Музей истории народного образования расположен в одном из старинных и красивейших зданий города, являющимся памятником архитектуры второй половины XIX века. В нем размещалось с 1875 года по 1917 год реальное училище для обучения мальчиков. Главными предметами считались: физика, математика, химия, черчение, большое внимание уделялось изучению трех иностранных языков и урокам словесности. Его выпускники стали известными людьми не только в нашей стране, но и за ее пределами. Достаточно назвать Владимира Козьмича Зворыкина, основоположника мирового широковещательного телевидения.
Людмила Филоненко, Заслуженный учитель РФ,
руководитель городского истории народного образования округа Муром Владимирской области
Основание музея истории народного образования относится к 70-тым годам XX века. Его открытие в 1975 году совпало с празднованием столетнего юбилея первого среднего учебного заведения города – реального училища, преемницей которого стала средняя общеобразовательная школа №16. У истоков создания музея истории народного образования стоял директор средней школы №16 Александр Алексеевич Свирежев, фронтовик, Заслуженный учитель школ РСФСР, а дело всей его жизни продолжила его дочь, Людмила Александровна Комлева, учитель истории, директор школы №16, руководитель городского музея истории народного образования.
В 1998 году музей истории народного образования был паспортизирован. Он размещен в четырех залах. Первый – исторический, назван так потому, что экспозиции в хронологической последовательности отражают историю развития народного образования города Мурома более чем за два века.
Первая школа в Муроме была открыта в 1725 году, но просуществовала она недолго. Вскоре, после ее открытия, монастырский наместник Корнилий был обвинен в жестоком обращении с детьми. Школу закрыли и вновь открыли только через два года, когда из Москвы был приглашен другой учитель – Яков Потапьев. В феврале 1733 года Яков умер, найти нового учителя не удалось, и школа прекратила свое существование.
Второе учебное заведение было открыто только через 46 лет, именовалось оно «Всенародное уездное училище». Долгие годы оно было в городе Муроме единственным гражданским учебным заведением, дававшим неполное среднее образование детям купцов, мещан, дворян. Именно это учебное заведение закончили в 80-х годах XIX века два будущих академика:
- Иван Михайлович Губкин, академик и вице– президент Академии Наук СССР
- Иван Семенович Куликов, академик живописи.
В конце XVIII века, в 1791 году, было открыто третье учебное заведение – Духовное училище, которое готовило будущих церковнослужителей, получавших нравственную закалку на всю жизнь.
В 1860 году Алексеем Васильевичем Ермаковым, головой города Мурома, была открыта женская прогимназия, которая в 1890 году была реорганизована в гимназию. В настоящее время в этом здании находится Муромский педагогический колледж. На протяжении нескольких веков это учебное заведение сохраняет статус педагогического.
В конце XIX века в городе Муроме было открыто множество других учебных заведений. Все они были начальные или неполные средние для мальчиков, для девочек, смешанного типа, три церковно-приходские школы, земская, школа ремесленных учеников. У каждого учебного заведения своя интересная история.
В историческом зале музея истории народного образования имеются экспозиции, посвященные учителям и выпускникам школ – участникам Великой Отечественной войны. На стенде представлены материалы о Герое Советского Союза Николае Степановиче Королеве, единственном учителе Владимирской области, имеющем это высокое звание.
Среди выпускников школ города Мурома 26 Героев Советского Союза. Среди них: Николай Францевич Гастелло, Евгений Иванович Францев, Виктор Александрович Бударагин, Владимир Андреевич Тихомиров и многие другие.
Завершается знакомство с экспозициями исторического зала стендом «Учителя– легенды». Это педагоги, прослужившие в образовании 50 и более лет и внесшие весомый вклад в развитие просвещения.
Например, Александр Алексеевич Вагин, биолог по образованию, автор учебника по биологии. Его имя широко известно учителям биологии по его публикациям в журналах «Ботаника», «Зоология» и других.
В историческом зале музея истории народного образования имеются уникальные экспонаты. Среди них: учебники, школьные принадлежности XVIII– начала XX века, документы, фотографии, личные вещи.
Второй зал музея освещает три темы: современная система образования XX века; история пионерского и комсомольского движения; выдающиеся выпускники разных школ, прославившие свой край.
В музее находится более 11 тысяч экспонатов. Он является потенциальной источниковедческой базой для изучения фактов и явлений, касающихся истории народного образования города Мурома.
Округ Муром гордится педагогами, отмеченными высокими званиями и наградами: 1– «Народный учитель», 123 – « Заслуженный учитель», более 605 – «Отличник просвещения РСФСР», «Почетный работник общего образования РФ», 28 награждены орденами и медалями. Сведения о них бережно хранятся в музее. О педагогических династиях Муромской земли издан четырехтомник «Учителями славится Россия!», созданы видеофильмы, выходят телепрограммы о лучших педагогах.
В 2001 году в музее были открыты две новых экспозиции, открытию которых предшествовала большая экспедиционная деятельность учащихся школ города.
Экспозиция «Русская школа XVII-XIXв.в.» отражает устои школы того времени, знакомит с методикой обучения тех лет, со школьными принадлежностями, учебниками и даже формами наказания за непослушание.
Музей истории народного образования округа Муром стал центром сетевого взаимодействия школьных музеев с Муромским историко-художественным музеем, с общественными организациями, с музеями при образовательных, промышленных, медицинских учреждениях.
В результате такого сотрудничества в округе сложилась особая интегрированная педагогическая среда, способствующая формированию единого образовательного музейного пространства. В итоге был сформирован разнообразный репертуар работы: открытые музейные уроки, конференции, конкурсы юных экскурсоводов, теоретические и практические семинары по музейной педагогике, творческие встречи с педагогами, мастер-классы, лекции-экскурсии, клубы любителей старины, гостиные, киносеансы, вечера-бенефисы. Включение разнообразных форм культурно-образовательной деятельности в содержание музейной сети позволило разрабатывать и проводить в жизнь различные обучающие программы для руководителей школьных музеев, учащихся-экскурсоводов, проводить летнюю практику на базе музея.
Совместное участие школьных музеев и Муромского историко-художественного музея во Всероссийском проекте «Личная история» дало возможность познакомить жителей с интересными и редчайшими экспонатами из фонда школьных музеев, представленных на Всероссийской акции «Ночь в музее». Опыт такой деятельности неоднократно демонстрировался на окружных и областных семинарах.
Значимое место городской музей истории народного образования уделяет сотрудничеству с региональными музеями, дающими (по запросу музея истории народного образования) ценную информацию о выдающихся ученых, педагогах, выпускниках Муромского края, живущих в разных уголках России и за ее пределами.
Так были получены интересные материалы из Государственного Костромского музея об Иване Дмитриевиче Зворыкине, выпускнике реального училища, выдающемся изобретателе в области льнопрядительной промышленности, имя которого носит Костромской льнокомбинат.
Музей истории народного образования посетило более 100 тысяч человек. Это – учителя, ветераны, школьники, студенты, жители не только нашего города, но и гости из других регионов и стран.
В 2012 году на торжественное мероприятие, посвященное открытию памятника Владимиру Козьмичу Зворыкину перед его родным домом, в котором сейчас находится Муромский историко-художественный музей, приехала его внучка Сандра Кнудсен, гражданка США. Она посетила дом своих предков, среднюю школу №16, бывшее реальное училище, выпускником которого был ее знаменитый дедушка. Из письма Сандры Кнудсен: «Посетив Муром, я увидела уникальное сочетание русской истории, восхитительной архитектуры, потрясающих музеев, промышленных институтов и природной красоты. Я верю, что у Мурома великое будущее…
Я просто благодарна за те впечатления, которые подарили мне жители города».