Геральдика – язык знаков

1 080

Георгий Вилинбахов – заместитель директора Эрмитажа по научной работе; председатель Геральдического совета при президенте Российской Федерации – государственный герольдмейстер. О значении геральдики в жизни общества и о геральдических коллекциях в собрании Эрмитажа с ним беседует корреспондент.

 Людмила Леусская

Геральдика – язык знаков– Георгий Вадимович, первый, самый простой вопрос: что такое геральдика? В словарях короткое толкование – наука о гербах. Но ведь это не полное определение?

– Конечно, может быть, простое и, на первый взгляд, верное определение – наука о гербах. Но в таком случае многое из того, чем занимается геральдика, остается за скобками.

В разговоре о геральдике чуть ли не в первой фразе должно появиться слово «язык». От него надо отталкиваться. Геральдика – язык знаков, система коммуникаций. Раз так, на нее надо смотреть шире, чем на науку о гербах.

Кроме того, геральдика – практика создания геральдических знаков, чем занимаются специальные структуры. Также это термин, который употребляется для определения совокупности тех или иных геральдических знаков. Есть геральдика территориальная, родовая, военная, государственная, дворянская, спортивная и так далее.

Наконец, это дисциплина, которая изучает историю геральдических знаков.

– Что такое геральдический знак?

– Для того чтобы это понять, надо посмотреть на его функцию. Допустим, для чего существует известный всем герб, насколько широко он применяется. Это феномен, который связан только с Россией и Европой, или гораздо более широкое понятие?

Если смотреть внимательно, можно увидеть, что герб дворянский или государственный выполняет социальную функцию, он обозначает индивидуума либо группу. Ту же функцию выполняет не только герб – изображение сконструированное, нанесенное на щит, но и многие другие знаки. Знамена, флаги, награды, форменный костюм, элементы одежды, аксессуары обозначают принадлежность к той или иной корпорации или социальной группе.

С глубокой древности, с момента, когда появляется осознание свой – чужой, потребовался знак, обозначающий свою «корпорацию». Тотемные знаки использовались достаточно широко, в частности в культуре американских индейцев.

Вот ответ на вопрос, который вы назвали простым – что такое геральдика.


– Расскажите об истории отечественной геральдики. Она имела большое значение до революции. Но и в советское время были флаги, награды… История нашей геральдики не прерывалась?

– Есть мнение, что геральдика на территории России появилась при Петре Великом с создания Герольдмейстерской конторы. В этом есть некоторая неточность. Геральдическая практика существовала до Петра. Знамена, знаки отличия были и в домонгольской Руси. В петровское время формируется российская геральдика.

Геральдика как наука существовала до революции и после. После революции, пусть в небольшом количестве, но выходили книги по геральдике, книги об орденах, об истории флагов, форменного костюма. Они издавались исходя из политики, которая была в стране.

Государство без геральдики существовать не может. В СССР были ордена, форменный костюм, знаки отличия, флаги, знамена. Кроме того, в разном виде сохранялась и существовала территориальная геральдика. Особенно это касается исторических городов. В журнале «Наука и жизнь» публиковались статьи о территориальных гербах.


– В советское время фамильные гербы не были в ходу, существовал один – государственный…

– Советское государство было не сословным. Дворянский герб как сословный знак не использовался. Но и в России ХIХ – начала ХХ века его использование было вполне условным. Герб сохранялся скорее как семейная традиция, нежели выполнял функцию обозначения рода. К этому времени были документы, удостоверяющие личность. Не было необходимости делать это с помощью герба, изображенного на щите.


– Двадцать два года назад была создана Российская геральдическая служба. Почему в ней возникла потребность?

– Появилось новое государство – Российская Федерация. Государство должно иметь геральдическую систему для самоидентификации.


– Геральдический язык менялся?

– Он развивается и меняется всегда. Как язык XVII – XVIII – XIX столетий отличается от современного. Например, геральдический язык революционной Франции отличался от языка наполеоновской эпохи. Геральдика, сохраняя базовые основы, развивается в художественном, стилистическом, смысловом направлениях.


– В 1990-е потребовались изменения?

– Очевидно, раз появилось новое государство. Что-то обсуждалось еще до развала СССР. С начала 1990-х обсуждались герб и флаг РСФСР. После 19 августа процесс ускорился. Был установлен бело-красно-синий флаг, затем шли дискуссии, связанные с гербом. За этим многое тянется: меняются военно-морские флаги, флаги различных служб, таможенный флаг, пограничный, появляются новые награды…

Возникла необходимость в специальной структуре, которая организует процесс, возьмет все в свои руки.


– Чем приходится заниматься геральдической службе?

– Всем, что относится к сфере геральдики. Началось все далеко не с рисования красивых гербов для каких-нибудь территорий.

Первой была работа с таможенной службой по таможенной печати. Таможенные границы Российской Федерации оказались открытыми, прежние стали границами других государств, печати остались там. Надо было срочно обозначать новую границу.

Затем следовала работа с пограничной службой по оформлению российских границ. Была работа, связанная с только что созданным Министерством по чрезвычайным ситуациям, по геральдическому оформлению конвоев, которые шли в Северную Осетию. Была работа по военно-морской символике, которую необходимо было делать совместно с флотом. Флаги, употреблявшиеся раньше, были флагами другого государства, в связи с чем могли возникнуть конфликтные ситуации. Наши корабли, находившиеся в море под флагами Советского Союза – государства, которого уже нет, неизвестно кому принадлежали.


– Эту работу простой не назовешь, многие помнят споры по поводу флага. Специалисты приняли решение, оно обсуждалось широко, бурно, публично.

– Работа была непростая, но интересная. Многие высказывали свое мнение, были политические суждения.


– Геральдика тогда волновала общество?

– Волновала, как волновало все, что подлежало смене. Помните споры о том, как будет называться наш город? Ленинград, Санкт-Петербург, Невоград… Вокруг этого были политические столкновения, противостояния, в том числе и связанные с геральдикой.


– Сегодня все устоялось?

– С одной стороны, да. С другой – система создана, но работа продолжается, в частности с Министерством обороны и Министерством внутренних дел по военной символике. Введены образцы знамен для новых воинских частей.

Возникают территориальные вопросы. Прошло двадцать лет, пришли новые губернаторы, им кажется — то, что сделано их предшественниками, не очень хорошо, что-то надо менять. Приходится заниматься регулированием таких вопросов, реагировать на события, которые могут происходить. Или, допустим, два субъекта Федерации объединяются в один. Меняется система муниципальных образований. И это надо решать с помощью геральдики.

Казалось бы, есть герб, флаг, что еще надо? Но поскольку геральдические знаки – система социального регулирования, они не остаются неизменными. Так, раз повесив уличные указатели, не стоит рассчитывать, что это навсегда. Проезд закрыт, нужен новый указатель объезда… И в геральдике, если идут социальные процессы, их необходимо обозначать с помощью геральдических знаков.


– Кто входит в Геральдический совет?

– В него входят люди, занимающиеся практической геральдикой в своих ведомствах. Это представители Министерства внутренних дел, Министерства обороны, ученые, руководители музеев, архивов, художники. Повторю, это специалисты, которые занимаются геральдикой с разных сторон, имеют авторитет в этой области.


– Расскажите о коллекциях Эрмитажа, имеющих отношение к геральдике.

– У нас есть коллекции, непосредственно состоящие из геральдических памятников. Это коллекции орденов, медалей, гербовых печатей, знамен, флагов, форменного костюма. Есть произведения изобразительного искусства, предметы прикладного искусства, на которых есть изображения геральдических знаков: фарфор, серебро, стекло, портреты людей в форменном костюме с орденами и многое другое. Они важны с точки зрения истории геральдики. Мы делали выставки геральдики на фарфоре, геральдической книги. Геральдического материала в Эрмитаже много.


– Это коллекции в основном дореволюционного периода?

– Многие коллекции создавались в советское время. Тогда Эрмитаж получил коллекцию знамен и флагов. Коллекция орденов, наградных знаков в основном формировалась в советское время.


– Такой материал удается показывать редко. В Константиновском дворце была экспозиция геральдики, в Главном штабе Музей гвардии. Теперь Эрмитаж получил здание Биржи, там геральдику можно показать широко?

– Биржа – особый разговор. Надо думать о том, что там можно показать. О переносе коренных коллекций речь не идет. Но у Эрмитажа появилась уникальная возможность, которой нет ни у одного другого музея не только в нашей стране, но и в мире, – сделать Музей геральдики. Это значит показать историю развития геральдических знаков начиная с древнейших на памятниках археологии до сегодняшнего дня. Мы можем показать геральдику дальневосточную, японскую, китайскую, мусульманскую, турецкую, европейскую, средневековую, эпохи Ренессанса, русскую…

Идея такого музея в здании Биржи легко обосновывается и наполняется материалом, связанным с геральдикой.

Биржа предоставляет еще одну уникальную возможность – проведение торжественных городских и государственных церемоний. В Петербурге нет места, где их можно проводить, в Бирже оно может появиться. Там есть большой замечательный зал, где могут торжественно отмечаться День гвардии, День государственного флага, День России, проходить церемонии вручения государственных наград, церемонии, связанные с принятием присяги… Это здание предоставляет массу возможностей.

Когда такие церемонии будут проходить в окружении геральдических коллекций, мне кажется, это будет интересно.


– Вы думаете, в Биржу могут переехать флаги, знамена, живопись?

– Это будет экспозиция, в которую войдут живопись, графика, книги, фарфор, серебро, нумизматика, знамена, флаги, форменный костюм. Другими словами, все, что может рассказать о том, как функционирует геральдика. Так было в 1997 году, когда в Георгиевском зале Эрмитажа проходила большая выставка, посвященная 500-летию Государственного герба России.


– В свое время вы были хранителем знамен в Эрмитаже. Как вы оцениваете эту коллекцию?

– Сказать, что она хорошая – ничего не сказать. В Эрмитаже хранится шесть с половиной тысяч знамен, штандартов и флагов. Это одна из самых больших коллекций в мире. Она очень разнообразная, включает памятники с XVII века по сегодняшний день. Коллекция уникальная.

Источник: «Санкт-Петербургские ведомости»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *