В декабре исполнилось 130лет со дня рождения выдающего популяризатора науки, одного из основоположников жанра научно-популярной литературы Якова Исидоровича Перельмана.
Андрей Бобарыкин
Автор великого множества научно-популярных книг, неустанный выдумщик и необычайно талантливый педагог, создатель ленинградского Дома занимательной науки Яков Исидорович Перельман родился 4 декабря 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи (ныне Белосток находится в составе Польши). Имея способности блестящего математика «лесовод I разряда» Яков Перельман отказывается не только от карьеры профессионального учёного. Работа по основной специальности также не привлекает его. Возможно более широкая популяризация научных знаний, то есть сочетание строго научного знания, литературы и детской непосредственной выдумки, интересует Якова Перельмана значительно больше. Но главной его заботой было сохранение и поддержание не только у детей, но и у взрослых, способности видеть необычайное и загадочное в привычных фактах обыденной жизни, развитие у детей способности мыслить нестандартно и нешаблонно, видеть за сухими научными формулами огромный, исполненный загадками мир.
В наше время, когда так называемые «информационные технологии», компьютеры, стали настоящими «фетишами» цивилизации, очень не хватает гениально простой выдумки энциклопедически образованных людей, способных одинаково хорошо объяснить сложнейшие научные и природные феномены при помощи элементарно простых средств. Не хватает людей, понимающих, что вся современная цивилизация (от колеса до космического корабля) была создана не благодаря наличию компьютеров, а благодаря их отсутствию, когда люди умели компенсировать свои скудные научно-промышленные ресурсы изумительной красоты и простоты решениями. Каковыми, например, и были К.Э. Циолковский и С.П. Королёв, переписку с которыми Яков Исидорович Перельман вёл долгие годы.
Скромный лесовод Перельман, как оказалось, был способен даже на изменение времени (это что касается изящных решений сложных проблем). Так, работая в 1917 году в петроградском «Особом совещании по топливу» и узнав о проблемах с отоплением в городе, Перельман предложил в целях более эффективного использования светлой части суток и экономии дефицитного топлива перевести стрелку часов на час вперед. Что и было реализовано, хотя и несколько позднее, в 1930 году (введение так называемого декретного времени).
Яков Исидорович Перельман был не только талантливым педагогом и писателем, но и очень честным и мужественным человеком. После начала Великой Отечественной Войны он отказался эвакуироваться из блокадного Ленинграда, до конца жизни помогая укреплять его оборону. 1 июля 1941 года Яков Исидорович приходит в Петроградский райвоенкомат и предлагает свои услуги в качестве лектора-инструктора по подготовке войсковых разведчиков. В условиях блокадного Ленинграда им прочитаны десятки лекций для красноармейцев, краснофлотцев, ополченцев, а также для партизан, готовившихся для борьбы в тылу врага.
Как пишет в своей книге «Доктор занимательных наук» Григорий Мишкевич: «Он разработал несколько тем, касавшихся главным образом умения ориентироваться на любой местности и в любую погоду, не пользуясь при этом никакими техническими средствами, инструментами и приборами, полагаясь только на то, что было «под рукой». «Измерительными инструментами» были карандаш, палец руки, спичка, полоска бумаги, наручные часы, муравьиная куча, звезды и Луна, расположение сучьев на деревьях. Темы лекций: «Как найти дорогу в чаще зимой и летом», «Как определить расстояние до объекта», «Как измерить ширину и глубину реки, озера», «Как ориентироваться по звездам и Луне», «Как измерить высоту дерева, здания, башни»…»
Характерным примером такого рода занятий была лекция, прочитанная Перельманом 8 декабря 1941 года для уходящих на позиции под Пулково морских пехотинцев. В течение нескольких часов он рассказывает флотским разведчикам об ориентировании на местности без приборов, что было особенно важно для непривычных к полевым условия моряков. После лекции один из слушавших его краснофлотцев сказал: « Я вас хорошо знаю, товарищ Перельман! Читал ваши книги, не раз бывал в Доме занимательной науки на Фонтанке. Вот вы сказали, что гитлеровские варвары разрушили Пулковскую обсерваторию и разбили знаки меридиана. Так вы, товарищ лектор, не сомневайтесь, мы по-флотски врежем фрицам и за обсерваторию, и за меридиан!».
В какой-то момент голод и истощение окончательно обессиливают Якова Исидоровича. Он перестаёт ходить на лекции, и консультирует только по телефону. 16 марта 1942 года силы окончательно покидают его. Яков Исидорович Перельман умирает.
В те же блокадные годы в Ленинграде живут братья Аркадий и Борис Стругацкие. Младший, Борис, конечно же, уже после войны, становится астрономом, и в 1955 году попадает в ту самую Пулковскую обсерваторию под Ленинградом, защищать которую уходили матросы-балтийцы, многие из них ещё мальчишками были учениками Якова Исидоровича Перельмана.
И в заключение следует привести один очень знаменательный случай из практики Дома занимательной науки (ДЗН). Вот что писал (статья «Дэ – Зэ – эН») один из тогдашних сотрудников Дома занимательной науки Лев Успенский: «помню один эпизод у доски, утыканной гвоздями, мимо которых в беспорядке сыпались дробинки – они выкладывались строго по статистической кривой. И вот мальчик, поражённый увиденным, взял отца за локоть и, насупившись, сказал ему «Па! Нет, ты только посмотри, па! Они сыплются в беспорядке, а вдруг оказываются в порядке!»«. Прозрение, сравнимое с прозрением гения. Как тут не вспомнить знаменитую фразу братьев Стругацких из книги «Понедельник начинается в субботу»: «Ну, неужели ты не видишь? И я увидел. Но это уже совсем другая история». «Ну, неужели ты не видишь?» – главный вопрос всей жизни Якова Исидоровича Перельмана. Вопрос, который он и по сей день задаёт нам в своих замечательных книгах.
При подготовке статьи использованы следующие источники:
1. Мишкевич Г. Доктор занимательных наук.
2. Стругацкие А.и Б. Понедельник начинается в субботу.
3. Успенский Л. Дэ – Зэ – эН.
4. http://www.afizika.ru/perelman
5. http://n-t.ru/tp/in/yp.htm
Источник: журнал «Наука и жизнь»