В истории скандалов отечественной публицистики 60-80-х годов были несколько случаев, запомнившихся особо. До сих пор частенько вспоминают полную клеветы и злобы статью композитора Никиты Богословского «Из жизни пчел и навозных жуков» о «Битлз», опус ортодоксальной большевички из Саратова Галины Мушты «О чем поет Высоцкий», донесение «Это случилось на Свободе» в «Неделе» об Александре Галиче, штатных сотрудников КГБ Колосова и Кассиса (под псевдонимами), а также коллективное письмо в «Комсомольскую правду», подписанное, в том числе писателем Астафьевым против группы «Машина времени» под названием «Рагу из синей птицы».
Однако особняком стоит целая идеологическая атака, совершенная журналом «Наш современник» в лице поэта и публициста Станислава Куняева против Владимира Высоцкого, начатая спустя два года после смерти поэта. Подключился к атаке спустя некоторое время, с присущими грацией и опозданием и журнал «Дон», об этом чуть ниже. А пока суть.
Еще в 1977 году Куняев стал одним из главных участников знаменитой дискуссии «Классика и мы», ознаменовавшей собой первое открытое выступление националистов против так называемого «еврейского культурного засилия», поддерживаемого по их мнению, прозападной частью партийной верхушки. Через год Куняев написал письмо в ЦК КПСС (в связи с изданием альманаха «Метрополь»), где выдвинул обвинения партийным чиновникам в потворстве антирусским и антигосударственным группам писателей, процветающим в те времена в литературной жизни страны. Напомню, что одним из участником «Метрополя» был и Владимир Высоцкий. У Куняева была и явная поддержка в лице другой части высшей партийной верхушки – Гришина и Романова, секретарей московского и ленинградского обкомов. Нашлись высокопоставленные покровители и в литературном цехе. Так, всемирно известный писатель Шолохов писал в том же 1978 году письмо в адрес «дорогого Леонида Ильича»: «Особенно яростно, активно ведет атаку на русскую культуру мировой сионизм, как зарубежный, так и внутренний. Широко практикуется протаскивание через кино, телевидение и печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру, противопоставление русского социалистическому. Симптоматично в этом смысле появление на советском экране фильма А. Митты «Как царь Петр арапа женил», в котором открыто унижается достоинство русской нации, оплевываются прогрессивные начинания Петра I, осмеиваются русская история и наш народ». Напомним, что роль арапа в этом фильме и играл Владимир Высоцкий.
9 июня 1982 года в «Литературной газете» вышла статья Куняева «От великого до смешного». В своих путаных размышлениях Куняев опирается не на творчество самого Высоцкого, а на посмертное посвящение ему поэта Евгения Евтушенко, ставшего очередным идеологическим врагом Куняева. До этого Станислав Юрьевич вступал в «поединки» как с давно почившими поэтами Багрицким и Пастернаком, так и с здравствующими в те годы Мартыновым, Вознесенским и Окуджавой. Выбор Куняева был абсолютно точен. В то время, спустя два года после смерти, любая информация о Высоцком была на вес золота. Вышедшая в 1981 году книга «Нерв», несмотря на тенденциозный набор текстов и низкую редактуру, была заветным книжным дефицитом.
Следующий удар по Высоцкому был нанесен Куняевым уже в июльском номере журнала «Наш современник» за 1984 год. Политическая ситуация в стране, в сравнении с июнем 1982 года изменилась: скончался Андропов, считавшийся «покровителем» Театра на Таганке, у власти находился смертельно больной Черненко, за спиной которого коммунистические мракобесы стали проводить откровенно реакционную политику в отношении либеральной интеллигенции. Так, в том же июле 1984 года был лишен советского гражданства главный режиссер и создатель театра Юрий Любимов. Статья Куняева «Что тебе поют?» (полемические заметки о модном в культуре) была основана на двух основных постулатах. Первый — Высоцкий скоро будет забыт. Второй – поклонники покойного поэта совершили преступление – растоптали находившуюся рядом могилу майора Петрова, скончавшегося в 1940 году. История с могилой майора имела предысторию. На кладбище работали мошенники, зарабатывающие на продаже участков. Именно они соорудили бутафорское захоронение с табличкой с целью выгодно продать место. Жуликов поймали и осудили. Но фотография бутафорского холмика оказалась в нечистоплотных руках «патриота» из «Нашего современника». Уже в декабрьском номере этого журнала за 1984 год печатались отклики читателей на статью Куняева. Без сомнения, редакция была в курсе своих ляпов, но пыталась сохранить мину при плохой игре. Естественно, что все авторы писем в редакцию поддерживали возмущение Куняева. Приведу один отрывок из статьи, для того что бы современный читатель мог понять на каком уровне велась дискуссия Станиславом Куняевым: «В обществе преобладают здоровые вкусы и стремления видеть нашу культурную жизнь содержательной, выше, чище и лучше, чем она бывает порой. А именно к этому призывают нас решения июньского Пленума ЦК КПСС и речь Константина Устиновича Черненко на юбилейном писательском пленуме». В дальнейшем Куняев не только станет членом редколлегии «Нашего современника», который спустя несколько лет станет оплотом черносотенцев, а в 1989 году и возглавит его.
Спустя почти год в борьбу против умершего Высоцкого и его абсолютно немеркнущей популярности выступили и «товарищи с мест». Наиболее активной среди региональных журналов оказалась редакция журнала «Дон». Борьбу с Высоцким повел один из членов редколлегии Сухорученко: «Я с готовностью поддерживаю негодование Ст. Куняева по поводу уродливо раздутого культа творчества Владимира Высоцкого. Не спорю, в некоторых песнях этого безвременно ушедшего из жизни автора и исполнителя есть подкупающие слушателя нотки. Но только в некоторых. Нельзя безоговорочно принимать всё напетое им — песни гражданские с блатными поделками, примитивные шлягеры, перелицованные вещицы из воровского репертуара». Далее Сухорученко ведет полемику с Высоцким, но опирается, как и Куняев, не на его творчество, а на стихотворение памяти поэта, написанное уже… Андреем Вознесенским. Тон у Сухорученко утвердительный и не требующий никаких возражений. «Никакой он не «всенародный» и никогда не будет им полностью. Его принимает лишь определенная часть слушателей, завороженная необычностью содержания и исполнения молодежь с неустойчивыми вкусами, обыватели, которые, к сожалению, еще встречаются в нашем обществе. Он пытался играть на самом больном, на самом интимном в жизни людей». Затем автор рассказывает о местах массового отдыха советских трудящихся, где и он сам, отдыхая от праведных трудов, подвергался музыкальному террору от исполнения песен Высоцкого, ансамблей «Машина времени», «Чингизхан», «Спейс» (насколько мне известно, эта инструментальная французская группа никогда песен не исполняла) и «АББА». Статья в журнале «Дон» вышла из печати уже в начале периода «ускорения, перестройки, гласности и нового мышления», поэтому и реакция на мракобесие простых граждан была естественной. Редакцию «Дона» завалил ворох писем возмущенных граждан, большинство из которых сообщали о желании встретиться с Сухорученко и поговорить с ним по душам». В апрельском номере «Дона» в 1986 году редакция напечатала одно из них. Водитель троллейбуса П.Малов в заметке «Не надо пугаться» по-своему наивно пытается защитить любимого поэта от мракобесов Куняева и Сухорученко. Он абсолютно правильно пишет: «Где достать книгу Высоцкого «Нерв»? Почему оценку ей дают не те, кому близок Высоцкий, а его недруги?».
В июне 1987 года журнал «Дон» уже в третий раз возвращается к Высоцкому. В это время в столице уже идут знаменитые войны толстых журналов. На одной стороне либералы-западники-демократы – сторонники «перестройки» («Новый мир», «Знамя», «Огонёк», «Дружба народов» и др.), на другой – заединщики-славянофилы-сталинисты-антисемиты («Москва», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Литературная Россия»). В борьбу пытается включиться теряющий и до того низкую популярность журнал «Дон», привлекая на свои страницы московского публициста и исполнителя своих стихов под гитару (которые мало кто слышал) Александра Боброва со статьёй «Отвоевать духовное пространство». Воевать Бобров, как и его будущий кумир, кричавший на заполненном согнанными со всей страны бюджетниками стадионе «умрём же под Москвой», собирается, естественно, с либерально настроенной интеллигенцией. Начиная с критики творчества отечественных эстрадных звёзд 80-х годов, лягая попутно Эдит Пиаф и Азнавура, автор пробирается, плюясь во все стороны на только что вылезших из подвалов и котельных русских рокеров. Но главная цель Боброва всё же Высоцкий, именно к нему он так долго шел и именно он – главная идеологическая цель нападок. Сперва Бобров пишет об удивлении, что пластинку Высоцкого, где его стихи читают актеры московских театров, так широко рекламируют. Не могу не процитировать: «Во многих статьях говорится о Высоцком, как о выдающемся поэте современности. Статья Аронова в «Московском комсомольце» так просто и называется «Поэт». Пафос её в том, что Высоцкий прежде всего поэт, а потом уже актер, автор песен и исполнитель». Затем Бобров пытается обвинить Высоцкого в «малограмотности» знания истории русской литературы. Цитируя с искажениями песню «О фатальных датах и цифрах», автор статьи даже не понимает её смысла (Есенин погиб в ночь на 26 декабря, а конечно не в возрасте 26 лет, это всем очевидно. Всем, но не Боброву). Следующий абзац статьи Боброва опять приходится цитировать полностью: «Ценителям поэзии не надо говорить о качестве этих корявых стихов, пересыпанных неудобоваримыми словесами вроде «слазил», приблатнёными угрозами от имени Христа, невольными фразеологизмами. А ведь неискушенные поклонники думают, что это поэзия».
Время всё расставило на свои места. «Бессовестно ушли в небытиё» бобровы и сухорученко, о Куняеве помнят лишь как о человеке, жившем в эпоху Высоцкого, некоторые ещё ждут пощёчин. А что Высоцкий? С ним, пользуясь словами критика и литературоведа Вл. Новикова, «происходит нормальное бессмертие. Всенародный полилог, звучавший в его песнях, продолжается в наших разговорах о поэте. Отдельные рюхины злобятся и завидуют Высоцкому – так же, как Пушкину и Булгакову. Это тоже нормально. Это входит в состав бессмертия».
25 января в День рождения поэта в Ростове на улице Пушкинской, около Дома кино будет торжественно открыт памятник Владимиру Высоцкому. Средства для изготовления и установки монумента собрали ростовчане. Автор памятника-скульптор Анатолий Скнарин. Инициативная группа во главе с телережиссером Людмилой Скворцовой благодарит за помощь всех неравнодушных граждан Ростова и благотворительный фонд предпринимателя Ивана Саввиди.
Источник: Relga.RU