Нами получен ответ на петицию против бюрократического произвола в отношении учителя, которую 25 ноября активисты профсоюза УЧИТЕЛЬ торжественно, под телекамеры сдали в Министерство образования РФ. Напомним, на тот момент под петицией подписались более тысячи педагогов из более чем половины российских регионов.
Андрей Демидов
Ответ на 11 страницах, подписанный начальником отдела в рамках департамента государственной политики в сфере общего образования А.Г. Благининым содержит массу сведений, как хорошо должны зажить учителя России в результаты неустанной заботы министерства образования и лично господина Ливанова. Полностью – см. приложенный файл.
В качестве примера: педагоги недовольны, что важные нововведения сваливаются на школу как снег на голову, без предварительного обсуждения с педагогическим сообществом. Министерство отвечает – а в чем проблема? Проект данного документа висел на таком-то сайте целых две недели. Любой желающий мог подать предложение. Приложить усилия, чтобы довести проект до школ и как-то побудить учителей «с земли» высказать свое мнение у министерства нет ни возможности, ни (видимо) желания.
Еще пример — педагоги жалуются, что введение ФГОС не обеспечено ни материально ни методически. В ответ Министерство сообщает, что оно потратило в 2011-13 гг. 120 млр. Рублей на модернизацию региональных систем общего образования. Купили множество компьютеров, провели курсы для педагогов. Деньги освоены, чем вы недовольны?
А если вам чего-то тем не менее не досталось или окружающая вас действительность отличается от той светлой картинки, что рисует министерство, так то не министерство (и вообще федеральная власть ) виновато, а ваши местные власти, так как школы и детские сады находятся в ведении муниципалитетов.
Короче, в огороде (на местах) бузина, а в Киеве ( то есть в Москве) дядька, который никакой бузины в упор видеть не желает и в ответ на вопли снизу тычет пальцем в финансовые отчеты.
По поводу полученного ответа у автора петиции, учителя русского языка и литературы из Удмуртии Анны Инютиной родился почти гоголевской силы отклик.
Диалог слепого с глухим, Или прогулки с Министерством образования и науки РФ
Министерство: Здравствуйте. Департамент рассмотрел ваше обращение и в части своей компетенции сообщает…
Учитель: Послушайте! Мы не можем выполнять поставленную нам задачу по воспитанию подрастающего поколения. Ваша система сделала из учителей рабов. Раздутые обязанности (большей частью абсолютно бессмысленные) не позволяют уложиться в положенные 36 часов рабочего времени педагога. Отсутствие условий работы по ФГОС заставляет нас еще и лгать. Требуем привести в соответствие «особый статус» учителя, положенный по закону, и реальное положение дел.
М: Как же так? Вот он, особый статус, смотрите: Закон об образовании… статья… Видите? И 36 часов рабочего времени есть, и вся работа туда входит: учебная, воспитательная, индивидуальная, научная, творческая, исследовательская, методическая, подготовительная, организационная, диагностическая… Есть же, есть! Какие проблемы-то? Не помещается это все в 36 часов? Так это не к нам вопросы, к своей организации. Берете локальный акт и упихивайте это все туда, упихивайте. Не лезет? Не овладели, значит, навыками… Учитесь, стремитесь к самосовершенствованию. На вас дети смотрят.
У: Мы встали перед фактической невозможностью учитывать индивидуальные возможности детей в учебной процессе и на экзаменах: не работает и система медицинского диагностирования ребенка, нет вариативности в выборе экзамена с учетом медицинских показателей, соответствующих критериев оценки. Без всего этого учебный процесс превращается в насилие над больными детьми и очередную фальсификацию результатов экзаменов.
М: Простите, порядок проведения ГИА прошел процедуры широкого общественного обсуждения, имеет положительные заключения по результатам правовой и антикоррупционной экспертиз. Он в Минюсте зарегистрирован! Он соответствует главному закону – Конституции! И вариативность есть. Вы читать умеете? Пункт Б: ГИА в форме письменных и устных экзаменов с использованием тестов, тем, заданий, билетов для учащихся колоний для несовершеннолетних, для инвалидов…
Не все отклонения тут учитываются? Ну, знаете, вы еще с Конституцией спорить будете?! К девятому классу, любезные, уже и определиться пора: инвалид или здоровый, дальше учиться будет или тюрьма по нему плачет. Не все в бирюльки играть!
У: Необходимо отменить документооборот по ФГОС до создания необходимых условий работы по новым стандартам (обновление содержания образования, учебно-методическое обеспечение, переподготовка кадров – именно в такой последовательности). Работать по ФГОС мы еще и не начинали, а о результатах работы должны отчитываться уже сейчас.
М: Государство возложило на вас высокую миссию, а вы, кухаркины дети, дальше своего носа не видите. Столько усилий прилагается для создания условий, а вам все мало! А чего стоят 8,7 тыс. единиц транспортных средств для перевозки учащихся! А 66302,3 тыс. единиц учебной литературы в школьные библиотеки! Содержание учебников еще прежнее, да, но зато значок «ФГОС» какой эффектный! С таким значком и книгу в руки взять приятно — тоже, учтите, дополнительный стимул для учения. Повышение квалификации прошли 61,2 % педагогов! Последовательность, говорите, нарушена? Телега, говорите, впереди лошади не едет? А вы для чего? В жизни всегда есть место подвигу, у нас «кони все скачут и скачут, и избы горят и горят», а вы на телеге решили прокатиться? Рано, господа. Миссионеры – они и телегу, и лошадь на себе во все времена… Где ваш культурный код?
В целом осуществлено укрепление материально-технической базы общеобразовательных организаций, что позволяет субъектам РФ подготовить их к поэтапному переходу на ФГОС. А поочередность этапов документально у нас нигде не регламентируется, значит, закон позволяет и впереди паровоза, и телегу перед лошадью. Сами соответствуйте. Не случайно таки сочинение вам вернули, чтоб думали о вечном, высоком, а вы все в мелочах ковыряетесь.
Устала я от такой прогулки, не хочу больше с Министерством — ни о высоком, ни о низком. Пусть продолжит тот, кто еще не наговорился, не наслушался. В ком еще крепка вера, что «государственная политика в сфере общего образования» повернется лицом к человеку.
М: Куда же вы? Вы про конкурсы педагогического мастерства еще не послушали, про систему оценки образовательных результатов. У нас всё есть!
У: Да, всё есть… Но почему-то вспомнились строчки Дмитрия Быкова:
Кто склонен к поэтическому слогу –
Пора писать элегию, эклогу
И даже эпитафию, увы.
Справедливости ради, стоит заметить, что отдельные фрагменты полезных сведений и здравых суждений в ответе есть. А именно, заявление представителя министерства о том, что переписывание (перепечатывание) рабочих программ, совпадающих с примерными, необязательно. Достаточно указать ссылку. См.: Петиция против бюрократического давления дала первые плоды. Переписывать рабочие программы необязательно!
Итак, наши дальнейшие действия:
- Мы продолжаем сбор подписей под петицией. Так как нас (и, уверены, всех педагогов, подписавших петицию) не удовлетворяет ни содержание ответа, ни то, что он подписан не министром, к которому мы обращались, а лишь «начальником отдела департамента…». В данном факте, по нашему мнению, выразилось пренебрежение министра Ливанова к российским педагогам;
- По достижении порога в 2 тысячи подписей, мы вновь направим петицию в адрес министра с сопроводительным письмом, где потребуем разъяснений и предложений по существу и от надлежащего должностного лица;
- Мы включим требования петиции в требования заявленной профсоюзом УЧИТЕЛЬ межрегиональной акции в защиту педагогов и образования в целом. Если не получается решить проблемы через петиции, будем обращать на них внимание властей акциями протеста;
- Мы потребуем включения представителей МПРО УЧИТЕЛЬ в состав рабочих групп по доработке профстандарта учителя (о которых нам говорят в Министерстве) и будем информировать читателей о результатах.
- Мы предлагаем педагогам фиксировать и присылать на адрес профсоюза расчет времени, которое фактически требуется педагогу, чтобы выполнить все требования, которые на него налагаются сверху (особенно, в связи с ФГОС). Обязуемся обобщить и довести эту информацию до сведения министерства и требовать мер по снижению избыточной нагрузки.
Отрицательные последствия слияния школ
http://netreforme.org/news/реформа-образования-слияние-школ/
Сергей Кузбасский
Чтобы лучше понять всю преступность замысла слияния школ, обратим взгляд в прошлое и обозначим принцип советской школы.
Советская школа существовала десятилетиями. Был директор, который создавал ту или иную школу. При нем формировалась определенная традиция и коллектив. Традиции передавались из поколения в поколение: от директора учителям и ученикам. Потом, после выхода на пенсию директора, на его место приходил человек, знакомый и сформированный традицией данной школы: бывший учитель, или ученик, ставший учителем этой школы. Этот принцип более менее сохранялся в постсоветскую действительность, пока горе-реформаторы не решили добить все окончательно.
Что происходит сегодня в результате слияния школ.
Берется школьный организм, со своей традицией, и сливается с другим школьным организмом и другой традицией. В итоге разрушается преемственность, преподаватели перемешиваются, сложившиеся связи рубятся. Учителя пенсионного возраста выкидываются на улицу, на их место приходят молодые выпускники вузов, и им не у кого перенять традицию школы.
Реформаторы, правда, заявляют, что слияние возможно только при согласии родителей и учителей, но эта возможность остается лишь на бумаге. На деле с родителями и учителями никто не считается и все происходит без их согласия.
Но как реализовывать непопулярные реформы?
И здесь чиновникам в помощь идут популистские лозунги.
Главным аргументом в пользу слияния школ служит лозунг «ДАЕШЬ ПОВЫШЕНИЕ ЗАРПЛАТ УЧИТЕЛЯМ».
Почему у нас плохая школа? Потому что мало платят. Давайте сделаем так, чтобы зарплата учителя была средняя или выше средней по региону. И вот тогда будет всем счастье. В школу сразу пойдут серьезные люди, высококвалифицированные специалисты.
Кто против? Все за.
А что для этого нужно? Для этого нужно слить школы.
Что мы в результате этого получим? А мы сэкономим на административном аппарате. Теперь достаточно одного административного аппарата на несколько школ. Одновременно с этим мы решим проблему плохих и хороших школ, потому что в такой школе будут и плохие и хорошие учителя. А как же быть с плохими учителями? Ну, например, можно сделать профильные классы и обычные. Хорошие учителя будут работать с профильными классами, а те, кто не могут, будут работать с худшими.
А как нам повысить эффективность школ? А пускай решает рынок, говорят чиновники от образования. Давайте мы закрепим за каждым учеником подушевое финансирование. Ученики и их родители смогут выбирать хорошие школы, с этими учениками будут приходить деньги в виде финансирования школы. Таким образом, у хорошей школы будет большой бюджет. На этот бюджет можно будет набирать высокооплачиваемых педагогов.
Раньше крупные школы насчитывали порядка 800-1000 учеников, теперь, после слияния, количество учащихся увеличилось до 2-4 тысяч. А этот фактор делает для директора невозможным качественное управление школой. В таких условиях ни у директора, ни у администрации нет времени заниматься педагогическим процессом. Директор должен ходить на уроки ко всем учителям, должен давать советы, выявлять проблемы в педагогическом процессе, делать выводы относительно проблем и ситуации в учебном процессе, принимать решения по их устранению, должен видеть детей, их способности, слабости, т.е.. совершать тонкую настройку между учителями и учениками. Помимо директора уроки должны посещать завучи и руководители методобъединения. Кто такой руководитель методобъединения? Это человек, который методологически выстраивает процесс преподавание того или иного предмета в школе.
Возьмем такой предмет как английский язык. Например, в школе пять преподавателей, которые ведут английский. Соответственно, руководитель этого методобъединения должен выстраивать общую педагогическую политику, ходить к коллегам на уроки, они должны обсуждать проблемы. Они должны думать, что им сделать и как им сделать что-то лучше. Руководитель метод объединения – самый опытный педагог. Он учит учителей, они совместно продумывают мероприятия ( например неделя английского языка), создает преемственность обучения, регулирует взаимозаменяемость, если один из педагогов выбывает по какой-либо причине. Каждый преподаватель из методобъединения должен знать, что происходит у его коллег. Все должны быть в курсе всего. Это большая серьезная педагогическая работа.
В школе, где обучается 2-4 тысячи человек об этом можно забыть. Формально, да, работа будет проведена на бумаге, для галочки, отчеты отправлены.
Таким образом,первый удар реформой по сфере образования — ЭТО СЛИЯНИЕ ШКОЛ И КАК РЕЗУЛЬТАТ — ПОЛНОЕ РАЗРУШЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО. Это механическое перемешивание, которое уничтожает всякую разумную связанность и порождает хаотизацию процесса. Мы уже достаточно наслышаны, что учителя утонули в отчетности и в ворохе бюрократической волокиты им просто некогда заниматься ни учебным процессом, ни учениками.
В итоге ШКОЛА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В НЕКИЙ КОМБИНАТ, КОТОРЫЙ ПРОИЗВОДИТ НЕПОНЯТНО ЧТО.
Источник: REGLA.RU