Идея использования портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение. В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования отмечается, что «изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, влекут за собой изменение системы оценивания».
Надежда Павельева, начальник бизнесцентра Государственного образовательного учреждения «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»
Идея использования портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение. В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования отмечается, что «изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, влекут за собой изменение системы оценивания».
В современной профессиональной школе становятся реальностью различные формы контроля качества образования. Одним из способов индивидуальной оценки знаний обучающегося специалисты считают «портфолио достижений». Благодаря такому досье можно будет судить об учебных, творческих и коммуникативных способностях выпускников профессиональных образовательных учреждений.
Портфолио – система «накопительная». Портфолио документов включает в себя дипломы, грамоты и другие официальные подтверждения успешности учащегося. В папке работ и проектов фиксируются участие в проектной деятельности и успешность прохождения выбранных курсов, производственной практики; в портфолио отзывов и рекомендаций – оценки прохождения социальной практики, рекомендации преподавателей и самоанализ развития обучающегося. В подавляющем большинстве случаев «портфель достижений обучающегося» включает все три его разновидности.
Учебный портфель (портфолио) – это та технология, которая может быть использована как основа индивидуального маршрута обучения.
Чтобы разобраться, каким образом с помощью портфолио можно конструировать и реализовывать индивидуальный маршрут обучения, нам необходимо определить, что такое учебный портфель, каковы его структура и технология использования.
Виды учебных портфелей
В зависимости от того, с какой целью собирается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующие виды портфолио.
• В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:
а) портфолио – собственность (собирается для себя);
б) портфолио – отчет (собирается для преподавателя).
• По содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:
а) портфолио достижений – включает результаты работы по конкретному блоку учебного материала, оформленные всеми возможными (доступными) способами;
б) рефлексивный портфолио – включает материалы по оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т.д.;
в) проблемно-ориентированный портфолио – включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы;
г) портфолио для развития навыков мышления – включает материалы, отражающие процесс обучения учащегося работе на уровне анализа-синтеза-оценивания;
д) тематический портфолио – включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы или модуля.
Содержание портфолио может быть связано с работой учащегося по конкретной проблеме.
Структура портфолио
Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом.
Крупными блоками материалов называются разделы, внутри которых выделяют рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом отдельном случае.
Общепринятой и чаще всего используемой является структура, включающая следующие разделы: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Мои достижения».
В разделе «Портрет» автор портфолио имеет возможность представить себя любым доступным для этого способом. Это может быть эссе, синквейн, фотография и т.д. «Коллектор» представляет собой раздел, содержащий любую информацию, которую учащийся собирает в соответствии с темой портфолио. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий, информационные материалы, полученные от преподавателя, любой иллюстративный материал и т.д. – одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности обучающегося – автора портфолио.
Иными словами, «коллектор» – это своего рода «копилка» материалов или информации, часть из которых будет использована в работе по изучаемой теме, а часть может перейти в портфолио по следующим темам.
«Рабочие материалы» – раздел, включающий информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий: графические материалы (таблицы, графики, схемы и т.п.), тексты сообщений и докладов, различные творческие работы, выполненные контрольные и самостоятельные работы, материалы по проектной деятельности обучающегося и т.д. Одним словом, данный раздел представляет собой копилку различного рода занятий и работ, выполненных автором портфолио в процессе обучения.
Раздел «Мои достижения» является заключительным и содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении. Это могут быть наиболее удачно выполненные контрольные и самостоятельные задания, отзывы преподавателей и коллег о какой-либо выполненной работе, рисунки, сертификаты и т.д. Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором обучающийся поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.
Внутри разделов могут быть выделены рубрики, которые помогают систематизировать материал и формируют структуру раздела. Рубрики могут быть обязательными и необязательными. Обязательные рубрики – это тот материал, который является самым важным для данного портфолио и должен быть у каждого обучающегося. Необязательные, свободно выбираемые учащимся рубрики позволяют индивидуализировать содержание, структуру, объем и оформление портфолио.
Количество обязательных рубрик должно быть ограниченным: необходимым и достаточным для отражения особенностей изучаемого модуля. Количество выбираемых рубрик ограничивается для каждого модуля отдельно: минимальное и максимальное количество.
Содержание рубрики определяется ее названием, объем – назначением материала, который в нее включается, структура и оформление – индивидуальными особенностями учащегося.
Содержание портфолио
Каково содержательное наполнение портфолио? В портфолио могут входить домашние работы, результаты проверочных и контрольных работ, тестов, результаты групповой работы, в том числе черновики и схемы, алгоритмы решения производственных задач, проекты, письменные творческие работы, краткие записи, связанные с ходом выполнения письменных работ, аудио- и видеоматериалы, фотографии; «график-органайзеры», схемы, таблицы, диаграммы, гистограммы и т.п., анкеты и результаты их обработки, отчеты об интервьюировании кого-либо, вопросы, возникающие в ходе работы, листы, дневники наблюдений, рефлексия общих особенностей своего учения, самооценка, письма преподавателю/члену своей семьи, одногруппнику и т.д., связанные с содержанием портфолио или процессом работы над ним, постановка и обоснование целей будущего обучения/исследования, краткие записи докладов, выступлений, ответов и т.п. по теме портфолио, компьютерные программы, описание лабораторных работ и экспериментов, образцы изобразительного творчества, грамоты, сертификаты, справки и другие знаки определенных достижений учащегося и т.д.
Особого внимания требует механизм оценки портфолио, который может быть реализован следующим образом:
• оценивается только процесс и характер работы над портфолио;
• оцениваются по заданным критериям только отдельные части портфолио (например, обязательные рубрики);
• оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое;
• оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;
• оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации;
• портфолио не оценивается, а обучающийся выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену.
Критерии оценивания, как правило, определяются совместно с учащимися, но могут быть предложены преподавателем. Набор критериев зависит от особенностей учебного предмета, цены его освоения, условий обучения и т.д. Но в любом случае рекомендуется в качестве критериев рассматривать:
• наличие обязательных рубрик и выводов;
• использование исследовательских методов работы;
• проективный характер портфолио;
• «личностную привязку» содержания;
• качество оформления;
• анализ полезности портфолио для самого учащегося.
Приемлемо использование тематических портфолио, т.к. работа над ними не растянута во времени. Это позволяет сохранить интерес к работе и поддержать познавательную активность на достаточно высоком уровне. Кроме того, тематические портфолио одновременно являются особой формой отчета о процессе работы по изучаемому модулю, что также служит стимулом к работе с портфолио.
Структура портфолио должна меняться по мере освоения учащимися этого способа организации учебной деятельности. На первом этапе, когда работа над портфолио только осваивается учащимися, используется наиболее простая структура, состоящая из обязательных и вариативных рубрик. Часть рубрик предлагается преподавателем, часть учащиеся планируют самостоятельно. Как правило, количество рубрик на этом этапе не превышает пяти.
После освоения учащимися основных способов и механизмов работы с портфолио его структура усложняется. Для этого используется модель портфолио, которая наряду с блоком, обеспечивающим достижение образовательного стандарта, включает рубрики, содержащие индивидуально значимую информацию. Такая модель портфолио содержит обязательную и вариативную части.
Обязательная часть может иметь различное наполнение и включать как одинаковые для всех, так и альтернативные задания и формы работы. В любом случае обязательная часть заключает в себе информацию и задания, обеспечивающие достижение государственного образовательного стандарта по предмету. Важно, что даже на уровне стандарта учащиеся имеют возможность выбора заданий, в наибольшей степени соответствующих их индивидуальным особенностям. В обязательную часть портфолио обучающийся включает выполненные им задания, опорные конспекты, схемы, лабораторные и практические работы.
Вариативная часть предполагает расширенный или углубленный уровень освоения содержания модуля и рассчитана на высокую познавательную активность учащихся. Здесь наряду со знаниями повышенной сложности обучающемуся могут быть предложены работы творческого характера. Поэтому вариативная часть может включать дополнительные рубрики, которые обучающийся предлагает сам.
Обязательным в портфолио является блок самооценки.
Итоги работы с портфолио, как правило, подводятся на специальном занятии, которое называется «портфолио-конференция» и проводится с использованием различных интерактивных форм деятельности.
Использование такой модели позволяет учащимся самостоятельно конструировать структуру и содержание портфолио, поэтому создаются условия для разноуровнего освоения учебного содержания модуля, выбора форм учебной работы, приемов и способов оценивания и презентации готовых материалов. За счет этого реализуется индивидуальный маршрут обучения.
Технология работы с портфолио
Технология работы с портфолио предполагает несколько этапов.
На первом этапе (постановочный урок) учащиеся знакомятся с темой, назначением, продолжительностью работы с портфолио и планируют свою работу над ним. Практика показывает, что это наиболее трудный и ответственный этап, так как именно он в дальнейшем определяет всю учебную деятельность обучающегося. Обязательным условием является то, что обучающийся сознательно принимает на себя ответственность за свой выбор и выполнение запланированной работы.
Второй этап заключается в непосредственной работе над портфолио в соответствии с планом, определенным каждым учащимся, и с учетом времени, отведенного на работу. Это период индивидуального поиска, сбора и систематизации материала, который будет включен в соответствующие рубрики. Эта работа отличается разными темпами выполнения и осуществляется как в специально отведенное на занятии время, так и самостоятельно во внеурочное время. Если преподаватель предусматривает большое количество альтернативных заданий и форм работы, то степень свободы учащегося на этом этапе значительно возрастает.
На третьем, заключительном этапе учащиеся осуществляют рефлексию собственной деятельности, работая над самооценкой. Результатом этой работы может стать мини-сочинение, итоговая таблица, рецензия и т.п. Важно, чтобы обучающийся осознавал свои достижения и проблемы, определил, с чем связаны трудности, и учел свой опыт в дальнейшей работе. Показателем прогресса в этой работе является то, что постепенно, от портфолио к портфолио, самоанализ собственной деятельности становится все более глубоким и осмысленным.
Опыт использования портфолио в учебном процессе позволил определить этапы освоения портфолио как особого способа аутентичного оценивания процесса и результатов учебной работы по годам обучения.
Портфолио является открытой, динамической системой, содержащей определенный набор информации, которая постоянно обновляется за счет постоянной смены содержательного наполнения разделов и рубрик: часть информации из «Коллектора» используется и переходит в раздел «Рабочие материалы», «Коллектор» же постоянно пополняется новой информацией; вариативная часть может расширяться или, наоборот, уменьшаться за счет включения материалов в обязательную часть. Лучшие работы из раздела «Мои достижения» могут переходить в рабочие материалы, а на смену им приходят наиболее удачные и качественные работы из других рубрик.
Часть материалов выполненного портфолио после оценивания учащийся может сдать в архив, часть – использовать в портфолио по следующему модулю.