журналист, чьи работы публиковались, в частности, в The Telegraph, The Times и The TLS . Она является автором книги « Чистый ум: революционная жизнь Маргарет Кавендиш»(Великобритания, 2023 г. / США, 2024 г.). Она живет в Лондоне, Великобритания.

В пьесе, опубликованной в 1662 году, драматург представил причудливую систему образования для женщин. В «женской академии» (также название пьесы) молодые женщины «почетного рождения» и «древнего происхождения» заперты в доме. Отделённые от внешнего мира – и компанию им составляют только старые матроны – они граничат с двумя решетками, окнами на открытом воздухе, которые зарешечены. На женщин можно смотреть и слушать, но нельзя трогать или прикасаться к ним. С одной стороны вокруг стоят толпы мужчин, просто чтобы их увидеть. У другой решетки женщины собираются группами, чтобы послушать их образованные беседы.

Это странная установка, в каком-то смысле похожая на ту, что была у средневековой ведущей, изолированной от внешнего мира и которой практически запрещено разговаривать с мужчинами или кем-либо еще за пределами своих стен. И, как и ведущие в прошлом, эти женщины посвятили себя чтению и обучению, обсуждая все, от женских способностей к остроумию до природы истины. Мужчины, стоящие снаружи, способны обсуждать только одно: их «мозги настолько полны мыслей о женском поле», что у них «нет места ни для каких других тем». Конечно.

Что происходит в этой пьесе? Это образ идеализированного женского интеллектуального развития? Возможно, но здесь есть некий секрет: получившие образование женщины затем используют свое красноречие, чтобы заявить, что женщины неспособны к мудрости и что для женщины практически невозможно оправдать себя публично. Не является ли это женоненавистническим произведением, созданным каким-то женоненавистническим остроумием 17-го века? Едва ли. Женщины озабочены тем, чтобы стать лучше, научиться всему, чему могут, а мужчины, от которых они отбиваются, кажутся неисправимо глупыми.

Может ли это быть моделью реальной образовательной среды; какое образование получил его автор? Ответ, увы, по-прежнему нет. К середине 17-го века идея формального женского образования начала распространяться – летом 1673 года школа в Тоттенхэме, к северу от Лондона, рекламировала свою способность обучать «джентльменов» – но в 1620-х годах, когда родился автор пьесы, не тут-то было. Женщины определенного социального класса учились только женскому началу: шить, танцевать и «болтать».

«Женская академия» с ее воображаемым миром и непримиримыми противоречиями является хорошей возможностью задуматься о ее авторе, Маргарет Кавендиш (1623–1673): поэтессе, философе, ученом, драматурге, пионере моды, писательнице-фантасте и ранней феминистке (ее названия должностей можно продолжать и продолжать). Кавендиш пережила жестокую гражданскую войну, опубликовала свои стихи, прозу и драму под своим именем, хотя это было неслыханно для женщины, и стала чем-то вроде знаменитости раннего Нового времени. Она пролистывает страницы и страницы источников того периода, от скандальных дневниковых записей Сэмюэля Пеписа (в одной из записей он возмущается, что «все городские разговоры сейчас только о ее экстравагантности») до писем о придворных сплетнях. В течение четырех столетий после ее рождения подходы к ней колебались между обожествлением ее внешности и выступлений (Джон Эвелин, ведущий дневник 17-го века, должно быть, разозлил свою жену, когда он неоднократно писал в своем дневнике, что «не мог оставаться в стороне от творчества Кавендиш, ее причудливых привычек, одежда и манеры речи» . Вирджиния Вульф обрушила всю силу своих оскорблений на Кавендиш, назвав ее «сумасшедшей с птичьей сообразительностью», «гигантским огурцом» и «призраком, которым можно пугать умных девочек». Еще в 1979 году литературное исследование показало, что творчество Кавендиш является свидетельством ее «шизофрении».

Была ли Кавендиш пионером феминистского движения или эксцентричным дилетантом? Ранним учёным или «безумной Мэдж»?

Если обратиться к Маргарет Лукас в 1623 году, то мы заметим, что ее молодость и образование имеют сходство с женщинами, которых она представляла в «Женской академии» , но не то, которое мы могли бы ожидать. У нее не было основательного образования от «могильных матрон» – она не ожидала, что сможет рассуждать на философские темы или даже хорошо выражать свои мысли – но вместо этого ее воспитывали как идеальную дочь богатых, с хорошими связями, но не аристократических классов. . Она научилась танцевать и петь. Что еще может понадобиться женщине?

Однако ее образование в чем-то напоминало ее представление о женщинах. Это была жизнь в крайнем уединении. В большом загородном доме аббатства Святого Иоанна в Колчестере, построенном на территории бывшей монастырской земли, которая попрощалась со своей религиозной общиной после Реформации в Англии, Маргарет была довольно изолирована. Будучи младшим ребенком в большой семье, она часами проводила время одна. Ее отец умер вскоре после ее рождения, а мать была образцом вдовства, державшего себя и свою семью вдали от общества Эссекса, которое их окружало. Многие из старших братьев и сестер Маргарет уже выросли и вышли замуж. В течение длительного периода она была почти совершенно одна. Она обратилась к воображаемым мирам , заполняя многие страницы своих «детских дневников» своим размашистым почерком.

Мать Маргарет и, возможно, саму Маргарет провезли по городу, прежде чем посадить в тюрьму.

Вскоре детская тревога Маргарет стала не невротической и не неуместной, а трагически пророческой. К лету 1642 года стало ясно, что Англия вот-вот погрузится в серьезные гражданские беспорядки, если не в полномасштабную гражданскую войну. 11 лет личного правления Карла I – период, в течение которого король правил единолично после недолговечных парламентов 1628 года и растущей критики его политики – подошли к концу в 1640 году. Королю пришлось созвать Короткий парламент (названный так потому, что он просуществовал всего три недели), чтобы попытаться профинансировать епископские войны в Шотландии, войны, которые начались после того, как он попытался реформировать церковь к северу от границы. За Коротким парламентом в том же году последовал Длинный парламент; Годы правления Карла в одиночку закончились. И вскоре годы его правления вообще подошли к концу: после злополучной попытки арестовать некоторых особенно мятежных членов парламента в январе 1642 года король был вынужден уйти в изгнание, поскольку вокруг него продолжались стычки. Стычки превратились в сражения, а сражения превратились в войны, и в 1649 году король был казнен.

В этот период разрухи и декларированной лояльности семья Лукас прикрепила свое знамя к древку. Они были набожными роялистами – сторонниками Карла I – и во все более пуританском Колчестере это было проблемой. К августу 1642 года брат Маргариты Джон начал готовиться к отправке королю лошадей и оружия, жители Колчестера заметили это и штурмовали дом. Все было разграблено, мебель и постельные принадлежности украдены, семейный склеп открыт, гробы разорены. Женщин в доме – мать Маргарет и, возможно, саму Маргарет – провезли по городу, прежде чем посадить в тюрьму. Это было драматично и страшно, но вскоре стало ничем не примечательным: подобное буйство повторилось через шесть лет. На этот раз мародеры отрезали волосы недавно умершей матери Маргарет, чтобы носить их в качестве парика.

В 1653 году лондонцы могли пробраться на кладбище собора Святого Павла исключительно через оживленный рынок, где продавали книги, только что вышедшие из типографии. Среди этого хаоса переполненных магазинов и прилавков находился книжный магазин уважаемого издательского дуэта Джона Мартина и Джеймса Аллестри. Под бумажными стопками их сочинений (религиозных трактатов, научных брошюр, политических сочинений) находилось и нечто совершенно необычное. В большой стопке лежала книга под названием «Стихи и фантазии». При ее открытии читателя встречало все: от рифмованных куплетов о природе атомов до стихов о существовании фей.

Однако часть этих стихотворений отличалась от других. Вдали от миров теории и воображения некоторые стихи остались ближе к произошедшему.. Всего через несколько лет после окончания Гражданской войны поле боя воплотилось в одно из стихотворений, описывающее тела оставшихся солдат: У некоторых ноги свисают на нервных струнах, а плечи рассечены, висят свободно, как летающие крылья, головы расколоты на две части, мозги лежат отдельно ,И все лица на куски изрублены.

Поэтесса Маргарет Кавендиш, возможно, не видела большую часть поля битвы вблизи, но она видела, как разрушительные последствия Гражданской войны достигли ее собственного дома. После того, как беспорядок, вызванный ранними стычками, проник в ее детство, она полностью влилась в бой. Она оставила свою семью – и свою уединенную писательскую жизнь – чтобы стать одной из фрейлин королевы Генриетты Марии. Генриетта Мария, жена Карла I, жила в Оксфорде с сосланными роялистами после нескольких месяцев поездок по стране, пытаясь обеспечить доставку им оружия.

Спустя годы, когда она воссоединилась со своим пером, она напишет пьесу о своем опыте при дворе под названием «Присутствие». Ее собственная героиня, «Леди Застенчивая», на сцене не говорит ни слова.

Ужасающие морские путешествия (и несчастные путешественницы) стали мотивом более поздних произведений Кавендиш.

На страницах «Стихов и фантазий» можно найти больше подсказок о том, как складывалась жизнь Кавендиш в период гражданской войны. В одном стихотворении она сравнивает «юную леди» с кораблем, отправленным в «мировое море». Кажется, что все идет хорошо – «с ветрами похвалы и приливом красоты», – прежде чем случается катастрофа. Штормы обрушиваются на лодку («мятежные тучи, грязно-черные»), и корабль сбивается с курса, прочь от счастья и процветания, в «бушующее море страданий».

Летом 1644 года путешествие Кавендиш от дома и семьи привело ее гораздо дальше Оксфорда. Как одной из ее фрейлин, у нее не было другого выбора, кроме как последовать за королевой Генриеттой Марией, когда она решила покинуть Англию. Это был нелегкий выбор. Будучи на позднем сроке беременности и осознавая, что ее жилище в Оксфорде менее безопасно, поскольку силы роялистов понесли тяжелые потери на севере, королева была чрезвычайно уязвима.

Один генерал-парламентарий, граф Эссекс, разработал план использования слабости роялистов и намеревался захватить ее и тем самым добиться скорейшего прекращения войны. Ради собственной безопасности и безопасности дела роялистов Генриетте Марии пришлось оставить мужа (она больше никогда его не увидит) и запланировать переправиться через Ла-Манш во Францию, свою родную страну, где у нее все еще была семья при дворе. Она родила вдали от дома, оставила ребенка на руках у подруги и направилась в порт, оказавшись на борту корабля. Парламентские силы открыли по ней огонь. Королева проинструктировала капитана, что, если окажется, что лодка вот-вот будет захвачена, он должен взорвать корабль. Они сбежали, но неудивительно, что ужасающие морские путешествия (и несчастные путешественницы) стали мотивом более поздних произведений Кавендиш.

Но если «Стихи и фантазии» дают полубиографический глянец жизни Кавендиш (есть элегии ее братьям, погибшим на войне, и стихотворение ее умершей матери), то как получилось, что они были опубликованы в 1653 году в кромвелевском Лондоне? И как Кавендиш вообще удалось опубликовать книгу? В 17 веке произведения женщин, дошедшие до печатного станка, были необычайно редкими. Между 1621 и 1625 годами было опубликовано всего восемь произведений женщин, что составляет примерно 0,5 процента всех книг, напечатанных в этот период. Между 1651 и 1655 годами – годами, когда Кавендиш опубликовала четыре тома – появилось 59 новых произведений женщин; примерно 1,3 процента от общего числа публикаций. Даже несмотря на такой рост количества женских работ, подавляющее большинство этих работ женщин было посвящено «безопасным» темам материнских советов или религии. Женщины, которые не оставались в этих границах, рисковали не только тем, что их не читают; их можно было бы заклеймить как неприличных, скандальных, беспорядочных за то, что они перенесли свои слова на страницы. Кавендиш была законодателем моды и выделялась среди других.

И снова ключ к пониманию того, как это произошло, содержится в более личных произведениях Кавендиша. Ближе к концу своей коллекции она описывает невесту, усыпанную драгоценностями и золотом, встречающую жениха, «одетого с почестями». Акцент на роскошных нарядах мог бы быть поэтическим украшением, но брак таковым не был: в 1644 году в Париже Маргарет вышла замуж за Уильяма Кавендиша, тогда маркиза, а позже ставшего первым герцогом Ньюкасла. Несмотря на его титул и известность (он был командиром роялистов в злополучной битве при Марстон-Муре, которая стала причиной его изгнания), пара поженилась в относительной нищете. Война отняла у них все. Однако чего он не мог принять, так это их разума. До войны Уильям был интеллектуальным покровителем – другом всех, от философа Томаса Гоббса до драматурга Бена Джонсона. Во время своего изгнания он все еще общался с философами Рене Декартом и Пьером Гассенди (однажды Маргарет даже сидела за ужином с обоими мужчинами). Выйдя замуж за Уильяма, Маргарет вышла замуж за мир образовательных возможностей и за человека со связями – и социальной силой – чтобы сделать публикацию возможной.

Лорд Кавендиш со своей женой Маргарет в саду Рубенса в Антверпене (1662 г.), автор Гонсалес Кокес. С разрешения Википедии

Маргарет и Уильям провели время протектората Кромвеля, укрывшись в Европе, в доме, ранее принадлежавшем художнику Питеру Паулю Рубенсу. Они постоянно были в затруднении. Земли семьи Уильяма были конфискованы правительством, а земли Маргарет — разорены. Но она продолжала писать и думать. После того, как ее первая книга была опубликована в 1653 году, к 1666 году она написала еще десять. В 1660 году она вернулась в Англию со своим мужем. После смерти Кромвеля, а его тело было эксгумировано и посмертно обезглавлено, страна снова стала безопасной для роялистов.

Кавендиш обычно помнят по трем вещам: за то, что она «сумасшедшая» (обвинение, которое преследовало ее с тех пор, как шокированная читательница ее первой книги, некая Дороти Осборн, пошутила, что она видела «более трезвых людей в Бедламе»). , за то, что носила возмутительную одежду (она якобы разъезжала по Лондону в карете, запряженной восемью белыми быками, и носила платья, укороченные до уровня сосков), и, что еще более туманно, за то, что она была «матерью научной фантастики».

Напечатано в Лондоне в 1666 году.

Что означает это последнее обозначение? Научную фантастику часто считают современным жанром, рожденным из индустриализма, изобретений и мощных машин. Но книга Кавендиш «Пылающий мир» (1666 г.) – с ее футуристическими подводными лодками в параллельном мире, расами антропоморфных человеко-животных и яркими научными экспериментами – действительно является ранним произведением научной фантастики.

Она выступала против предположений и презумпций членов Королевского общества.

Во многих отношениях книга представляет собой идеальное обобщение ее идей и ее влияния. Роман начинается с того, что молодая девушка собирает ракушки на пляже, но ее внезапно схватывает торговец. Как раз в тот момент, когда он думает, что он «самый счастливый человек в мире», на лодку обрушивается всемогущий шторм, который выходит из-под контроля и уносит ее к Северному полюсу. Мародерствующий купец и его моряки быстро умирают от экстремальных температур, но девушку поддерживают «свет ее красоты» и «тепло ее юности». Она выживает, когда лодка отправляется в новый мир, где ее приветствуют гибриды животного и человека – люди-волки, люди-медведи, люди-лисы – и она выходит замуж за императора. Как императрица этого мира, она пытается объяснить и исследовать землю, находящуюся в ее владениях, от жарких пустынь до холодных льдов; от самых крупных животных до самых маленьких. Метод, который она выбирает для этих исследований, — конечно, научный. Она дает всем своим героям определенную роль: люди-медведи — ее философы-экспериментаторы, люди-птицы — ее астрономы, а люди-вши — ее математики: все они работают под ее руководством, а остальная часть книги представляет собой набор описаний философских экспериментов с микроскопами и математическими объяснениями, научных дебатов и исследования сапфической любви. Здесь Кавендиш снова была радикальной: ее исследования лесбиянства – в ее пьесах и в «Пылающем мире» – необычны для 17-го века. Вместо того, чтобы быть непристойным и липким воображением мужчин, ее описание женских отношений несет в себе признаки правды и эмоций. «Но почему я не могу любить женщину с той же любовью, что и мужчину?» — спрашивает один из ее персонажей в «Монастыре удовольствий» (1668) .

«Пылающий мир» — один из самых ранних романов, научно-фантастическое произведение и первая книга, в которой представлен совершенно новый мир. Это также один из философских и научных текстов Кавендиш, в котором обсуждаются споры об экспериментах и ​​разуме, которые бушевали в тот период. Когда она была впервые опубликована в 1666 году, то была добавлена ​​к ее «Наблюдениям за экспериментальной философией» Возможно, это самая пламенная работа Кавендиш по естественной философии, в которой она выступала против предположений и презумпций членов Королевского общества, утверждавших, что все можно открыть и познать благодаря новым горизонтам научных экспериментов.

В современную эпоху, когда научный метод так тесно связан с эмпиризмом, может быть трудно серьезно отнестись к сомнениям Кавендиш по поводу экспериментов. Но она писала и думала в эпоху, которая стала свидетелем разрушения, вызванного утопическими идеалами пуритан во время Гражданской войны. Ее научные убеждения – антиутопичны; более настаивают на внутренней причине, чем на внешних доказательствах; а скептическое отношение к притязаниям на абсолютное, неограниченное знание – глубоко политизировано.

«Пылающий мир» также является феминистской работой – если мы не будем брезгливо использовать этот термин для обозначения исторических произведений, рассматривающих место женщин в обществе и ограничения, в которых они живут. Юную девушку делают императрицей всего мира, ее спасают от террора (естественно, для Кавендиш это катастрофическое кораблекрушение), а затем она приступает к интеллектуальному развитию. Неслучайно всем этим умственным трудом руководит женщина.

О чем сейчас говорит нам Кавендиш? Насколько актуальна эта женщина из 17 века ? С ее смелостью и отвагой в писательстве Кавендиш кажется женщиной, которая вышла из своей эпохи и намного ближе к нашему времени. . Кавендиш могла бы без особого труда стать чем-то вроде феминистской девушки с плаката; женщиной, столь непохожей на остальных ее современниц.

Она также указывает на утерянную историю: на слова, которые никогда не встречались с чернилами печатного станка.

Я хотел бы предложить что-то за пределами любой из этих возможностей. От «Пылающего мира» до бесчисленного множества других ее произведений, рассказывающих о месте женщины в обществе 17-го века – пьес о женщинах, отступающих от общества мужчин; писем о невыносимом унижении во время родов – становится ясно, что Кавендиш на самом деле не была исключением.

В Британской библиотеке хранится рукопись франко-итальянской поэтессы XV века Кристины де Пизан. Де Пизан написала «Книгу о женском городе» , в которой изображен город, где женщины могут быть в безопасности от мужчин и преследовать свои собственные цели. На титульном листе рисунок. Есть вероятность, что это сделала сама Кавендиш: именно эта копия принадлежала ей и Уильяму. Кавендиш также связана с множеством других малоизвестных женских произведений: от писем женщин из ее круга о борьбе с детской смертностью до стихов и пьес, написанных ее падчерицами во время Гражданской войны.

Кавендиш умерла в 1673 году, опубликовав не менее 23 томов. Она достигла немыслимого во многих отношениях. Ее эпитафия в Вестминстерском аббатстве до сих пор говорит за нее: она была «мудрой, остроумной и образованной леди, о чем хорошо свидетельствуют ее многочисленные книги».

ИСТОЧНИК: Aeon https://aeon.co/essays/the-contradictions-that-give-life-to-margaret-cavendishs-story

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *