Международный опыт неформального образования

1 763

В настоящее время во всех развитых странах мира на уровне государственной политики достигнуто признание того, что знания во все возрастающей степени становятся основой развития общества, что необходимым средством социально-экономического прогресса в XXI веке является трансформация человечества в общество «пожизненного обучения». [table "59" not found /]

Положение «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» может служить лозунгом совокупной системы образования и наиболее полно отражает потенциал и задачи неформального образования, которое, в свою очередь, должно стать одним из механизмов реализации концепции образования на протяжении жизни.

История развития неформального образования связывается со следующими событиями [1]. В 1967 г. на международной конференции в Уильямсберге, США, были изложены идеи, которые далее легли в основу широко известного анализа возрастающего «мирового кризиса в сфере образования». Высказывалась обеспокоенность непригодными программами; осознавалось, что образовательный и экономический рост не обязательно идут в ногу, многие страны сталкиваются с трудностями финансирования формального образования.

Международный опыт неформального образованияБыл сделан вывод, что официальные системы образования слишком медленно адаптируются к социально-экономическим изменениям, их развитие сдерживает не только собственный консерватизм, но и инерция самих обществ. Именно с этой отправной точки стратеги и экономисты Всемирного банка стали делать различие между информальным, неформальным и формальным образованием [2]. Данная трехсторонняя категоризация образования исходила прежде всего из работ Кумбса и Ахмеда [3].

В этой категоризации к формальному образованию отнесена иерархическая, в хронологическом порядке градуированная система образования: от начальной школы, следующая через университет, включающая общую академическую учебу, различные специализированные программы и учреждения, обеспечивающие техническое и профессиональное образования на дневных отделениях.

К информальному образованию причислен процесс, действительно протекающий на протяжении всей жизни, в котором каждый приобретает взгляды, ценности, навыки и знания из повседневного опыта и получает образовательное влияние из ресурсов своей среды – начиная от семьи и соседей, от работы и игр, от рынка, библиотеки и средств массовой информации.

К неформальному образованию отнесена любая организованная учебная деятельность за пределами установленной формальной системы – отдельная деятельность или существенная часть более широкой деятельности, призванная служить субъектам обучения и реализующая цели обучения.

Согласно этой классификации различия носят в основном административный характер. Формальное образование связано с различными учебными заведениями, неформальное – с общественными группами и другими организациями, а информальное охватывает то, что осталось, например, взаимодействия с семьей, друзьями и коллегами по работе. Как отмечает Фордхэм [2], эти определения не означают, что существуют жесткие рамки между категориями.

Ряд инициатив и программ, которые принято относить к так называемому «неформальному образованию», многочисленны и разнообразны. Следует отметить, что существует определенное различие в их понимании и, соответственно, реализации в южных, развивающихся, странах и северных, развитых, странах. Последние прежде всего включают в себя программы политического и гражданского образования, «догоняющие» программы для школьников, оставивших школу, различные виды учебной работы, связанные с инициативами в области развития, и распространение различных знаний, профессиональной подготовки и медицинского просвещения. Кроме того, они связаны с различными примерами государственных и частных программ профессиональной подготовки. На Юге это в значительной мере программы грамотности и базового образования для взрослых и молодых людей, медико-санитарное просвещение, распространение грамотности, развития сельских районов. Специфика Юга также заключается в возрастном и гендерном подходах к неформальному образованию, которое в этом случае большей частью охватывает молодежь и женщин.

В 70-х годах прошлого века большую роль играло растущее осознание того, что развитие в первую очередь зависит от самих людей и что гораздо больше внимания следует уделить повышению качества их жизни. Это потребовало новых подходов к формальному образованию и дало значительный толчок неформальному образованию.

Симкинс [4] проанализировал программы неформального образования с точки зрения целей, сроков, методов и контроля в сравнении с программами формального образования. В результате создания идеальной модели было выявлено, в какой степени неформальные инициативы в области образования, при их гибкости, локальности, «нежесткости», остаются тем не менее в рамках учебных программ (см. табл.).

 

Таблица.
Идеальные модели формального и неформального образования.

Системные характеристики обучения

Образование

Формальное

Неформальное

Цели Долговременные и более общие Кратковременные и специфические
Получение официально признаваемых документов об образовании Получение этих документов не предполагается
Время Длительный цикл, полный день Короткий цикл, неполный день
Содержание Стандартизировано, ориентировано на основные положения учебного материала Индивидуализировано, ориентировано на результаты
Академическое Практическое
Жестко структурированное Гибкое, личностно ориентированное
Входные требования определяют контингент обучающихся Обучающиеся определяют входные требования
 Место В учреждениях образования, не ориентировано на близость от места жительства Ориентировано на близость от места жительства
Ресурсозатратность Ресурсозатратно Ресурсосберегающе
Контроль Внешний / иерархический Самоуправление / демократический

Неформальное образование, в соответствии с Фордхэмом [2], связано тем, что его организация, планирование обеспечены самими учащимися.

Джеффс и Смит [5] делают различие между формальным и неформальным образованием на основе конструирования образовательной программы. В этом смысле формальное образование можно в определенной степени рассматривать как образование, организуемое «сверху вниз». Почти все программы подготовки, обеспечиваемые работодателями и государством, попадают в эту категорию. Неформальное образование, в свою очередь, организуется в интересах учащихся и, как правило, в планировании программ принимают участие сами учащимися, т.е. оно в значительной мере осуществляется «снизу вверх», на основе согласованных образовательных программ.

Интересно видение истории развития и современного состояния неформального образования, изложенное в книге Алана Роджерса [6]. Автор считает, что критики формального образования в конце 1960 – начале 1970-х годов были сильнее в своем критицизме, чем в поиске альтернатив. Тем не менее такие альтернативы были доступны, и одним из их источников стала гуманистическая психология, являющаяся одной из основ неформального образования. Карл Рождерс, один из создателей и лидеров гуманистической психологии, взамен того, что он назвал традиционным образцом учения, предложил в своей парадигме экспериментального обучения гуманистический подход, основанный на добровольном обучении, опирающемся на нужды и опыт обучающихся, уважительное отношение к ним как к отдельным уникальным индивидуальностям, разделение ответственности за обучение среди всех членов группы, принимающих участие в обучении, критическую рефлексию знаний, веры, ценностей и поведения общества, самоуправляемое обучение и циклическое взаимодействие обучения и деятельности.

В 80–90-е годы ХХ века особо ярко проявлялись контрасты между более и менее академизированными системами формального и неформального образования. Первая в значительной мере связана с системно-ориентированным характером обучения, когда обучаемые являются пассивными реципиентами знаний, умений и отношений, транслируемых им системой образования через преподавателя и воспроизводимых по требованию. Вторая система направлена прежде всего на личностно-ориентированное обучение, и в ней создается уникальное знание, конструируемое на основе опыта.

Современное видение особенностей неформального образования взрослых представлено на сайте Европейской ассоциации образования взрослых: «Специально организованная деятельность по способствованию процессу, в рамках которого люди могут сознательно развиваться как личности, самостоятельно опираться на свои собственные возможности в социальных отношениях и деятельности с помощью повышения уровня знаний и понимания; соотнесения собственных мнений и чувств с мнениями и чувствами других людей; развития умений и способов их выражения» [7].

Необходимо уточнить, что в рамках, заданных Советом Европы, неформальное обучение охватывает практически всякое обучение, которое направлено на точную, но при этом свободно избранную цель, учитывающую социальный контекст, при этом главная или единственная деятельность неформального обучения не заключается в школьном или профессиональном обучении. Исходя из расширения его конкретного содержания, неформальное обучение покрывает практически все действия, не направленные на получение диплома или признанного свидетельства об окончании, происходящие за рамками институционализированного, запланированного школьным или профессиональным обучением контекста.

Совет Европы как организация, действующая в области прав человека, рассматривает профессиональные способности в тесной связи с активной гражданственностью и социальным включением. Неформальное образование предлагает широкие возможности в этом отношении. В его рамках индивиды не только учатся воплощать на практике профессиональные компетенции, но и развивать компетенции, нужные для общения, взаимодействия, сотрудничества и межкультурного диалога – столь необходимые для участия в демократических процессах.

Политики образования ввели в оборот тезис непрерывности процесса обучения посредством системы признания всех обучающих действий. Государственные службы признают прежде всего приобретенные в формальном процессе обучения компетенции, знания и способности.

Совет Европы всегда содействовал признанию неформального обучения. Стоит упомянуть лишь Рекомендацию 2003 года о содействии и признании неформального обучения молодежи. Этот документ рекомендует создание Европейского портфолио для работающих во внешкольных рамках молодежных лидеров и молодежных работников. В качестве других важных действий стоит упомянуть Симпозиум по неформальному обучению (Страсбург, 13–15 октября 2000 г.) и совместную конференцию Совета Европы и Ресурсного центра SALTO «Мосты для признания» (г. Лойвен, 19–23 января 2005 г.), а также разработку Европейского портфолио для молодежных лидеров и молодежных работников по неформальному обучению (2007).

Для признания неформального обучения необходимо учитывать два критерия:

–  с одной стороны, приобретенные в рамках образования ключевые компетенции; эта форма признания в основном относится к профессиональной компетенции, выливающейся в квалификацию;

–  с другой стороны, социальное признание (одна из форм валидации неформального обучения), направленное на определение статуса и самооценку индивидов, принимающих активное участие в добровольной деятельности.

Одной из стран, имеющих богатую историю неформального образования, мощную и разнообразную его современную систему, является Финляндия, где термин «неформальное образование» включает возможности общего образования для взрослых, предоставляемые им образовательными заведениями. Существенной особенностью неформального образования (в Финляндии оно также носит название либерального образования взрослых) является разнообразие учебных программ, добровольный характер участия и использование личностно ориентированных методов. Государственный бюджет неформального сектора охватывает 24% от общей суммы средств, выделяемых на образование взрослых в Финляндии.

Финляндия является одной из немногих европейских стран, в которых существует поддерживаемая государством постоянно действующая система признания образования, полученного неформальным и информальным путями. При этом рассматриваются возможности дальнейшего совершенствования и унификации существующей практики подтверждения квалификации. Национальные власти демонстрируют приверженность движению в этом направлении.

Большой вклад в развитие неформального образования взрослых вносит финская организация образования взрослых (FAEA) – зонтичная организация по неформальному обучению взрослых в Финляндии. Это – неправительственная организация. Главные обязанности FAEA – продвижение неформального обучения взрослых, международное сотрудничество и дальнейшее обучение преподавателей, работающих в сфере образования взрослых. FAEA активно сотрудничает с министерством просвещения в обсуждении проблем будущего развития неформального образования взрослых. FAEA способствует повышению роли образования взрослых в организации конструктивных общественных действий, предотвращая социальную маргинализацию и поощряя активное гражданство.

Существенное значение для развития неформального образования взрослых играет объявление Европейской комиссией 2011 года Годом волонтерского движения. В документах Европейского союза отмечается, что это шаг по признанию и поддержке вклада более чем 100 миллионов европейских волонтеров в построение более справедливого общества. Цели Года отражают амбиции и намерения в отношении ситуации с волонтерским движением в Европе – признание, поддержка его деятельности, усиление волонтерских организаций. Кампания, посвященная Европейскому году волонтерского движения, в последние месяцы уже мобилизовала на совместные действия тысячи волонтерских организаций в Европе, и Европейская организация образования взрослых принимает в этой деятельности активное участие, прежде всего в рамках неформального образования.

В заключение отметим, что в настоящее время понятие «неформальное образование» в значительной степени связано с дискурсом образования на протяжении жизни. Обобщение анализа международного опыта неформального образования взрослых позволило выделить его следующие характеристики:

  • ориентация на конкретные образовательные запросы различных социальных, профессиональных, демографических групп населения;
  • озабоченность в отношении конкретных категорий лиц;
  • отсутствие принудительного характера, основанность на собственной мотивации взрослых людей;
  • высокий личностный смысл обучения;
  • внутренняя ответственность обучающихся за результат образовательной деятельности;
  • развитие качеств личности, обеспечивающих благоприятные предпосылки для достойной личной жизни, а также успешного участия в общественной и трудовой жизни;
  • обеспечение возможности лучше понимать и, если необходимо, изменять окружающую социальную структуру;
  • развитие мобильности в быстро меняющихся условиях современного мира;
  • гибкость в организации и методах обучения;
  • высокий уровень активности обучающихся;
  • самооценка слушателями получаемых результатов на основе значимых для них критериев;
  • основанность отношений между обучающими и обучаемыми на взаимном уважении, демократической культуре, культуре участия.

Литература

  1. Non-formal education : Encyclopaedia of non-formal education [сайт]. URL.: http://www.infed.org/biblio/b-nonfor.htm
  2. Fordham, P. E. ‘Informal, non-formal and formal education programmes’ in YMCA George Williams College ICE301 Lifelong Learning Unit 2, London: YMCA George Williams College, 1993
  3. Coombs P. and Ahmed M. Attacking Rural Poverty. How non-formal education can help, Baltimore: John Hopkins Press., 1974)
  4. Simkins, T., Non-Formal Education and Development. Some critical issues, Manchester: Department of Adult and Higher Education, University of Manchester. 1977, 77 + iv pages
  5. Jeffs, T. and Smith, M. K. (eds.) Using Informal Education. An alternative to casework, teaching and control?, Milton Keynes: Open University Press, 1999
  6. Rogers Alan. Non-formal education: flexible schooling or participatory education (CERC studies in comparative education): Springer science+ Business Media, Inc, New-York, USA, 2005. -308 p.
  7. Non-formal Education. In: Glossary of Adult Learning in Europe, ed. by Paolo Federighi. Hamburg: UNESCO Institute for Education, 1999, p.23. URL:http://www.eaea.org/index.php?k=15112.
  8. D. Collardyn, La gestion des competences, Paris, PUF, 1996, p. 23-26.
  9. J.  Bjonavold, Making Learning Visible. Identification, Assessment, and Recognition of Non-Formal Learning in Europe, Thessaloniki, CEDEFOP, 2000, p. 12.

Источник: Журнал «Человек и образование»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *