Этот заголовок, открывавший выпуск «России» №31 (193) за 17-23 августа 1994 года предварял серию публикаций о прологе войны в этой республике, а также беседу с членом Совета Федерации РФ Юрием Болдаревым
Развязка в Чечне — будь то добровольный уход от власти Дудаева и его сподвижников, будь то победа вооруженного восстания оппозиции не обойдется без «руки Москвы». И от того, насколько интенсивно эта рука будет развязывать чеченский узел, от того, какие методы применит, зависит дальнейший ход событий на Северном Кавказе: то ли республики сами начнут бросать свои оказавшиеся неподъемными суверенитеты, то ли в каждой из них начнется гражданская война местного значения. И вот тогда с полным основанием будут задействованы все российские воинские подразделения, в течение последнего года передислоцированные из Прибалтики и Германии в основном именно на Северный Кавказ, в Ставрополье и на Кубань.
ЦИТАТА НЕДЕЛИ «… Вы должны признать подданство русского царя, но это не лишит вас национальной самобытности: будете жить и управляться по своим адатам, сохраните неприкосновенность религии, никто не будет вмешиваться в ваши внутренние дела. Администрация и суд будут из ваших выборных людей. Вы много десятков лет воюете храбро, но ваши лучшие люди гибнут, и вам не отстоять самостоятельности потому, что моя армия велика и сильна. Уже ясно виден конец: Кавказ будет русским. Нет никакого разумного основания и дальше губить людей … Если вы прекратите войну, ваш народ сохранится и ему будет лучше жить. Русское государство будет охранять вас от врагов и блюсти ваши интересы, залечатся раны, утихнет вражда, забудутся обиды и через полвека вы будете жить государственной жизнью и управляться по справедливым законам … Если же мои условия будут вами отвергнуты, я буду вынужден приказать своим генералам закончить войну в ближайшие годы, несмотря ни на какие жертвы, и царский приказ будет исполнен, но это принесет вам неисчислимые бедствия и истребление народа … Будьте благоразумны и примиритесь с исторической неизбежностью!.. »
(Из обращения императора Александра II к народам Кавказа) 1861 год
Что сказал Аслаханов
Алексей ФРОЛОВ
В минувшую пятницу в московском российско-американском пресс- центре случился большой журналистский сбор. Пожалуй, ни одно крупное информационное агентство, как, впрочем, и ведущие телевизионные компании, радиостанции и редакции российских газет, не пропустило этого мероприятия пресс — конференции генерала — чеченца Асланбека Аслаханова. Интерес к этой фигуре подогревался, конечно, и тем, что еще осенью 1991 года чеченский народ предлагал Аслаханову побороться за президентство с другим генералом Джохаром Дудаевым, который избежал борьбы, сфальсифицировав выборы … Однако собравшихся интересовало и другое. Будучи в свое время одним из руководителей российских силовых структур, борющихся с организованной преступностью, Алаханов мог профессионально оценить положение дел в «мафиозно -криминальной» республике. Кроме того, он только — только вернулся из частной поездки по Чечне.
Опустим то, что так или иначе успели осветить средства массовой информации, и сосредоточимся на анализе некоторых прогнозов Аслаханова.
Говоря о невозможности силовым со стороны России образом решать чеченскую проблему, генерал высказал одно небезынтересное соображение. Противостояние дудаевскому режиму многих, казалось бы, непримиримых группировок может нежданно завершиться их объединением … вокруг Дудаева, случись реальные военные действия со стороны России. Эти действия будут пониматься однозначно, в духе традиционных, сложившихся еще в прошлом веке отношений как посягательство русских на чеченцев, и старые обиды вчерашних недругов в момент будут забыты.
Вероятность такого хода событий подтверждает сенсационное сообщение, полученное в прошедшие выходные. Если ему верить, лидер одной из самых воинственных группировок Лабазанов, еще неделю назад воевавший с Дудаевым не на жизнь, а на смерть, заявил, что отныне берет сторону президента и будет служить ему верой и правдой. Каково?
Между тем естественным толчком для этой метаморфозы вполне могла послужить мощная российско-чеченская перепалка, сопровождающаяся слухами и домыслами, смахивающими на правду и могущими легко сообщить еще недавно враждующим сторонами объединительный импульс …
И все же, по мнению Аслаханова, Дудаев так просто не уйдет. Его можно «попросить» только силой … Конкретизировать эту мысль генерал не стал. Однако нетрудно предположить, что сила эта ищется не на стороне, а в самой Чечне. А именно в Надтеречном районе, который за фактически трехлетнее президентство Дудаева так и не признал его полномочий и не без оснований слывет партизанским краем.
Там в июне нынешнего года был образован оппозиционный режиму Временный совет. Совсем недавно Совет (разумеется, на бумаге) низложил Дудаева и, обратившись с письмом к Борису Ельцину, обещал в случае своей поддержки стабилизировать обстановку в республике: устроить демократические выборы, образовав новые законодательные и управленческие структуры, и по — братски разделив полномочия между федеральными и республиканскими властями. В реальность этих обещаний заставляет поверить одна существенная подробность, ставшая достоянием общественности опять- таки на прошлой неделе. Тогда было заявлено, что пенсионеры и работники бюджетной сферы Надтеречного района, не видевшие своих денег более двух лет, наконец — то удостоились выплат за все про все. Более того, глава администрации
Надтеречного района, он же лидер Временного совета Умар Автурханов без обиняков дал понять чеченскому обществу, что Совет будет финансировать те районы республики, которые признают его полномочия. Из чего следует заключить, что Временный совет не иначе как контролирует теперь ассигнования Центра, пытаясь таким образом управлять ситуацией, тесня Дулева экономически.
Наблюдатели без труда поняли, откуда «растут ноги» этой инициативы. В Администрации Президента России работает бывший глава парламента Чечено- Ингушетии Доку Завгаев, на которого и выходит Автурханов.
Однако попытка сломить сломить дудаевский режим с помощью вроде бы такого нетрадиционного хода кажется многим наблюдатели малоперспективной. Генерал Аслаханов косвенно подтвердил это на упомянутой пресс — конференции, сказав, что режиму помогают выжить, быть на плаву огромные средства, сосредоточенные в иностранных банках. Они появляются на свет Божий, когда чеченский президент этого захочет, и могут сделать то, что может быть неподъемно для целой армии.
Добавим от себя, что, очевидно, немалая часть чеченского общества, втянутая волею обстоятельств в криминальные отношения, ставит на фактически принятые сегодня в республике способы достижения достатка и поплевывает на скудные бюджетные подачки, обещанные Автурхановым. Это делает весьма проблематичным вероятные планы ликвидации режима с помощью жестких, однако вполне мирных средств.
Впрочем, там, где не помогает пряник, как известно, обязательно обнаруживается кнут.
По последним сообщениям информационных агентств, в Надтеречном районе начато формирование двух верных оппозиции полков чеченской армии, уже имеющих на вооружении пять БТРов. А если учесть, что по республике рассредоточено немало отрядов боевиков, недовольных правлением Дудаева (под командованием только одного командира — бывшего мэра Владикавказа Беслана Гантемирова две тысячи прекрасно обученных бойцов), то можно смело предположить, что при известных обстоятельствах армия оппозиции способна легко пополниться. Тогда вероятность российского вторжения перестанет быть пугалом и предметом спекуляции: «свои» разберутся со «своими» …
При этом надо учесть, что за спиной у Надтеречного — Ставрополье. Оттуда боевой дух оппозиции может подкрепляться и морально, и материально. Ну а что мы имеем со стороны противоположной? Запасы вооружения не вечны, а подпитка легко блокируется. Географически Чечня не Таджикистан. У нее нет прямого выхода на зарубежные рынки оружия. В итоге противостояние ввиду разности военных потенциалов может закончиться без единого выстрела. Таким образом, судьба режима как будто предопределена? Самолет в распоряжении президента пока еще имеется.
Хотелось бы думать, что это так. Рискнем, однако, предположить, что наличие в семье народов России такого строптивого дитя, как Чечня, вдохновляет некоторые регионы, мечтающие на фоне бесчинствующей республики получить особые права, особые полномочия. Они их и получают. Иссякла ли очередь желающих, незаинтересованных в умиротворении? Впрочем, очевидно и другое. При становлении российской государственности нельзя было миновать чеченского синдрома и тех хлопот, которые были и еще будут с ним связаны. Мы наследовали то, что было в наличии. И не более того. Другой разговор как мы этим наследием сумели распорядиться и во имя чего …
От оппозиции не застрахован никто
Александр МНАЦАКАНЯН
Судя по всему, трехлетнее выяснение отношений между Россией и Чеченской Республикой подходит к концу. За это время политики то ли по нежеланию, то ли по неумению своему не договорились … Плата будет обычной — стрельба, кровь, Вдовы и сироты. Только «отцы народов», как обычно, от такого варианта урегулирования будут далеки.
«Aртподготовка» Москвы была мощной: и демонстрация по телевизору отрезанных голов, и захваты вертолетов с обязательным указанием национальности и гражданства террористов, и откровенная дезинформация.
Реакция Грозного была соответствующей: бурной, местами переходящей в истеричную, да простят меня чеченцы. По большому счету, руководство Чечни оказалось право: Россия «копает» под него. Только вместо вооруженного вторжения был избран сравнительно гуманный метод финансовой экспансии.
Председатель Временного Совета Чеченской Республики Умар АВТУРХАНОВ:
— На сегодняшний день, если Джохар Дудаев ничего не дает народу, то мы это делаем, пока в основном в Надтеречном районе. Мы готовы выдать пенсии и пособия, а также зарплату работникам бюджетной сферы, например, органам правопорядка и здравоохранения. Школы не готовы к учебному году — мы выделили деньги на ремонт. Врачи и школы уже получили деньги. «Закрыты» долги по пенсиям за 1993 год. Ушла в Россию заявка на учебники и медикаменты. Всегда дотации республике давала Россия. Она их и будет давать, но через Временный Совет.
Действительно, чего уж проще: влить в обескровленную банковской блокадой и перманентными внутренними конфликтами страну несколько миллиардов рублей. Дать хоть какие — то деньги пенсионерам, учителям, строителям, врачам, честным судьям и милиционерам. И потом даже не попрекать этим, а просто напоминать, кто благодетель, а кто — бедный родственник. Суммы российских вливаний в Надтеречный район, хоть и не афишируются, должны быть огромными, если одни только пенсии выплачиваются из расчета 50 тысяч в месяц. Если же учесть заявление Временного Совета, что помощь оказывается еще нескольким районам.
В Чечне сей высокоэтичный и сверхгуманный жест российского руководства, прямо скажем, не переоценивается. За чашкой чая префект Сунженского района Магомед Батаев высказался как нельзя более конкретно:
— Предположим, за оппозиционеров сейчас стоит половина чеченского народа. Но как только хотя бы один российский солдат переступит чеченскую границу, трое из пяти противников Джохара Дудаева перейдут на его сторону. Ибо здесь даже дети знают, чем кончается российское военное присутствие в Чечне.
Кстати, оппозиция придерживается того же мнения
Руководитель штаба Временного Совета Чеченской Республики Руслан МАДИЕВ : — — Мы понимаем, что как только российская армия вступит на чеченскую землю мы проиграли. Этого нельзя допустить ни в коем случае.
Российское руководство, видимо, тоже понимает, что «умиротворять» Чечню бесполезно и опасно. Кроме того, опыт уже был: и стреляли, и вывозили целый народ — не помогло. Да и война наподобие вьетнамской чревата не только гибелью сотен российских мальчишек, но и последующим социальным протестом внутри России. Я не гражданин Чеченской Республики, и не мне решать, кто лучше: Джохар Дудаев или Умар Автурханов. И с той, и с другой стороны встречаются как милые, симпатичные люди, так и воинствующая серость. Нельзя обвинять оппозицию за одно только ее существование. От оппозиции не застрахован никто, тем более нынешнее правительство Чечни. И существует оппозиция уже не первый год. Но в последнее время, как считают в Грозном, Россия целенаправленно стравливает эти две силы.
Политическая поляризация населения Чечни тем временем становится все заметнее и заметнее. Неделю назад на сторону оппозиции перешло 19 сотрудников милиции с автомобилями и стрелковым оружием. Сторонники Джохара Дудаева не отстают. Еще до объявленной президентом мобилизации около президентского дворца можно было встретить целые группы людей, требовавших оружия.
Один из них даже сделал небольшой экскурс в историю:
-Когда в середине прошлого века чеченцы сплотились вокруг Шамиля, тогда тоже нашлись предатели, сдавшие его русским войскам. И тогда была «рука Москвы», то есть Петербурга, и сейчас она так же работает.
Самое забавное, что оппозиция — то считает «рукой Москвы» именно Дудаева. Их логика проста: президент, подчиняясь московским боссам, нарочно загнал страну в кризис, спровоцировал беспорядки и ждет не дождется , когда же придут российские войска.
Первое, что намеревается сделать оппозиция после прихода к власти, провести выборы парламента и президента. До этого страной будет руководить Временный Совет. И есть определенный риск, что в этот период произойдет раскол в и так — то не очень дружных рядах оппозиции.
Дело в том, что сейчас, несмотря на большую практическую работу и контакты с Россией, Автурханов несколько проигрывает Хасбулатову, считающемуся после октябрьских событий чуть ли не национальным героем. И кто знает, не изменятся ли планы оппозиции, которая после трехгодичной борьбы придет к власти и почувствует ее вкус.
В столице Надтеречного района — Знаменском, возле самого штаба Временного Совета, сидели на штакетнике двое мальчишек лет 9-10 .
— Ну, братцы, а что бы вы сейчас сделали в политике?
Один из респондентов помялся и вдруг протянул:
— Наверное, Автурханова расстрелять надо … и Дудаева … И Хасбулатова тоже …
— А кто ж президентом будет?
— Я!
— А зачем тебе?
Пацаненок красноречиво похлопал по карману .
— Дом свой будет, машина , дача на Ке … Канарских островах, как у Горбачева …
-Ну , а дальше — то что?
— Дальше … Дальше можно и с народом чего-нибудь сделать …
Конфронтации не допустили
Очевидно, спикер верхней палаты российского парламента Владимир Шумейко решил слегка пококетничать, утверждая под занавес работы первой сессии Совета Федерации, что депутаты неудовлетворительно оценили свою работу. Это не совсем так, если не сказать, что совсем не так. Единодушия тут явно не было. О непродуктивности депутатской работы не заикались. Даже те, кто традиционно и, как правило, не без оснований оппонирует руководству и страны, и парламента. Среди них Юрий Болдырев, сенатор от Санкт — Петербурга, хорошо известный не только тем, что является сердцевиной знаменитого блока «ЯБЛоко» (Явлинский — Болдырев — Лукин). Он, можно сказать, с «младых ногтей» проявил себя незаурядным полемистом. Многим Болдырев наверняка запомнился еще со времен бурных сессий Верховного Совета Союза, депутатом которого он был. Твердость и последовательность, с которыми он отстаивал демократические принципы, прямота и безбоязненность в оценке событий тех непростых дней снискали ему славу неподкупного. Наверное, это редкое качество послужило основанием для последующего назначения Юрия на одну из высших государственных должностей России — Главного госинспектора России. Увы, принципиальность и неподкупность стали причиной и его увольнения от должности. Это случилось после ряда разоблачений коррумпированных государственных структур, которые, обороняясь, пересилили и свалили неугомонного инспектора. Однако это только укрепило авторитет Болдырева в народе. Имея, к примеру, возможность бесхлопотно пройти на декабрьских выборах 93-го года по списку «ЯБЛока», Болдырев сознательно выбрал более трудный путь. Его кандидатура значилась среди пяти претендентов на два депутатских места в Совете Федерации, и он одержал убедительную победу. Сейчас Юрий Болдырев работает в Комитете по бюджету верхней палаты. С Юрием Юрьевичем мы встретились накануне парламентских каникул. Для начала разговора — естественный вопрос о главном итоге первой сессии
— Думаю, — сказал Болдырев, что главный итог — это, безусловно , принятие закона о Конституционном суде. Для этого требовалось три четверти голосов от списочного состава Совета Федерации, что обычно собрать не так. просто. Тем не менее у большинства было четкое понимание: закон нужно принимать срочно, пусть даже с недоработками. Если бы мы жили в нормальной ситуации, когда есть какой — то старый закон, а мы создаем новый, чтобы улучшить работу суда — тогда другое дело. Но мы жили и продолжаем жить в значительной степени в диктатуре. Восемь месяцев Конституционного суда нет как нет, а значит, нет и механизма, который бы ограждал общество от, скажем мягко, выхода власти за рамки своих полномочий. Теперь закон принят. В соответствии с ним в течение тридцати дней должен быть доформирован состав суда. Это не. волшебная палочка, но все — таки создано минимально необходимое условие для движения в направлении нормального функционирования государственной власти.
Я поинтересовался, возможно ли с помощью этого механизма остановить, скажем, продвижение недавней инициативы Владимира Шумейко о безвыборном продлении депутатских и, может быть, президентских полномочий. И вообще каково отношение к этой инициативе.
— Начну с того, что она абсолютно неуместна. Впрочем, этого сказать мало. Во — первых, кто — то уже удачно заметил, что в свое время наш спикер предлагал устранить от участия в избирательной кампании всех выступавших против проекта Конституции. Если следовать этой логике, то сегодня он должен предлагать отстранить от инициируемого процесса всех, кто осмелится выступить уже в защиту Конституции, принятой с подачи его же команды … Во — вторых, это не импровизация. Очевидно, что за этим стоит серьезный расчет. Тут просматривается понимание: если допустить демократические перевыборы, то власть неминуемо сменится. Вспомните результаты выборов на Украине и в Белоруссии … Это и сигнал для нашего Президента и его команды найти какие — то способы уклониться от выборов, не допустить собственного смещения … Для меня совершенно очевидно, что эти люди будут использовать заведомо противозаконные, — антиконституционные методы. Можно ожидать очередной «горячей» весны или осени … При этом хочу подчеркнуть, что инициатива Шумейко как минимум не встретила однозначного одобрения в Совете Федерации, хотя там без труда просматриваются все признаки подкупа, обещающего безмятежное пребывание в депутатском кресле в обмен хотя бы на молчание … Относительно воздействия Конституционного суда особых иллюзий быть не должно. Предположим, даже удастся избрать в состав Конституционного суда людей принципиальных и объективных, не исходящих из того, что любой шаг Президента — во благо будущей демократии, хотя право предлагать кандидатуры — только у Президента. Но вынужден напомнить, что в Конституции, которая считается принятой, не предусмотрен какой бы то ни было механизм санкций в отношении Президента — как за нарушение Основного Закона, так и за систематическое невыполнение решений Конституционного суда …
Мне показалось, что то единодушие, с которым депутаты Совета Федерации приняли Закон о Конституционном суде, объяснялось и еще одним немаловажным соображением. Большинство «сенаторов» — пятьдесят пять процентов — являются представителями исполнительной власти и непосредственно подчиняются Президенту. Большинство же из них — главы администраций регионов. Очевидно, груз президентской опеки, а может, и прямого давления не так уж безобиден, коль скоро безо всяких проволочек был восстановлен в правах этот институт. Во всяком случае, недавняя поправка Болдырева к принятому закону о депутатском статусе, благодаря которой депутата — главу администрации невозможно теперь освободить от должности без согласия верхней палаты, была встречена с большим пониманием. «Жить становится легче», — сказал мне один сенатор. И тем не менее …
— Конечно, и возвращение в строй Конституционного суда, и действие поправки, обеспечивая некоторую степень защищенности, позволяют сенатору работать без прежней робости. Но, коль скоро мы коснулись этой тонкой материи, скажу, что важной остается и возможность принимать решения по ряду вопросов тайным голосованием. Причем с использованием бюллетеней. Тайное электронное голосование, знаю по опыту, не всегда гарантирует тайны … Очень часто у нас в Совете Федерации складывается парадоксальная ситуация. Когда, к примеру, заходит речь об экономической или финансовой политике, наши коллеги, главы администрации, выступают с трибуны как самая жесткая оппозиция Президенту и Правительству … Но коснись дело открытого голосования по тем же вопросам, большинство, к сожалению, вынуждено демонстрировать лояльность и командную игру. При тайном голосовании результаты иные. Так было, скажем, когда голосовался принципиальный вопрос о генеральном прокуроре. Напомню суть. В отличие от того, как, к сожалению, представлялось дело в некоторых средствах массовой информации, не Президент должен назначать генерального прокурора при нашем праве утверждать. По Конституции Совет Федерации назначает, а Президент лишь вправе вносить предложение и представлять нашей палате кандидата. И если вы помните, президентская позиция не нашла в Совете Федерации поддержки. Более того, при тайном голосовании большинство высказалось против его кандидата, и оснований для этого, как известно, было достаточно. Конечно, неправильно было бы упрекать моих коллег в трусости. За ними ведь ответственность за судьбу региона. Они прекрасно знают, что и у Президента, и у Правительства есть масса возможностей надавить не только на тебя лично, но и повлиять на ситуацию в твоем регионе. Словом, они вынуждены соизмерять свою, скажем, принципиальность, степень своей нелояльности с тем, как может это отразиться на их регионе … Ну а если вернуться к вопросу о генеральном прокуроре, то приходится констатировать, что сделать следующий шаг пороху не хватает. Ведь чтобы отстоять свое право не допустить неконституционных действий Президента, назначившего в нарушение президентских полномочий неконституционную же фигуру исполняющего обязанности, требовалось открытое голосование. На это сегодня Совет Федерации увы! — оказался не способен.
Будем надеяться, что пока. Вообще — то недолгая практика показывает, что он способен и на разумный компромисс, и на согласование, и на серьезные уступки, то и дело демонстрируя авторитарным замашкам исполнительной власти демократический подход. Вспомните, сколько было волнений и хлопот с принятием бюджета России на 94 — й год . Даже когда на завершающем этапе возникла, казалось бы, не разрешимая проблема и требования военных о пятнадцатитриллионной прибавке на нужды обороны вроде окончательно затормозили принятие бюджета, приоткрылся некий клапан, благодаря которому к удивлению многих наблюдателей — парламент в одночасье разрешился от бюджетного бремени. Как это произошло?
— В критический момент мы предложили провести совместное заседание комитетов по бюджету обеих палат, и большинство у нас, неофициально, конечно, определилось: если Дума все — таки поддержит проект со всеми накопившимися поправками и дополнениями, нам следует тоже голосовать «за». Это была четко выверенная позиция, учитывающая наиболее вероятный, хотя и малоутешительный итог. В случае если мы «завернем» бюджет, мы, как ни старайся, не получим ни отставки Правительства и Президента, ни смены курса. Правительство продолжит расходовать средства произвольно и бесконтрольно. Но обществу продолжат вдалбливать, что страна не имеет бюджета, потому что Дума и Совет Федерации никак не могут договориться. Хотя напомню, вместо того чтобы представить, как было запланировано, проект бюджета к 15 сентября 1993 года, исполнительная власть известным образом уничтожила сам парламент … Что касается обсуждавшихся предложений об увеличении расходов на оборонный заказ, здесь ситуация неоднозначна. С одной стороны, необходимо потратить средства на поддержку «оборонки». Но с другой у меня, например, по результатам моего общения с Роскомоборонпромом абсолютно нет уверенности, что эти деньги будут потрачены на дело. Кроме того, будучи еще Главным государственным инспектором, я неоднократно обращался к Президенту с предложением создать вневедомственную систему государственного контроля за Министерством обороны: либо при Главном госинспекторе, либо, учитывая важность оборонного ведомства, непосредственно при Президенте. Президент создал такую инспекцию, но … внутри Министерства обороны. Комментарии излишни. Кстати, сейчас мы занимаемся законопроектом о счетной палате. Я не ошибусь, если скажу, что это, наверное, единственный проект, который разрабатывался совместной рабочей группой Совета Федерации и думы. Проект уже принят Думой в первом чтении.
Было время, когда в обществе устойчиво бытовало мнение, что верхняя и нижняя палаты не уживутся, будут ставить друг другу палки в колеса. По Конституции полномочия одной и в самом деле на зависть другой. Кроме того, время от времени подливается масло в огонь. Здесь достаточно вспомнить недавнее предложение Шумейко «разгрузить» запарившуюся Думу, взяв на плечи Совета Федерации часть законодательной работы. Может ли такое понравиться? И все — таки кажется, что здесь желаемое выдается за действительное. Кому — то очень не хочется солидарных усилий представительной власти. Боязно. Не случился бы рецидив …
Конституция, как известно, препятствует совместному заседанию палат; совместные заседания комитетов, рабочих групп отнюдь не возбраняются. И, очевидно, такая работа может сократить время, уходящее на согласования законов и возвраты.
К сожалению, есть примеры, когда Совет Федерации отклоняет проект, а Дума, пользуясь своим правом, все равно принимает его двумя третями голосов и отправляет на утверждение Президенту. Именно так было, например, с законопроектом о защите судей. Вы вправе поинтересоваться: а почему отклонили, вопрос же очень важный. Cогласен. Однако, если вникнуть в суть, выясняется, что речь там идет не только и не столько о защите судей, сколько еще и работников МВД, ФСК. Конечно, я не против того, чтобы их защищали. Но давайте посмотрим, с чего в любом цивилизованном обществе начинается серьезная борьба с преступностью. Явно не с того, что власти развязывают себе руки, чтобы хватать и сажать кого угодно на тридцать суток только по подозрению. Она начинается с того, что защищает прежде всего тех, кто приходит в суд, движимый исключительно своим гражданским долгом. Я имею в виду свидетелей. Наверное, и у нас надо прежде всего начинать с защиты потерпевших и свидетелей, и уж потом принимать закон, касающийся тех, кто уже и так уже достаточно защищен табельным оружием, специальным страхованием, учитывающим профессиональный риск … Словом, отклоняя этот законопроект, мы имели в виду несколько иные приоритеты, иную последовательность. Недоработка же, и наша, в том, что мы не сумели своевременно и точно донести свою позицию во фракции Думы. Уверен, нас бы в конце концов поняли. Но отрицательный опыт тоже опыт. И в любом случае нужно срочно готовить закон о защите именно свидетелей и потерпевших.
Наверное, вопрос «притирки» палат все- таки дело времени. Хотя этому депутатскому призыву надо торопиться, если иметь в виду, что перевыборы не за горами. С другой стороны, если излишне поторопишься, примешь или отринешь законопроект, это непременно скажется на общественном здоровье. Как, впрочем, и в случае промедления — мы это переживаем на собственной шкуре … Возможна ли в такой ситуации сжатых депутатских сроков работа набело, без черновиков вопрос не праздный …
— Есть у нас такой случай, когда Совет Федерации отклонил закон, принятый Думой уже на основании результатов работы согласительной комиссии. Так, Совет Федерации отклонил проект закона, в котором речь шла об особенностях налогообложения в период избирательных кампаний. Суть вопроса: освобождать ли от налогообложения пожертвования граждан и корпораций в фонды конкретных кандидатов, а также избирательных объединений. Позиция Думы: освобождать на всю сумму установленного лимита пожертвования. Позиция Совета Федерации: категорическое «нет». У сенаторов веская аргументация. Во- первых, как можно освобождать, если хорошо известно, что бюджет и так не добирает средств на те же социальные программы. Во — вторых, недопустимо приравнивать политическую инвестицию к акту благотворительности. Ведь речь — то идет не о том, что предприниматель или корпорация вкладывают средства в выборы в целом. Речь совершенно о другом о том, чтобы вкладывать деньги персонально в такого — то, кто зачастую будет потом лоббировать и интересы жертвователя … Не говоря уже о том, что в России до сих пор не освобождаются от налога даже инвестиции в производство. Согласимся с очевидным: здесь мы имеем дело с вопросом принципиально политическим. Наверное, нам будут понятны чувства акционера , если он узнает , что его акционерное общество финансирует его противника. Для того ли вкладывал деньги?
Согласительная комиссия, состоящая из сенаторов (я был сопредседателем от Совета Федерации) и думцев, приняла компромиссный вариант . Вдвое уменьшилась сумма, не облагаемая налогом. И эта норма должна была действовать как временная, на период формирования органов представительной и исполнительной власти впервые после принятия нынешней Конституции. Я был против такого варианта и предупреждал, что Совет Федерации скорее всего не согласится, но оказался в меньшинстве. Как я уже говорил, Совет Федерации дружно отклонил этот компромисс. Назначена новая согласительная комиссия.
Дума, конечно, может и здесь попытаться принять закон двумя третями, но, если мы объясним свою позицию, надеюсь, это не пройдет. …
Я не очень утомил вашего читателя, погружая его в парламентскую рутину? Но хоте- лось бы показать и обстановку того кропотливого труда, который является для нас повседневностью. Причем для большинства Совета Федерации, включая и меня, это работа общественная, неоплачиваемая. И при полном отсутствии условий для работы. У меня, например, до сих пор нет ни компьютера, ни даже обыкновенной пишущей машинки. В заключение замечу, что конфронтации между верхней и нижней палатами, которую многие предрекали и в которой многие заинтересованы, не произошло. Напротив, мы нацелены на нормальное сотрудничество, и в Совете Федерации такие настроения ярко выражены.
Беседу вел Алексей ФРОЛОВ
— —
—
—
—
—