15 января 2014 года на сайте президента России был опубликован перечень поручений по итогам заседания президентского Совета по науке и образованию 20 декабря 2013 года. В отличие от обычных документов подобного рода, данный перечень поручений оказал влияние на жизнь ученых незамедлительно.
Евгений Онищенко
Одно из поручений правительству РФ было сформулировано в следующем виде: «В целях повышения эффективности использования бюджетных ассигнований федерального бюджета на проведение научных исследований принять меры, направленные на изменение существующего механизма финансирования таких исследований, предусмотрев:
— осуществление финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований преимущественно за счет грантов;
— прекращение финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ».
Нельзя не отметить бюрократического «изящества формулировок» – некоторые научные сотрудники стали задаваться вопросом, не планируется ли отменить базовое финансирование вообще и перевести финансирование фундаментальной науки исключительно на грантовую основу. Логично было бы указать, что в данном пункте речь идет о конкурсном финансировании науки. Но это не главное.
Само по себе стремление перевести конкурсное финансирование научных исследований на грантовую основу можно было бы только приветствовать: уже много лет говорилось, что финансировать научные исследования через механизм госзакупок совершенно неразумно. Много нареканий у научного сообщества было и в связи с работой федеральных целевых программ(ФЦП): активно критиковалась непрозрачность механизмов распределения многомиллионных контрактов, решающая роль лоббирования и коррупции в этом процессе.
Стоит, однако, отметить момент, в который принято это решение. Оно было принято не в период кризиса, когда, несмотря на требования научной общественности, сокращался бюджет РФФИ и РГНФ, зато резко рос бюджет ФЦП, с – тогда еще – финансированием исследовательских работ исключительно через госконтракты. Оно было принято уже после того, как Минобрнауки перешло к грантовому механизму финансирования работ и анонсировало новые правила проведения конкурсов в рамках новых версий ФЦП.
После того, как были обсуждены и приняты правительством новые версии ФЦП – ФЦП «Кадры» и ФЦП по исследованиям и разработкам, – после того, как правительство утвердило правила конкурсного распределения субсидий в рамках ФЦП по исследованиям и разработкам и после того, как были объявлены первые, относительно массовые, конкурсы по этой ФЦП. Чуть больше чем за неделю до дедлайна этих конкурсов. Уже 17 января конкурсы по мероприятию 1.2 «Проведение исследований по направлениям создания научно-технологического задела» этой ФЦП были отменены, так что те научные коллективы, которые активно готовили заявки, потратили свое время зря.
Теперь не ясно, когда и в какой форме будут проведены планировавшиеся конкурсы, будет ли часть денег из ФЦП по исследованиям и разработкам передана в Российский научный фонд или произойдет перераспределение средств между мероприятиями этой ФЦП.
Проблема усугубляется тем, что немного ранее – и столь же внезапно – вся грантовая составляющая ФЦП «Кадры» была передана Российскому научному фонду, у которого пока нет даже официального сайта и еще не сформировано правление. Финансирование исследовательских работ в рамках старых версий ФЦП закончилось, а когда и как пойдут деньги по новым правилам – никто не знает. В результате у тысяч научных групп по всей стране нет ни денег, ни ясности, когда они могут появиться.
В общем, процитированное выше поручение стало еще одним признаком того, что с момента объявления о реформе РАН государственная научная политика утратила даже видимость системности и продуманности, поскольку важные и затрагивающие интересы многих тысяч исследователей решения не то что принимаются без широкого обсуждения их целесообразности вообще, равно как деталей их реализации, но выскакивают из самых верхов государственной машины, как чертик из табакерки.
Вряд ли таким образом стоит принимать даже правильные в принципе решения, ну а формирование научной политики по принципу «кто-то успел положить президенту на стол бумагу и убедить ее подписать» только способствует росту критического настроя ученых по отношению к руководству страны, равно как и скептицизма в вопросе будущего российской науки.
Другие поручения из обсуждаемого перечня более традиционны в смысле отсутствия быстрого эффекта. Одним из них был документально оформленный пресловутый годичный мораторий на серьезные решения по подведомственным ранее государственным академиям наук организациям: «обеспечить сохранение структурной целостности, имущества и кадровых ресурсов организаций, находившихся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук, в течение года со дня их передачи в ведение Федерального агентства научных организаций».
Другие поручения посвящены тому, как должна быть организована жизнь в бывших академических институтах после завершения моратория. Президент поручил правительству проработать механизм определения государственного задания для научных организаций, в том числе и на конкурсной основе. Тут речь идет о том финансировании, которое в просторечии называется базовым – выдаваемых институтам деньгах на выполнение государственного задания, из которых платятся зарплаты и оплачиваются коммунальные услуги.
Также правительству было поручено «представить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на определение условий для замещения должностей руководителей государственных и муниципальных научных организаций, аналогичных условиям для замещения должностей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, предусмотрев при необходимости введение в научных организациях должности научного руководителя».
Видимо, если перевести с бюрократического языка на русский, речь идет о введении возрастного ценза для директоров научных институтов. Кроме того, правительству совместно с РАН поручено «представить предложения по установлению повышенной оплаты труда отдельным категориям научных работников, достигших высоких результатов в научной деятельности».
Будут ли введены какие-то революционные изменения в принципы формирования базового финансирования и оплату труда или изменения будут носить косметический характер – покажет лишь будущее. В условиях непредсказуемой государственной политики возможно как первое, так и второе.
Наконец, поручено представить предложения о мерах поддержки российских научных журналов, разработать план мероприятий по экспертному обеспечению РАН деятельности правительства России по разработке крупных научно-технических и социально-экономических программ и проектов на среднесрочную перспективу, а также обеспечить совершенствование механизма формирования и корректировки приоритетов фундаментальных исследований, предусмотрев процедуру обсуждения и рассмотрения этих приоритетов научной общественностью и Советом по науке и образованию.
Несмотря на то, что вероятность повлиять на принимаемые решения в нынешних условиях, мягко говоря, невелика, возможность выразить свою позицию у ученых есть. Во всяком случае, лучше высказываться сейчас, чем после принятия решений.
Источник: газета «Троицкий вариант»