Человек закулисных договоренностей

727

Киссинджер по-прежнему остается непререкаемым авторитетом в сфере международных отношений. Нынешняя администрация Белого дома косвенно, а порой и напрямую пользуется как оперативными, так и долговременными рекомендациями Киссинджера.

Илья Кузнецов

Человек закулисных договоренностейСенсационная поездка в Китай, челночная дипломатия на Ближнем Востоке, переговоры во Вьетнаме, переговоры по ракетным вооружениям с Москвой – все это маленькие и большие кризисы периода горячей фазы «холодной войны». Архивы открываются лишь спустя много лет. Сам Киссинджер наложил вето на собственные документы на срок пять лет после своей кончины. Киссинджер не был сторонником открытых действий. Его скорее можно назвать «человеком закулисных договоренностей»…

Мир катился в пропасть ядерной войны. Один из доверенных помощников государственного секретаря Генри Киссинджера однажды спросил его: «Есть ли у нас шанс спасти мир?» Ответ Киссинджера прозвучал парадоксом: «У нас это невозможно, – сказал он. – Но если мы найдем много молодых, способных и высокообразованных людей, которые не знают об этом, и заставим их работать по шестнадцать часов в сутки, шанс есть».

Киссинджер и разрядка международной напряженности

Американский государственный деятель, дипломат и эксперт в области международных отношений, лауреат Нобелевской премии мира 1973 года Генри Киссинджер родился в еврейской семье 27 мая 1923 года в Германии, в городе Фюрт. В 1938 году семья Киссинджеров эмигрировала в США. В 1943-м Генри-Альфред Киссинджер получил американское гражданство и был призван в армию. После окончания Второй мировой войны работал в контрразведке в американской оккупационной зоне Германии. В 1947-м поступил в Гарвардский университет и, окончив его, защитил диссертацию.

Он стал профессором политологии и занимался преподавательской и научно-исследовательской работой. В 1955-м вошел в исследовательскую группу Совета по внешним связям США. В 1957-м написал и издал книгу «Ядерное оружие и внешняя политика». В ней он предлагал отказаться от военно-политической доктрины «массированного возмездия» и перейти к более гибкой стратегии ограниченного применения ядерного оружия. Его инициатива получила признание, была названа «стратегией гибкого реагирования» и в 1960-х годах стала официальной доктриной НАТО.

В 1968 году победивший на президентских выборах в США Ричард Никсон пригласил Генри Киссинджеpа стать его «правой рукой» в вопросах внешней политики. Официальная должность Киссинджеpа называлась «советник президента по вопросам национальной безопасности». Опытные сотрудники Белого дома несказанно удивились, когда вдруг в подвале резиденции главы государства прочно обосновался бывший немецкий еврей с «плохим» английским произношением и с группой молодых, активных помощников. Именно там, в этом подвале, и была выработана знаменитая впоследствии стратегия детанта – «разрядки международной напряженности». Президент Никсон одобрил эту стратегию, и уже через два года мир изменился. Острое противостояние Востока и Запада ушло в прошлое. Вместо этого Соединенные Штаты смогли установить относительно неплохие торговые и культурные отношения с Советским Союзом и Китаем. Однако сердцевиной этой стратегии, о которой скорее всего в Москве и Пекине только догадывались, было создание условий для зарождения реального диссидентского движения. В том числе – и признание права евреев на эмиграцию в Израиль. Можно утверждать, что у истоков развала советской империи стоял Киссинджеp.

Безусловно, от первых набросков в подвале Белого дома и до развала в 1991 году Советского Союза прошло много времени и произошло немало ярких событий. Это и разрастающаяся еврейская активность под носом у Кремля, и изматывающая гонка вооружений, фиктивно созданная президентом Рональдом Рейганом (программа «Звездные войны»), и возникновение персональных компьютеров и Интернета.

Начало всему этому было положено в декабре 1968 года – на первой встрече еще не вступившего в должность Никсона и восходящей звезды политологии Генри Киссинджеpа.

Киссинджер и тактика «челночной дипломатии»

Как-то раз во время интервью журналист попросил Киссинджера, изобретателя тактики «челночной дипломатии», пояснить на примере, в чем ее смысл. «О, это очень просто, – улыбнулся Киссинджеp.– Допустим, я прихожу к Рокфеллеpy и спрашиваю:

– Послушайте, Рокфеллер, вы хотите заполучить в зятья «крутого» сибирского мужика?

– Что за идея взбрела вам в голову, – недоумевает Рокфеллер. – Зачем мне это?

– А если он – клиент швейцаpского банка? – настаиваю я.

– Это другое дело, – говорит он.

Дальше – совсем просто. Я иду в банк и спрашиваю:

– Хотите, чтобы вашим клиентом стал «крутой» сибирский мужик?

– Этого еще нам не хватало! – возмущается директор банка.

– Ну, а если он – зять Рокфеллера? – говорю.

– Это меняет дело, – заинтересовывается директор банка.

Теперь наступает завершающий этап. Я приезжаю к «крутому» сибирскому мужику и предлагаю:

– Хочешь жениться на американке?

Он пожимает плечами:

– Зачем это мне?

Я снабжаю его дополнительной информацией:

– А если она – дочь Рокфеллера?..

– Ну, это – совсем другое дело, – соглашается он.

Остается – сущая ерунда. Я посещаю дочь Рокфеллера и спрашиваю ее:

– Хочешь выйти замуж за клиента швейцаpского банка?

– Эка невидаль! – отвечает она. – Таких клиентов вокруг – пруд пруди. Выбирай любого…

– Ну, а если он – «крутой» сибирский мужик?

Выражение ее лица меняется.

– Так бы сразу и сказал!»

Киссинджер и Россия

Киссинджер по-прежнему остается непререкаемым авторитетом в сфере международных отношений. «Мир сегодня находится в таком движении, какое не наблюдалось уже столетия, – сказал он в одном из интервью. – Перед американской дипломатией сегодня, как и после Второй мировой войны, встают задачи по выработке элементов нового мирового порядка». Он призывает не сбрасывать со счетов Россию: «Представление России о себе как историческом игроке на мировой арене должно восприниматься всерьез». Нынешняя администрация Белого дома косвенно, а порой и напрямую пользуется как оперативными, так и долговременными рекомендациями Киссинджера.

Когда Генри Киссинджер выпустил книгу «Нужна ли Америке внешняя политика?», он заехал в Москву, к Путину. Тогда российская пресса предположила, что Путин принимает его не только в качестве реверанса перед заслугами и опытом гостя, но попытается использовать встречу с ним и для зондажа нынешних намерений Белого дома и в целом внешнеполитических тенденций в США. Последующие события эти предположения вполне подтвердили. Сам Киссинджер говорил тогда, что приехал «не для того, чтобы читать лекции, как России следует развиваться, а чтобы поучиться и обменяться мнениями. Россияне – великий народ, который 500 лет обходился без советов США. Я знаю Россию с 60-х годов. Мне даже сложно сосчитать, сколько раз я с того времени бывал в Москве. Для меня перемены, происходящие сейчас в России, на самом деле поразительны. Они имеют чрезвычайно огромное политическое значение. Конечно, процесс еще не закончен, и сделать предстоит гораздо больше, чем уже сделано. Но в целом по отношению к путинской России я настроен весьма позитивно. Россия остается великой державой. Это – факт!»

Существуют рейтинги лучших фильмов, лучших игроков в крикет и лучших книг. Есть даже специальные книги, в которых публикуются эти списки. Однако в отношении одного ожидающего публикации рейтинга можно сказать: «Это уж слишком!» Список ста лучших интеллектуалов, известных общественности, вызывает совсем не интеллектуальные споры за обеденным столом Американской академии. Одна из причин подобных споров заключается в том, что первым в этом списке стоит бывший госсекретарь США Генри Киссинджер.

Источник: журнал «Алеф»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *