Традиционная ежегодная лекция по итогам археологического сезона-2021 уже второй год подряд проходит в онлайн-режиме. Как и в прошлом году, на нее виртуально собрались и смогли задавать вопросы в чате слушатели из разных городов и стран, а кто-то — например, сотрудники Лаборатории языка и мозга ВШЭ — слушал докладчика за широким экраном и накрытым столом.
Известное здание «Дом книги» на Невском проспекте в Санкт Петербурге до 1917 года принадлежало компании «Зингер». А на его первом этаже в годы Первой мировой войны находилось посольство США.
За что его жители получают «бонусы», а за что наказания
Леонид Ковачич
Пилотные проекты социального рейтинга тестируются в городах Китайской Народной Республики уже около пяти лет, а сама идея возникла еще в конце нулевых. За это время за рубежом проект оброс множеством мифов и породил дискуссии о своей допустимости. При этом конкретики внешний наблюдатель получает немного: китайские власти не стремятся детально описывать проект, а местные СМИ нечасто говорят о вещах открыто. Что происходит с системой социального рейтинга сегодня, какие ошибки властям Китая предстоит исправить и что о проекте думает общественность, ПостНауке рассказал китаист Леонид Ковачич. Этот текст — часть гида «Китайский путь».
Тони Кроули (р. 1960) – профессор английской филологии Лидского университета, член Общества Реймонда Уильямса и редколлегии журнала «Ключевые слова»
Джордж Оруэлл и Реймонд Уильямс были центральными фигурами британских левых в XX веке, их карьеры иногда пересекались (эссе Оруэлла «Писатели и Левиафан» (1948) было опубликовано в журнале «Политика и литература», одним из редакторов которого был Уильямс).
Казалось бы, что при слове «КГБ» возникает картина настолько зловещая и ясная, что дополнительные мазки ничего уже не меняют. Но мне, в свое время одному из «профилактируемых» этой организацией, удалось в качестве эксперта комиссии Верховного Совета России для расследования причины государственного переворота в СССР заглянуть в здания «Министерства любви».
Евгений Анисимов Санкт-Петербургский институт истории РАН; Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» (санкт-петербургский филиал), Санкт-Петербург, Россия
Придя к власти в начале 1730 г., императрица Анна Иоанновна не чувствовала себя уверенно на троне и была озабочена не только усилением своей власти, полнота которой при ее вступлении на престол была поставлена под сомнение в результате так называемой «затейки верховников» и конституционного дворянского движения, но и проблемой престолонаследия. Как известно, Анна Иоанновна (1693–1740) являлась дочерью старшего брата Петра Великого царя Ивана Алексеевича, умершего в 1696 г., оставившего после себя вдову царицу Прасковью Федоровну и трех дочерей (Анну, Екатерину и Прасковью).
Искусственный интеллект может обучаться на файлах с произведениями конкретного артиста — а затем продолжать «творить» в его стиле, даже если он уже мертв. Добавьте к этому технологию генерирования речи, которая также может воспроизводить голос человека со всеми его индивидуальными оттенками и интонациями, если проглотит достаточно записей, — и вы получите бессмертных аватаров для каждого из нас.
Сегодня его называют одним из самых влиятельных и цитируемых учёных в мире, указом Елизаветы II ему присвоено звание рыцаря-бакалавра за заслуги перед наукой, а его звания и награды исчисляются десятками. В 2010 году он стал самым молодым за последние 40 лет нобелевским лауреатом по физике, но после получения премии он заставил себя забыть о ней. Да и вообще сэр Константин Новосёлов считает, что быть учёным – это сплошное разочарование. При этом известен он не только своими научными открытиями, но ещё успехами в искусстве.
Он сморщил лицо в тысячу складок и обидчиво отвечал: — Я не знаю, почему вы меня спрашиваете об этом? Кому же и когда может нравится гнилое, беспросветное болото, битком набитое болезнями и полутора миллионами чахлых идиотов? Накрахмаленная серая дрянь!
Сиземская И. Н., Москва, Институт философии РАН, главный научный сотрудник, доктор философских наук
«Народ должен признать себя тем, чем он есть поистине, то есть лишь частью вселенского целого; он должен признать свою солидарность со всеми другими живыми частями этого целого — солидарность в высших всечеловеческих интересах, и служить не себе, а этим интересам в меру своих национальных сил сообразно своим национальным качествам» [Соловьѐв В. С., 1989, с. 261]. Этот вектор осмысления национального вопроса был главным в философских размышлениях о прошлом, настоящем и будущем России и о еѐ месте в мировой и европейской истории.