Указ № 1400 Исполняется allegro поэтапно, moderato конституционно, местами piano

26.09.2024
390

Этот заголовок еженедельника «Россия» №36 (198) за 21-27 сентября 1994 года предварял серию публикаций, приуроченных к годовщине приснопамятного президентского Указа и последовавших за ним событий. В их числе и статья главы Администрации Б.Н.Ельцина Сергея ФИЛАТОВА, посвященная теме государственной службы.

Год назад «Россия» открывалась словами: «Указом 1400 Президент устраняет препятствия на пути к новому строю». Наше отношение к происходившему тогда было вполне определенным — конституционная реформа, тем более поэтапная, не должна сопровождаться дестабилизацией страны и расколом общества. Мы даже были готовы видеть в этом решении нечто рациональное, но только при условии, что власть будет для Президента не целью, а средством. Что произошло дальше — хорошо известно. Вслед за октябрьскими событиями, фоторепортаж о которых мы тогда опубликовали, нам пришлось с горечью констатировать: «Бархатные революции, — бескровные реформы, политическая мудрость все это, как всегда, не у нас». Большие надежды, почти как всегда в России, оборачиваются Большой ложью. Конечно, сегодня многое видится несколько иначе, чем в дни пусть и локальной, но гражданской войны. Как бы то ни было, и «красный» и «бело — сине — красный» маховики не раскрутились до эскалации насилия и реванша. Пролитая кровь обессмысливает сравнение сценариев событий — состоявшегося и возможного по принципу «лучше» и «хуже». Когда, имея выбор, власть прибегает к насилию, это значит, что она неоптимальна. И за это качество власти ответственны все главные действующие лица октября — 93, с той и с другой стороны. Осень 93-го стала историей. Какой она будет видеться сто или даже десять лет спустя — не знает никто. Пока известны лишь различные версии: изложенные в воспоминаниях Б.Ельцина и в мемуарах участников тех событий, бывших по другую сторону баррикад, — А.Руцкого и Р.Хасбулатова. И все же версии остаются версиями, существует еще и беспристрастная хроника событий.

Взгляд из прошлого на «горячую» осень 93 в России

 Карел ЧАПЕК (1890-1938, Чехословакия) — чешский писатель, прозаик и драматург, переводчик, фантаст. Классик чешской литературы XX века.

ПОБАСЕНКИ О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

Триумф

Триста тысяч уничтоженных политических противников? Уважаемый, это же великолепный национальный успех!

Новая карта

Напишите через всю карту: здесь полегли подлые враги народа.

Нация

Нация — только те, кто сражается под нашим флагом.

Донесение

Мы еще не добились окончательной победы. Большая часть наших сограждан все еще не уничтожена.

Сообщение с поля боя

Наши орудия успешно превратили в развалины нашу столицу.

Правовой вопрос

Законное правительство — то, у которого превосходство в артиллерии.

Последний выстрел

В результате меткого попадания Вселенная обрушилась на головы наших внутренних врагов.

Амброс БИРС (1842 — 1914, США, пропал без вести в революционной Мексике)

ИЗ «СЛОВАРЯ САТАНЫ»

Битва

 Метод развязывания зубами политических узлов, которые не поддаются развязыванию языком.

Сторонник.

Последователь, который еще не получил то, на что рассчитывал-

Амнистия

Великодушие государства по отношению к тем нарушителям закона, содержание которых в тюрьме обходится слишком дорого.

Монумент

Сооружение, предназначенное для увековечения того, что либо не нуждается в этом увековечении, либо не заслуживает его.

Конституционная реформа: год спустя

Алексей ФРОЛОВ

Xорошо запомнилось, что печально знаменитый Указ № 1400, который был оценен обществом фактически однозначно как шаг к президентской диктатуре, продержался в этом устрашающем качестве недолго. Вскоре после кровавых октябрьских событий в печати появилось обширное интервью Президента, указывающее на перемену настроений в его окружении.

То ли власти ужаснулись содеянному 3 и 4 октября, то ли убоялись оттока из лагеря своих сторонников, но железные интонации в том памятном интервью не просто смягчились — пошли на убыль, приобретая порой прямо — таки извинительный характер.

 «Никто не может упрекнуть меня в том, что я изменил своему выбору. Выбору в пользу демократического развития России, — уверял Президент своих подданных, скорбевших над едва остывшими телами жертв октябрьских событий. Ни разу я не высказывался и тем более не действовал как диктатор»

 «Кое — кто действительно подталкивает к тому, чтобы перешагнуть через закон и здесь, и там»

«Ни мне, ни стране не нужен «ручной» парламент».

 Наверное, эта во многом декларативная корректировка, прошедшая безо всякой помпы (откликов на интервью в обществе практически не было), обнародовалась президентской командой не случайно. Последующее развитие событий показало, что заложенное в Указе № 1400 по своей сути малоперспективно. Вывод страны из экономического и политического кризиса; обеспечение государственной и общественной безопасности; восстановление авторитета государственной власти, — во многом оказались под вопросом. Это стало очевидным после очередной пробы злополучного указа — декабрьских выборов, которые были фактически проиграны основными президентскими сторонниками.

Но вот что еще более любопытно: выяснилось, что поспешная корректировка позиции тоже не выдерживает испытания временем. При этом легко обнаруживается первопричина — нерешительность, робость федеральных властей в попытке овладеть самым главным — экономической ситуацией, скорректировать на деле курс реформ. А без этого, как недавно справедливо заметил лидер Татарстана Минтимер Шаймиев, «сегодняшнее заявление высоких российских руководителей о том, что начинается стабилизация экономики, не имеет серьезной основы … Пока производство не начнет работать, говорить о каком — то повышении жизненного уровня наивно».

Между тем говорим, выдавая чуть заметное сокращение падения производства на один процент даже не за сдвиг в лучшую сторону, не за начало какого — то обнадеживающего процесса, а уже за рост, за которым — общество должно понимать — последует и обещанный рост благосостояния. Мы помещаем в средствах информации прямо — таки победные графики, демонстрируя, как впервые за последние два с половиной года стоимость набора из 19 важнейших продуктов не увеличилась, а уменьшилась на целых 534 рубля, составив 61 тысячу 600 рублей. При этом стыдливо, как бы скороговоркой, объясняется, что причиной здесь – «плодоовощной фактор» — как- никак сезон урожая на дворе.

Мы хвастаемся, что сегодня за чертой бедности находится только 24 миллиона человек, тогда как в 93 — м было 30 — 35 миллионов. При этом не особо распространяемся, что задолженность по зарплате бюджетным отраслям на первое сентября превышает прошлогодний показатель в реальных ценах в 25 раз и общая сумма взаимных неплатежей достигла 100 триллионов рублей, что, по словам вице — премьера Юрия Ярова, число безработных на конец первого полугодия составило уже 11 миллионов человек, что, добавим от себя, основной удар здесь нанесен «белым воротничкам». Ведь на рынке труда только 15 процентов вакансий открывается для служащих. Остальным, по — видимому, ничего не остается, как пополнить якобы поредевшую армию находящихся за чертой бедности, на глазах сокращая отечественный интеллектуальный потенциал.

Множить подобные примеры значит — не только умножать и без того безмерную народную скорбь, но и как бы предполагать рост общественного недовольства, непостижимым образом почему — то не выходящего из берегов. Некоторые наблюдатели связывают это с каким- то мистическим долготерпением российского народа, которое тем не менее становится сегодня важнейшим политическим фактором. Иными словами, зная за россиянами подобную слабость, власти предержащие, дабы сохранить как можно дольше свое место под солнцем, спокойно режут по живому, манипулируют общественным сознанием, изредка (и больше для порядка) одергивая себя под пристальным взглядом неусыпного Запада. И- жируют.

Но дело здесь не в мистике, и в этом- то вся соль. Долготерпение это очевидно вызвано страхом перед худшим. Стремлением не допустить большего зла. В таком земном контексте все, что вчера было безоглядно обожаемо, сегодня под давлением неблагоприятных обстоятельств и силы, скажем, украинского и белорусского примера, вполне может стать в тягость. И в лучшем случае это чревато потерей интереса, «взрывом равнодушия», в худшем неприятием, а то и отрицанием вчерашнего кумира со всеми вытекающими отсюда последствиями. По расчетам фонда «Общественное мнение», треть избирателей вообще не участвовавших в декабрьских выборах прошлого года, в 1991 году голосовали за Ельцина. Эта треть, считают специалисты фонда, вышла «в пассив», очевидно, устав от бесконечных политических баталий. Однако вполне уместно предположить, что потерей электората демократы обязаны октябрьским событиям и что пассивный ныне избиратель, почуяв, откуда дуют злые ветры, может вполне перекочевать в стан, поддерживающий оппозицию. Кстати, тот же фонд утверждает, что верность Ельцину по- прежнему сохраняет 12-15 процентов демократического электората, его, что называется, ядро. И хотя никто из предполагаемых кандидатов на будущих президентских выборах не обладает такой стабильной базой, президентское окружение явно обеспокоено складывающейся ситуацией. По — иному не объяснить ряд как существенных, так и малозначащих шагов, предпринятых в последнее время и самим Президентом, и его командой.

Здесь прежде всего стоит вспомнить июньскую инициативу спикера Совета Федерации Владимира Шумейко, который на одном из заседаний Верхней палаты неожиданно для всех предложил продлить деятельность парламента на два года, заметив, что и выборы Президента можно было бы отложить еще на один срок.

О мотивах этой инициативы и истинной ее подоплеке было много говорено. Реакция на нее была весьма острой. Достаточно сказать, что представитель Президента в Федеральном собрании Александр Яковлев в оценках здесь был весьма категоричен. Отказаться от выборов в Федеральное собрание, равно как и от выборов Президента, означало бы, по его мнению, создать прецедент, ставящий под угрозу существование одного из главных элементов демократии.

Тем не менее инициатива Шумейко не забылась и не разделила судьбу политических анекдотов. Уже под самый занавес летних парламентских каникул в обновленном виде она прозвучала из уст теперь уже спикера нижней палаты. Выступая по телевидению, Иван Рыбкин, надо думать, из самых лучших побуждений заявил, что надо бы совместить выборы Президента и парламента и назначить их на 12 июня 1996 года. В аргументах «за» фигурировало весьма существенное — усталость избирателей, возможность избежать многомиллиардных трат.

 Молниеносность реакции, с которой была оценена и горячо поддержана инициатива Рыбкина, не оставляет сомнений, что президентская команда в мгновение ока углядела там то, против чего решительно восставал Яковлев, — возможность под благовидным предлогом создать конституционный прецедент. Случись он, переходные положения Конституции, в которых обозначены сроки и президентских, и парламентских полномочий, будут распечатаны. И тогда нечего ломать голову, как более или менее законно продлить президентство. Путь указан.

Вероятность такого сценария разделяют многие наблюдатели, что лишний раз подтверждает наличие некой проблемы. У президентской команды, очевидно, нет уверенности в победе на выборах, буде они состоятся, и она загодя пытается следовать на шаг впереди любых начинаний, подхватывая любую стоящую инициативу, лишь бы не потерять контроль над ситуацией.

Недавно как — то мельком прошло любопытное сообщение о создании в Санкт — Петербурге новой структуры, условно именуемой «Федеральным домом». Инициатором здесь выступил полномочный представитель Президента в городе Сергей Цыпляев. Если вспомнить, судьба института представителей, некогда созданного в качестве «государева ока» на местах, в последнее время как бы висела на волоске. Слишком много трений было у полпредов с главами администраций; слишком часто они превышали свои, порой неподтвержденные полномочия, чтобы перед Президентом ни раз и ни два не ставился вопрос об упразднении этого института. Президент, говорят, отмалчивался. И вот — пока широко не рекламируемое решение о «федеральном доме».

Под его крышей предполагается разместить президентского полпреда, депутатов Совета Федерации с помощниками, представителей президентского же Контрольного управления, агентства по банкротствам, Антимонопольного комитета и прочих представителей Центра. Здесь будут общие отдел кадров, бухгалтерия и даже гараж. То есть прежде разрозненные, слабо координирующие свои действия структуры соединятся как бы в единый организм, который, по всей вероятности, составит изрядную конкуренцию местной администрации, а. главное, надо думать, укрепит президентскую власть на ближних и дальних подступах к Центру.

Озабоченность умонастроением за пределами столицы ощущалась и в участившихся в последнее время вояжах Президента регионы. Наблюдатели не раз отмечали, что выбор маршрутов тут был не случаен. Президент летал и ездил туда, где в свое время на получил поддержки или где особо ощущалось социальное напряжение и надобность в умиротворяющих контактах. Приморье, Тува, Красноярск, в самый последний раз регионы Поволжья, где сосредоточены интересы угасающего и потому взрывоопасного военно-промышленного комплекса …

Однако последний бон — вояж , совершенный на теплоходе по Волге, обратил на себя внимание и неожиданным в духе Президента оглашением возможных преемников. В качестве таковых как бы походя были названы нижегородский губернатор Борис Немцов и генеральный директор ВАЗа Владимир Каданников.

Это произвело фурор, ибо прежде имена названных не значились в колоде претендентов, тасуемой политиками и журналистами. Когда наконец страсти улеглись и сенсационное оглашение было превращено чуть ли не в шутку, аналитики не без труда разобрались в президентском ребусе. Если бы, скажем, предусмотрительный Борис Немцов с ходу не забил тревогу, отказываясь от чести быть конкурентом Ельцина на очередных президентских выборах, он стал бы альтернативной, но отнюдь не равновеликой Ельцину фигурой. И собрал бы, по мнению специалистов, не более одного — двух процентов голосов. То есть «оттянул» бы от нынешнего Президента самый минимум, фактически обеспечив ему победу. Что было бы весьма и весьма сомнительным, случись в конкурентах Явлинский или, например, генерал Лебедь. Лебедь, кстати, упомянут здесь не случайно. В конце прошлой недели стало известно, что в Туле начался сбор подписей для выдвижения Лебедя кандидатом в президенты. Судя по тому, сколько в последнее время было всякого намешано вокруг этой неординарной фигуры, выдвижение Лебедя было Кремлем ожидаемо. Пожалуй, последняя шумиха с приглашением его в таджикские военные Министры (а в представлении обывателя попыткой попросту сплавить), с отправкой академию или военным советником на Ближний Восток только добавила шарма его бесспорной харизме. А она появилась не сразу и не вдруг. И не была обретена с помощью хорошо поставленного голоса или высоко- затратных пропагандистских шоу. Здесь работал образ миротворца, погасившего пожар вероятной войны в самом центре Европы. И нескрываемое презрение к политическим интригам. И открыто демонстрируемые симпатии и антипатии. А также эффект сильной личности действующего военачальника, который сумел бы (эта мечта в обыденном сознании почему-то всегда связана с военными) не в пример штафиркам навести в России желанный порядок.

В последнем своем интервью Лебедь спокойно и деловито закрепляет сложившийся образ. Например, отвечая на вопрос, реален ли в Российской армии бунт возмущенных он по- военному краток: 50 на 50. Если принять меры для нормального существования армии — бунта не будет … Лебедь уважительно говорит о поверженном, оплеванном кумире, называя имя Ленина в достойном контексте и , может быть, сам того не ведая зарабатывает дополнительные очки.

Сегодня взлет генерала фиксирует августовский рейтинг ста самых авторитетных политиков России. Никогда не значившийся таковым, Лебедь буквально ворвался в первую двадцатку, оставив далеко позади маститых. Тревожный это или радостный симптом — покажет время. Но то, что страсти по власти в основном затрагивают верхние этажи общества, оставляя низы при пиковом интересе, — факт бесспорный

. В таком варианте жесткий вердикт Лебедя — 50 на 50! — можно толковать расширительно.

  Госслужба: возродить авторитет можно, но трудно

 Сергей ФИЛАТОВ, руководитель Администрации Президента РФ

 75 ЛЕТ мы пытались построить государство без демократии. Сегодня перед нами стоит задача создания мощной и эффективной государственной системы в демократической стране.

Фундамент такой системы уже заложен. Указами Бориса Ельцина утверждено Положение о федеральной государственной службе, образовано Управление федеральной государственной службы Президента Российской Федерации. Соответствующие структурные подразделения созданы и в аппарате Правительства. Завершается подготовка федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». В первом чтении он уже принят парламентом страны.

Во всех этих документах проводится мысль: государственной службе принадлежит особая роль в реализации стратегии и тактики реформ. К концу года мы будем иметь законодательную базу для создания в России института государственной службы.

Реестр государственных должностей является ключевым для системы правового регулирования госслужбы. И неудивительно, что при его разработке мы столкнулись с рядом серьезных трудностей юридического и иного характера. Следует ли, к примеру, издать Реестр государственных должностей только федеральной государственной службы (как это предусматривается проектом закона «Об основах … ») или имеет смысл вместе с названными должностями включить в него государственные должности Российской Федерации начиная с должности Президента.

Оба варианта имеют свои «за» и «против» Или другая проблема. Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд представляют самостоятельную и независимую государственную власть и в этом смысле, условно говоря, «равны» Правительству и палатам Федерального собрания. Но оправдано ли устанавливать соответствие должностей в аппаратах этих судов должностям в аппаратах Правительства и Федерального собрания?

Еще более важна разработка концепции государственной кадровой политики. Известно, что в течение 1991 1994 годов состав аппаратов органов государственной власти значительно и неоднократно изменялся. Наиболее показательной в этом отношении является исполнительная ветвь федерального уровня, обновившаяся за последние два года на 58 процентов. Во многих случаях люди, пришедшие на -смену партийно- номенклатурной и хозяйственной элите, существенно обогатили творческий потенциал государственной власти. Вместе с тем состав нового персонала госаппарата во многом уступает прежнему.

На должности руководителей управленческих структур различного уровня назначались люди без прохождения общепринятых на государственной службе процедур. Их профессионализм рассматривался лишь как дополнительный критерий оценки кандидата. По мере формирования рыночных отношений определилась тенденция прогрессирующего разрыва в доходах людей, ушедших в предпринимательство, и тех, кто находится на государственной службе. В результате люди уходят.

К началу 1994 года во многих государственных органах возникли своего рода возрастные ниши (Минюст и др.) и ниши по ряду наиболее важных специальностей (Минфин и Минэкономики). Новоиспеченные руководители проходят в короткие сроки три — четыре уровня служебной иерархии без полноценного их освоения. Обостряется дефицит специалистов по банковскому делу, налогообложению, макроэкономике, гражданскому праву и т.д.

Почти повсеместно испытывается нехватка квалифицированных аналитиков, способных к нетрадиционным методам исследования, свободных от внешних влияний при формулировании оценок и выводов, а также умеющих трансформировать результаты анализа в проекты конкретных распорядительных документов. Падение престижа госслужбы приводит к тому, что наиболее талантливая молодежь уклоняется от нее после окончания вузов. В кадровом потенциале федеральных органов исполнительной власти лица в возрасте до 30 лет составляют лишь 10 процентов. Это, как правило, работники низовых звеньев управления — ведущие специалисты и специалисты І категории, а также секретари, машинистки и т.д. Среди же руководящего звена молодежь составляет менее 1 процента.

 Отсутствие жестких критериев набора на госслужбу и надежной системы предварительной проверки кандидатов, поспешность в формировании управленческих структур и назначении должностных лиц все это предопределило проникновение в органы государственной власти лиц, обладающих низкими моральными качествами, способных в ряде случаев идти на нарушение закона и совершать действия, противоречащие национальным интересам и безопасности России. Поэтому ведущим курсом федеральной кадровой политики России в современных условиях является стратегия «гибкого обновления», которая предполагает сохранение и обогащение кадрового потенциала федеральных органов государственной власти и радикальное устранение явлений, угрожающих национальной безопасности страны и ущемляющих права ее граждан. Кадровая политика это и искусство, и наука, сопряженные со здравым смыслом. В  наших интересах овладеть всем этим арсеналом.

Бизнес в «национальном измерении»

 Господин Малик Сайдуллаев, глава фирмы «Милан», — молодой российский предприниматель чеченского происхождения. В последнее время «национальный фактор» начинает играть определенную роль даже, казалось бы, в таком интернациональном деле, как бизнес. Власти прибалтийских государств, к примеру, с неудовольствием констатируют, что большинство предпринимателей в их странах — «русскоязычные». Адвокат Генрих Падва взял на себя смелость утверждать, что одной из составных частей «дела Вайнберга» является то обстоятельство, что задержанный бизнесмен — еврей. Предпринимались попытки проанализировать с этой точки зрения и скандал с АО «МММ». Причем каждая сторона с легкостью пришла к «нужным» взаимоисключающим — выводам. Kак бы там ни было, вылетевшим из «советского» гнезда птенцам российского (эсэнговского?) бизнеса приходится жить и работать в экстремальных условиях: новые границы, законы, политическая нестабильность и т.д. Не последнее место в этом ряду, как выясняется, занимает национальный фактор.

— Малик, фирма «Милан» ориентируется в своей деятельности на Россию или на независимую Чеченскую Республику?

Офис нашей фирмы расположен в Москве. Мы не занимаемся политикой. В фирме работают люди разных национальностей. Чечня была, есть и будет составной частью Российской Федерации. Мы работаем на Россию.

-Чем конкретно занимается фирма «Милан»?

Нами создается финансово — промышленная группа «АВИ- КО — М  (авиастроительный концерн «Милан») . В нее войдут КБ, вот уже несколько лет не получающие из бюджета дотации, «Эрабанк», промышленные предприятия аэростроения, научно- исследовательские и образовательные структуры. Помимо этого, мы начинаем строить современные хлебопекарни в Москве и Подмосковье. В ближайшем будущем намерены создать параллельно Московской кольцевой автодороге сервисное кольцо для мойки грузовых и легковых автомобилей. занимаемся строительством- восстанавливаем дома в Москве Еще мы активно взаимодействуем с правительством Москвы. В прошлом году фирма была одним из двух генеральных спонсоров праздника 500-летия Арбата. Недавно нам передали три дома в этом районе под реконструкцию. «Милан» представляет в России семь школ Великобритании. Мы направляем в эти школы детей из России. В общей сложности последние полгода с нашей помощью туда поехали двадцать шесть человек. Вынужден признаться, что это очень сложное и хлопотное дело. Помимо всего прочего, фирма спонсор некоторых молодых звезд российской эстрады. –

-Малик, все эти направления, как представляется, не обещают быстрой отдачи …

— — Наш ежемесячный оборот несколько миллиардов рублей. Естественно, мы занимаемся и торговлей — поставляем в Россию продукты и оборудование, в основном из Великобритании. Вот только что оттуда пришли 27 контейнеров. Это аппаратура для телевизионной игры «Русское лото». Технология игры разрабатывалась с помощью лучших российских специалистов. Лотерея проводится под девизом «В «Русском лото» неудачников не бывает». Поэтому постоянно не выигрывающих ждут различные призы, в том числе, к примеру, автомобили «Мерседес». Призовой фонд ожидается свыше одного миллиарда рублей. Самые крупные выигрыши могут доходить до трехсот тысяч долларов. Причем в отличие от других лотерей выигрыши в нашей выпадают только на проданные билеты. Поэтому ситуация, когда в тираже не выигран полностью весь призовой фонд, категорически исключается. Первая игра состоится по ТВ в начале октября в Москве, У нас уже есть заявки на проведение этой игры в Казахстане, на Украине, в Белоруссии, во многих российских городах.

-Неужели самое необходимое сейчас для России-новая телевизионная игра?

— Годовые отчисления в бюджет Москвы от проведения игры ожидаются в пределах 100 миллиардов рублей. Больше трети от этой суммы пойдет на поддержку домов для престарелых, детских домов, школ — интернатов, родильных домов. 10 процентов составят лицензионные платежи. Фирме, таким образом, останется не так уж много. Но даже из этих средств фирма намерена создать инвестиционный фонд для реализации приоритетных социально — экономических программ города.

— Помнится, газета «Россия» писала, как в октябре прошлого года к вам в офис под предлогом того, что фирма «чеченская» и якобы занимается торговлей оружием, ворвался ОМОН, учинил погром …

— Еще раз хочу повторить, фирма «Милан» вне политики. Но мы весьма зависимы от политической ситуации в стране. Если с московскими и российскими властями отношения развиваются нормально, то сложности теперь возникают с властями … английскими. Я вполне состоятельный человек и могу позаботиться об образовании для своих детей. Все необходимые документы собраны. Все гарантии представлены. Однако вот уже полгода я не могу добиться от посольства Великобритании в Москве визы для двух своих детей и жены. Я не буду рассказывать обо всех придирках — они не делают чести сотрудникам посольства. Хочу только заметить, что если бы я действовал обходными путями, то давно бы решил все вопросы. Но я предпочитаю действовать по закону. Английские власти не возражают, когда я покупаю в их стране дорогостоящее оборудование, поддерживаю своими платежами их экономику, но почему — то не хотят, чтобы мои дети учились в одной из школ Великобритании .

— Чем они это мотивируют?

 Я встречался с членами английского парламента об лейбористской партии. Один из них мне сказал: «Малик, все дело в твоей фамилии». Это странно. Моя фамилия не помешала мне быть спонсором поездки делегации Госдумы РФ в Великобританию. А вот учиться моим детям в Великобритании почему — то мешает.

— Может быть, были конфликты с английскими властями?

— Ни разу. Думается, дело тут в общем отношении к России. знаю много случаев, когда англичане отказывали в визах и русским детям. Все это огорчает. Мы стремимся к равноправному сотрудничеству. Всякая дискриминация по национальному признаку противоречит не только экономическим интересам запада, в данном случае Великобритании, но и элементарным правам человека. Конечно, не нам учить англичан демократии, но думается, их чиновникам было бы полезно прислушаться к голосу со стороны.

Беседу вел Юрий СЕРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *