В Японии изобрели дисплеи, способные передавать запахи

772

В скором времени друзей можно будет приглашать домой не только посмотреть новый фильм или послушать новый альбом на компьютере, но и понюхать новый аромат. Японские ученые представили концепт ЖК-монитора, который умеет передавать запахи. Технология будет востребована для трансляции рекламных роликов, полагают изобретатели

Антон Меснянко

В Японии изобрели дисплеи, способные передавать запахи Фото: mobbit.info
В Японии изобрели дисплеи, способные передавать запахи
Фото: mobbit.info

Японские ученые сделали еще один шаг к преодолению границы между реальным и виртуальным пространством. Их новая разработка позволит компьютерам передавать не только звук и изображение, но и запахи. Тем лучшее и полнее будет достигаться эффект присутствия. Инновационный «ароматный» монитор, разработанный специалистами Токийского университета сельского хозяйства и технологий, был представлен во второй половине марта на проходившей в американском Орландо конференции IEEE Virtual Reality.

Технология позволяет создавать источник запаха в определенной зоне экрана. Приблизив нос к изображению чашки кофе или цветка, можно будет ощутить их аромат. Японские умельцы не только показали публике трюк, но и подробно рассказали, как он работает. В основе системы лежат четыре вентилятора, установленные по углам монитора. Они нагнетают ароматизированный при помощи гелевых капсул воздух вдоль плоскости экрана. В нужной точке экрана (напротив изображения) потоки воздуха встречаются и создают общее течение в сторону человека. Точные координаты «источника запаха» задаются интенсивностью работы вентиляторов.

Устройство выполнено с особым изяществом, что позволяет сделать обонятельные ощущения еще более реалистичными. Вентиляторы и воздухоотводы настроены таким образом, чтобы, во-первых, система работала абсолютно бесшумно, а во-вторых – чтобы человек не ощущал движения воздуха. Благодаря этому создается полная иллюзия, что экран действительно пахнет.

Свое изобретение ученые из Токио предлагают использовать в мультимедийной рекламе. Например, на дисплее, рекламирующем ресторан, можно демонстрировать блюда с их ароматами. Уловив в толпе запах аппетитного кушанья, человек непременно обратит внимание на такую рекламу. Воздействие на обоняние окажется более эффективной маркетинговой стратегией, чем все остальные рекламные уловки, вместе взятые, полагают ученые. Другими возможными сферами применения ароматной технологии могут стать разрабатываемые системы виртуальной реальности и компьютерные игры. Решить проблему сменяемости запахов исследователи обещают при помощи системы картриджей. Они позволят быстро менять аромат, воспроизводимый компьютером.

Впрочем, палитру запахов еще только предстоит создать. Разработки в области синтеза искусственных ароматов велись еще с 80-х годов прошлого века, однако на коммерческие рельсы этот процесс поставлен не был. Из-за того, что никто не знал, как применять эти технологии на практике, «оцифровке» ароматов внимания практически не уделяли. Так что химикам еще только предстоит научиться выпускать имитации запахов.

С другой стороны — по поводу японской научной новинки уже появилось немало скептических отзывов. Ключевая претензия к этой технологии состоит в том, что обоняние является, пожалуй, самым неинформативным органом чувств. Мозг большинства людей не уделяет запахам столько внимания, сколько достается другим ощущениям. Неприятные запахи улавливаются лучше, а приятные чаще всего воспринимаются как нейтральный фон. Поэтому человек может попросту не обратить внимания на «пахнущую» рекламу.

Сложности с использованием ароматических мониторов для продвижения товаров и услуг заключаются также в том, что люди по-разному реагируют на запахи. Кто-то лучше улавливает их, кто-то – хуже. Одному человек нравится тот или иной аромат, другой его не переносит. А встречаются еще и аллергики, которые смогут подать иск против рекламодателя, если от запаха предлагаемого товара человеку станет плохо. Наконец, на улицах большого города столько разных ароматов (приятных – и не очень), что реклама может просто-напросто остаться незамеченной.

Источник: «Эксперт Казахстан»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *