12 апреля 1740 года в Париже, в семье одного плотника родился первенец – Клод-Андре Десен. Мальчик с рождения оказался глухим. Позже в этой семье родилось еще семеро детей, все они хорошо слышали. Большую часть своей жизни Клод-Андре общался с членами своей семьи: с родителями, с братом Луи-Пьером, который был на 9 лет младше. К сожалению, точно неизвестно, чем занимался Клод до 37 лет. Вероятнее всего, он помогал отцу в его плотницком деле. Работа с деревом дала первоначальные практические навыки будущему скульптору.
Подготовила по материалам интернета
Людмила Жадан
Когда Клоду исполнилось 37 лет, умер отец. При решении вопроса о наследнике имения, друзья семьи в суде единодушно предложили запретить наследование Клодом Десеном этого имения. Видимо, они указывали судье на тот факт, что Клод, хотя и первенец, глухой и немой от рождения, а значит, не способен принимать решения самостоятельно. По решению суда управление имением было возложено на его мать.
Интересно, что по сохранившимся документам того судебного дела видно, как судья лично вычеркнул относящиеся к Клоду-Андре слова «не может читать и писать» и заменил их на фразу «не читает и не пишет». В самом деле, Клод не знал, как читать или писать, не потому, что он глухой, а потому что его этому не учили. Таким образом, это документальное свидетельство хорошо описывает судьбу Клода-Андре Десена, впрочем, как и многих других глухих людей: они были оставлены на усмотрение судей и чиновников своего времени, их наблюдательности и добропорядочности.
Клод-Андре был далеко не глуп и способен к общению. Более того, он все же получил начальное образование. Клод посещал занятия в первой школе для глухих – Парижском институте глухонемых, основанном в 1760 году во Франции аббатом Шарлем Мишелем де Л`Эпе. Клод был одним из лучших учеников великого пионера обучения на жестовом языке. Де Л`Эпе научил Клода – уже взрослого человека! – ценным навыкам чтения и письма. В одном письме, датированном 1773 годом, аббат де Л`Эпе упоминает одного из своих учеников, глухого рабочего в мастерской скульптора, который смог обучиться и найти себя, благодаря урокам. Клод-Андре начал собственноручно подписывать свои произведения так: «Десен, глухой и немой».
В 1786 году глухой ученик создал бюст любимого учителя. Есть такая версия, что предварительную модель скульптурного портрета аббата де Л`Эпе Клод вылепил прямо в учебном классе, тайком от учителя, зная его нелюбовь к славе. По другой версии, менее популярной, глухой скульптор попросил аббата ему позировать. Как бы там ни было, бюст аббата де Л`Эпе работы Клода Десена известен как единственное и очень хорошее прижизненное изображение аббата.
В возрасте 38 лет Клод, вместе со своим младшим братом Луи-Пьером, поступил в Королевскую академию живописи и скульптуры, которая была создана еще в середине XVII века для повышения статуса художников и отличия их от ремесленников. Примечательно, что оба брата учились у Огюстена Пажу, знаменитого французского скульптора, представителя классицизма. Можно предположить, что Луи немного переводил для Клода во время учебы, помогал ему общаться с людьми. Слышащий младший брат быстро вырос в мастерстве, он потом еще учился в Академиях искусства Бордо, Руана, Копенгагена и Берлина. Но и глухой старший брат старался не отставать. В одном из многочисленных художественных конкурсов, проводимых Королевской академией, когда Луи-Пьер получил главный приз, Клод-Андре занял почетное третье место. Такого уровня раньше не достигал ни один глухой художник Франции! Постепенно Клод стал известен в среде аристократов, и глухой скульптор получил несколько хороших заказов, а с ними и прибыль.
Примечательно, что события Революции разделили родных братьев. Луи Пьер проявил себя стойким роялистом, верным династии Бурбонов. А Клод-Андре вдруг с энтузиазмом встал за идеи Революции. Глухого скульптора с 1789 по 1794 годы часто видели сидящим в Якобинском клубе среди политиков. Ему удалось сделать и продать некоторое количество бюстов сторонников Республики. (Нам известно около 40 работ Десена, и из них три четверти были созданы в период с 1791 по 1794 год.)
Он сделал, в частности, бюст герцога Ришелье (1785), эта работа была очень хорошо принята специалистами. Журнал «Новости Республики в области искусства и литературы» высоко оценил этот бюст за «античную манеру, художественную форму и поразительное сходство». Автор заметки также отмечает, что художник заслуживает большой похвалы, так как он «достоин сожаления, как лишенный слуха и речи».
Также Клод-Андре, выиграв конкурс, мастерски исполнил бюст знаменитого оратора Революции Оноре де Мирабо. Не менее известны скульптурные портреты Максимилиана Робеспьера, племянника Мухаммеда Османа Хана, виконта де Сегура, Франсуа-Мари Вольтера, Жан-Жака Руссо и другие. Некоторые работы глухого скульптора не раз выставлялись в Лувре и в Салоне.
С одним из произведений нашего героя связана жутковатая история. В ночь на 17 февраля 1793 года Жорж Жак Дантон, один из ведущих деятелей Великой французской революции, взял с собой Клода-Андре на городское кладбище, где тремя днями ранее была похоронена жена Дантона, умершая при родах четвертого ребенка (к моменту захоронения она была мертва уже неделю).
Глухого скульптора уговорить на ночной поход на погост удалось только за внушительную пачку ассигнаций. Под покровом тьмы, с помощью кладбищенского сторожа, Жорж Дантон раскопал тело своей жены, Антуанетты Габриель. Далее глухому скульптору было велено снять с усопшей посмертную маску. Бедный Клод в тихом ужасе наблюдал, как ловелас Жорж Жак со слезами покрывал труп поцелуями, умоляя жену простить его за многочисленные измены. (Эту сцену можно увидеть в фильме Анджея Вайды «Дантон» с актером Жераром Депардье.) Бюст Антуанетты Габриель работы Клода-Андре Десена, кстати сказать, получился весьма удачным, каждый желающий может полюбоваться им в музее Труа. Необычный заказ, ничего не скажешь!
После падения Робеспьера, заказы Клода-Андре уменьшаются, и он больше нигде не выставлялся. После смерти его матери в 1795 году, младший брат стал помощником старшего и распорядителем наследства. Согласно архивным данным, Луи-Пьер не особенно заботился о глухом брате. Правда, справедливости ради, нужно отметить, что, вероятнее всего, именно по ходатайству Луи опальный глухой скульптор до самой смерти регулярно получал от правительства скромную пенсию. Луи умер в Париже в 1822 году, похоронен на кладбище Монпарнас. Клод-Андре скончался годом позже, в 1823 году в Пети-Жентильве, там и похоронен.
Имя Клода-Андре Десена упомянуто в «Общем обзоре учения глухих и немых» от июля 1903 года и до сих пор особенно чтится глухими за прижизненный портрет аббата де Л`Эпе. Его работы хранятся в Музее изящных искусств Ренна, в Версальском замке, в Лувре.