2 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге завершилось Европейское биеннале современного искусства «МАНИФЕСТА 10». Грандиозное событие, вызвавшее массу ожесточенных споров уже на стадии подготовки, которому предсказывали провал из-за нынешней политической ситуации, прошло весьма успешно.
Юрий Светов
Возможностью познакомиться с новейшими явлениями современной художественной жизни Европы воспользовались десятки тысяч петербуржцев и гостей города. Для молодежи было делом чести побывать на биеннале, ради чего выстаивались многочасовые очереди. Призыв устроителей к городу и миру был услышан (манифе́ст от позднелатинского manifestum — призыв).
«МАНИФЕСТА 10» стала плодом усилий многих людей, разнообразных организаций и институций. Слаженно действовали генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский, куратор биеннале Каспер Кёниг, директор Фонда Manifesta Хедвиг Фейен, власти Санкт-Петербурга (город выделил приличную сумму денег). В роли генерального партнера выступила компания «Новатэк».
В итоге 28 июня 2014 года впервые в России в Санкт-Петербурге открылось биеннале современного искусства международного уровня. Специалисты и публика отметили значимость её проведения в год 250-летия Государственного Эрмитажа. «МАНИФЕСТА 10» стала ключевым проектом Года культуры в России–2014. Спустя 100 дней после открытия биеннале была отмечена первым призом престижного конкурса «Музейный Олимп», учрежденного Комитетом по культуре Санкт-Петербурга для музеев и учреждений культуры города. «МАНИФЕСТА 10» также вошла в шорт-лист премии «Сноб» «Сделано в России–2014» в номинации «Музейное дело».
Как заметил Пиотровский, столкнулись две бюрократии — бюрократия музейная и бюрократия современного художественного процесса. К примеру, музейщики требовали отгораживать экспонаты от посетителей, художники были категорически против. Отгораживаться не стали, но несколько экспонатов все же получили повреждения. В целом это столкновение оказалось плодотворным благодаря новым формам диалога музея и современного художника. Поучительными оказались образовательно-развлекательные программы МАНИФЕСТЫ, программа персонального общения с посетителями, способ изложения во время экскурсий для людей разного возраста.
В течение четырех месяцев 55 художников со всего мира принимали участие в основной, образовательной и публичной программах «МАНИФЕСТА 10». Специально для этой биеннале были созданы 35 произведений современного искусства.
Ключевым посылом, по мнению Пиотровского, стало отсутствие высокомерия, попыток указывать людям, что им надо видеть — смотрите сами, обдумывайте увиденное сами. Каспар Кёниг:» Мир современности сложен, а современное искусство простое. Политическая ситуация привлекла больше внимания к МАНИФЕСТЕ, но выставка имеет отношение не к Путину, а к Эрмитажу». И еще его слова: «МАНИФЕСТА как подарок от внуков старой бабушке (намек на 250-летие Эрмитажа в декабре). Стремились подарить то, чего у нее нет, но что поможет ей прожить еще четверть тысячелетия. Эрмитаж -это самозацикленная машина времени. Нужно отдать должное огромной смелости и дипломатической мудрости Пиотровского».
Две трети основной экспозиции биеннале разместились в залах Восточного крыла здания Главного штаба, недавно отреставрированного и предназначенного, в основном, для нового и современного искусства. Треть экспозиции была выставлена в Зимнем дворце. В соответствии с концепцией куратора Каспера Кёнига, работы, выполненные или отобранные для «МАНИФЕСТА 10», перемежались с произведениями XIX–XX веков из эрмитажной коллекции. Так, в Главном штабе разместились картины Матисса, прежде экспонировавшиеся на третьем этаже Зимнего дворца. Стратегия мысли Кёнига, по его словам, заключалась в том, что Матисс словно Будда: он и современное искусство, и вечен. Эрмитаж отвел два года на споры публики и специалистов, оставаться ли Матиссу в Главном штабе, либо возвращаться на прежнее место.
Экспозиция «МАНИФЕСТА 10» в Главном штабе привлекла почти 100 тысяч посетителей, поставив рекорд посещаемости неизвестного широкой аудитории музейного пространства. Зимний дворец, в залах которого демонстрировались 15 художников биеннале, посетили более 1 200 000 человек. Устроители отмечают — одних восхищало, что к современному искусству они шли через залы с шедеврами мировой живописи, другие возмущались, что к великолепным современным экспонатам они вынуждены тащиться по длинным залам классики. На основании упоминаний в прессе самыми популярными проектами среди посетителей биеннале стали инсталляция «Abschlag» Томаса Хиршхорна, «Подвал» Эрика ван Лисхаута, серия портретов «Великие люди» Марлен Дюма и «Матрешка» Павла Пепперштейна.
По словам Хедвиг Фейен, одной из задач, которую удалось успешно решить — приникновение современного искусства в город, в котором живет 5 миллионов человек. Городские власти помогли этому логистически. Горожанам была продемонстрирована эстетика физического пребывания в современном сложном мире. «МАНИФЕСТА 10» своеобразный инкубатор для современного искусства и тем ценна и для художников, и для зрителей»
В результате насыщенная публичная и образовательная программы «МАНИФЕСТА 10» превратила её в значимый социальный и культурный стимулятор, рассчитанный на самые широкие слои общества и вовлекший максимальное количество зрителей и художников в диалог.
География публичной программы «МАНИФЕСТА 10» включала в себя 17 площадок в самых разных районах Санкт-Петербурга, где были организованы перформансы, акции, временные выставки. Ключевые акции программы прошли на Дворцовой площади: здесь появилась скульптура «Сувенир» Кристины Норман в виде искусственной городской ёлки и прошёл перформанс Павла Браилы «Холодная живопись». В публичную программу вошло более 20 событий, объединивших официальные и неофициальные культурные институции Петербурга. В Институте восточных рукописей РАН прошла лекция-перформанс группы «Славяне и татары»; совместно с БДТ имени Г.А. Товстоногова был создан первый российский спектакль-путешествие «Remote Петербург», который посетили 2400 человек. В пространстве бывшей коммунальной квартиры на улице Марата состоялось 10 квартирных выставок под общим названием «Квартирное искусство как домашнее сопротивление». В течение лета в историко-культурном музейном комплексе «Разлив» проходили лекции-экскурсии на тему трансформация исторической памяти . Кинопрограмму из 8 фильмов «Любимое кино современных художников», подготовленную совместно с Гёте-институтом, посмотрели около полутора тысяч человек.
В рамках образовательной программы «МАНИФЕСТА 10» более 25 000 человек познакомились с произведениями художников биеннале в формате бесплатных экскурсий с медиаторами. 6400 школьников приняли участие в организованных экскурсиях в Главном штабе. В 12 школах города для 254 школьников художники провели мастер-классы «Арт-лаборатория». Ряд мастер-классов был посвящен взаимодействию с локальными группами горожан, людьми с ограниченными возможностями, детьми из детских домов, религиозными сообществами и сообществами пожилых людей. Участниками выездных мастер-классов «МАНИФЕСТА Дача» на площадках городских фестивалей стали почти 6 тысяч человек. В начале октября «МАНИФЕСТА 10» вышла за границы Санкт-Петербурга, организовав «плавучий семинар» для 137 специалистов и любителей современного искусства на борту парома по Балтийскому морю. Состоялось 14 Диалогов со знаменитыми искусствоведами, арт-критиками, кураторами.
Общественный интерес был столь велик, что генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский принял решение продлить «МАНИФЕСТА 10» еще на два дня. В субботу 1 и в воскресенье 2 ноября, был объявлен бесплатный вход на экспозицию в Главном штабе для всех категорий посетителей. Каждый час в течение этих дней медиаторы проводили бесплатные открытые туры для публики. Очередь начиналась на середине Дворцовой площади.
По мнению Михаила Пиотровского (в дни юбилея Эрмитажа генеральному директору исполняется 70 лет), состоялась взаимное географическое открытие: МАНИФЕСТА, отмечающая 20-летие, открыла, наконец, на своей карте Россию, в ответ на художественной карте России появилась МАНИФЕСТА. А Эрмитаж с помощью «МАНИФЕСТЫ 10» напомнил миру о своей концепции непрерывного художественного открытия.
К завершению биеннале подоспело представление нового сайта Эрмитажа http://www.hermitagemuseum.org Основополагающие моменты его концепции — максимальная открытость и доступность информации о музее, коллекциях, событиях; удобство для пользователей; современные стандарты; мобильность. На этапе старта сайта посетители получат доступ к 20 тысячам экспонатов. Их количество будет увеличиваться благодаря прямой связи с общей музейной базой данных.