Первый в истории Калуги избранный городской голова рассказал о том, чего не хватает сегодняшней власти, чтобы найти поддержку у граждан.Виктор Кузьмин
Досье Виталий Алексеевич Черников. Родился в 1959 году. Закончил Московский архитектурный институт. Политолог, эксперт по местному самоуправлению, член рабочей группы Совета Европы по мониторингу Европейской хартии местного самоуправления. В прошлом – архитектор, председатель городского Совета народных депутатов, первый городской голова г. Калуги, депутат Законодательного собрания области. Женат. Детей двое. Пишет стихотворные пародии, увлекается хоккеем.
От эксперта до мэра
– Виталий Алексеевич, как Вы стали заниматься политикой?
– Я увлекся проблемами местного самоуправления, учась в институте, – вспоминает Виталий Черников. – Запрещенная в Советском Союзе книжка Велихова «Основы городского хозяйства» стала для меня учебником по жизни. В свое время мне дали ее на одну ночь. Мы, студенты, пересняли ее на фотопленку и затем распечатали. Позже, при работе архитектором, у меня была некоторая возможность на практике исследовать методы самоуправления. Но до поры я оставался только теоретиком.
А в политику я попал и случайно и неслучайно. В 1990 году состоялись первые демократические выборы в городской совет. Я стал депутатом от калужского отделения Союза архитекторов. Тогда общественные объединения могли выдвигать своих кандидатов, и мои коллеги сочли, что я достоин представлять наши общие профессиональные интересы.
На должность председателя горсовета наша демократическая фракция выдвинула двух кандидатов, и я занимался их подготовкой как единственный эксперт по местному самоуправлению. За три дня до решающего заседания совета, на котором должны были избрать председателя, выяснилось, что наши кандидаты подготовлены недостаточно хорошо и не смогут ответить на вопросы опытных представителей горкома партии и облисполкома. И неожиданно вместо них выдвинули меня. Потребовалось несколько недель и восемь голосований, чтобы набрать большинство голосов. С этого момента я возглавил горсовет, а в затем и администрацию города Калуги.
В дальнейшем названия поменяли – горсовет стал городской думой, а глава администрации – городским головой. В Калуге работала команда профессиональных и неравнодушных людей. Я эту команду собирал штучно. И каждый человек был способен и полномочен самостоятельно принимать решения в пределах своей компетенции.
Прокормили флот
– Тяжело было в «лихие 90-е» управлять городом?
– «Лихие 90-е» – это, на самом деле, сегодняшние страшилки. В сравнении с нынешней достаточно сытой жизнью их можно называть лихими, а в сравнении с 30-и годами – это были очень даже комфортные времена. К сожалению, федеральная власть не смогла хоть что-то сделать по нейтрализации рисков переходного периода. Обеспечением безопасности и комфорта людей занимались региональные власти и органы местного самоуправления. Например, на этом уровне была создана ассоциация городов и областей центра России. Я был избран ее вице-президентом. Руководители разного уровня собирались, чтобы обсуждать и решать общие проблемы.
Кстати, в эти «лихие 90-е» российские города, по сути, спасли Черноморский флот. Его суда находились в бедственном положении, экипажам зачастую нечего было есть. И многие города взяли шефство над кораблями. Калуга взяла на себя ракетный крейсер «Мираж», мы поставляли туда и продукты питания, и бытовую технику.
Об этом мало сейчас говорят, но на тот момент страна, брошенная федеральной властью, была по сути спасена органами местного самоуправления. Что происходило в Калуге? Например, через три года после приватизации магазина, закон дал право как угодно менять его назначение и ассортимент товара. Возникла угроза лишиться в общедоступных местах социально значимого ассортимента – хлеба, молока, овощей. В той ситуации выгодно было продавать водку и сигареты. И Калуга стала последним городом в России, который приватизировал овощные магазины. Как не теребила нас команда Чубайса, мы держались до последнего. В конце концов, в Калуге приняли положение о лицензировании торговой деятельности и определили, что в городе не разрешается торговать определенными товарами в определенных местах. И только после этого провели приватизацию.
Несмотря на галопирующую инфляцию, мы не отказывались от планов развития города. Создали проекты объездной дороги, мусоросжигательного завода. К сожалению, после выборов 1994 года наши проекты оказались никому не нужны. Следующий избранный городской голова отказался практически от всех планов, развитие Калуги было остановлено. После его ухода у города оказался долг в размере годового бюджета. И расплатиться смогли лишь спустя много лет, а отставание от многих других городов не преодолено до сих пор. И вот результат: за 25 лет Южная Корея из страны на задворках мира стала 12-й экономикой по уровню ВВП. А по окраинам Калуги проедешься – за 22 года кардинально ничего не изменилось.
Фиктивная вертикаль
– Сейчас демократии стало меньше?
– «Лихие 90-е» оказались куда демократичнее и свободнее нашего времени. Депутатов было больше, они были ближе к избирателям, а значит и ответственнее перед ними. Я считаю, что уменьшение депутатского корпуса привело к катастрофическому вымыванию социальных интересов из представительных органов. Нынешние 25 депутатов не могут представлять весь круг интересов жителей Калуги. Ведь чем больше избирателей голосует за кандидата, тем он анонимней. Теперь люди ориентируются на информацию из газет и телевидения, а не на личность человека. И результат такого подхода налицо: в 2010 году на выборы депутатов городской думы пришло 16% избирателей. Остальные посчитали, что депутаты никак не влияют на их жизнь. При такой лигитимности депутатского корпуса трудно говорить о сотрудничестве граждан с властью. Конечно, это положение дел невыгодно честным депутатам и не нужно гражданам. Получается некий парадокс – мы тратим деньги на фиктивные выборы, в результате создаются фиктивные органы, принимаются решения, которые люди не склонны поддерживать. И дополняет это все механизм назначения губернатором городского головы. Так вся властная вертикаль становится фиктивной.
А вот СМИ в те годы никто не ограничивал. На меня в прессе выливались потоки грязи с целью опорочить в моем лице новую систему власти. Но я всегда исповедовал полную открытость перед журналистами. Сегодня пресса, на мой взгляд, превратились в послушный рупор власти.
Кроме того, избирательная комиссия работала независимо и без всякого давления, из-за чего я, кстати, и проиграл выборы и не стал городским головой во второй раз. Комиссия сочла важным включить в число избирателей жителей сельских поселений вокруг Калуги. Это была такая административная глупость. Сельчане решили, что я хочу присоединить их к городу, чем лишу льгот сельской местности. И проголосовали против меня. Хотя после приходили делегациями и извинялись. Мол, не так поняли.
Я потом целый год судился, но безрезультатно. В кулуарах мне было сказано, что я, конечно, прав, но за это время принято столько решений, постановлений – не отменять же…
Ресурс для населения
– Калуга далека от идеалов местного самоуправления?
– Сейчас в Калуге по сути нет местного самоуправления. Есть какая-то переходная форма полуместного – полугосударственного управления. Это связано с навязыванием единствеенной схемы управления в городах – дума и сити-менеджер, нанимаемый по контракту на должность городского головы. Я считаю, что таким образом правящая партия получила в свое распоряжение огромный ресурс. Когда мэра выбирают снизу, находится в распоряжении населения. А когда назначают сверху – у населения его отнимают.
– Возможно ли реформировать систему власти и развернуть ее лицом к людям?
– Для этого региональным властям надо отказаться от демонстративно патерналистского подхода, от роли «отцов нации». Это должен быть сознательный отказ, за что народ их будет только больше уважать. И в случае возвращения выборов губернаторов – еще и голосовать. Надо перестать решать проблемы в «ручном» режиме, а отлаживать процессы в целом. Необходимо отказаться от желания везде расставить своих людей – это желание местечковое, провинциальное. Местное самоуправление не может быть частью государственной власти и работать с ней в одной команде. Это орган, который должен работать в одной команде с гражданами, а не с чиновниками. И пока это не так, люди будут недовольны.
Конечно, жители города не во всем разбираются настолько профессионально, как представители органов власти. Но они отлично разбираются в том, что им нужно в первую очередь, что – во вторую, а что – в третью. Власть может профессионально делать свое дело – мостить плиткой тротуары, строить парковки и торговые центры, – но оказывается, люди все равно ходят и плюются. А как только власть устраивает встречи с народом, пытается что-то объяснить – получается разговор сверху вниз. То есть не граждане формируют политику властей, а людям в готовом виде преподносят, какую политику проводит сейчас власть.
– Вы находитесь в оппозиции к власти?
– Я нахожусь в оппозиции всему, что не дает нам двигаться вперед. Это коррупция, ложь политиков, чиновничья глупость, полицейский беспредел, давление на бизнес, развал культурного пространства, нищенское положение пенсионеров, политическая цензура в СМИ. По этому списку действующие политики вправе сами определить – в оппозиции я к ним нахожусь или нет.
Источник: «Агентство «Комсомольская правда – Калуга»