Майкл Шермер: Почему мы верим шарлатанам

03.02.2011
792

Создатель самого массового общества борьбы с псевдонаукой рассказывает о блистательных выдумках шарлатанов и их полнейшем разоблачении.

Самвел Аветисян

«Общество скептиков» и их деятельность

Майкл Шермер – директор «Общества скептиков» и издатель журнала «Скептик»

Майкл Шермер – директор «Общества скептиков» и издатель журнала «Скептик». Его общество занимается исследованиями утверждений о существовании паранормального. Шермер и его коллеги следят за тем, что говорят псевдоученые, маргинальные группы, культы и секты.

«Общество скептиков» играет роль отряда быстрого реагирования по борьбе с чушью. На примере «детектора» – пластмассовой коробочки с телескопической антенной – Шермер разоблачает одну бредовую идею. Называется это устройство «Лоза Квадро Две Тысячи». Этот прибор продавали администраторам школ в Западной Виргинии по 900 долларов.

«Теоретически “лозой” можно искать что угодно, но именно эта предназначена для поиска марихуаны в школьных раздевалках. Работает она так: надо взять эту штуку и пройтись по раздевалке, на какой шкафчик антенна укажет, тот вы и открываете. Вопрос один: можно ли найти с помощью этой штуки марихуану в шкафчиках школьников? Ответ такой: если вы откроете почти все шкафчики, несомненно!»

Шермер и его коллеги проверили этот прибор при помощи двух непрозрачных ящиков – в одном лежала марихуана, другой был пуст. «Лоза» успешно определяла ящик с марихуаной в пятидесяти процентах случаев – такой же процент можно получить, просто подбрасывая монетку. Это исследование – хороший пример того, чем занимается «Общество скептиков».

Борьба с глупостью

Умнеют ли люди с развитием цивилизации или глупеют? Шермер считает, что глупеют. На самом деле каждые десять лет средний IQ вырастает на три балла.

Сначала надо решить, какое объяснение более вероятно. Прежде чем счесть событие сверхъестественным, нужно убедиться, что ничего подобного естественным путем произойти не могло. Что более вероятно: что Шварценеггеру помогли стать губернатором Калифорнии инопланетяне или что агентство World Weekly News склонно выдумывать события?

Можно сказать: «А затем происходит чудо». Но эта фраза ничего не объясняет. Эта фраза означает конец разговора – именно чтобы прекратить разговор, ее произносят креационисты. У ученых все по-другому. Они иногда произносят непонятные слова вроде «темной энергии», «темной материи». Это такие языковые ярлыки – пока они точно не узнали, что это такое, они для удобства будут называть это «темной энергией». Для ученого это начало разговора, первое звено в причинно-следственной цепи. Для креационистов это конец цепи.

Что же более вероятно: вокруг нас летают НЛО, или мы неправильно распознаем изображенное, или же это подделки? Шермер провел эксперимент: попросил друга подбросить в воздух колпак с колеса «бьюика» на балконе своего дома, а в это время сделал снимок обычной мыльницей. Оказалось, что не нужно ни фотошопа, ни иной сложной аппаратуры для того, чтобы на снимке получилось что-то похожее на НЛО. Вероятно, среди множества подделок есть и подлинные снимки. Однако куда вероятнее, что все такие снимки без исключений – подделки.

«Во всякой науке мы ищем равновесие между имеющимися данными и объясняющей их теорией. Что произошло, когда Галилей навел телескоп на Сатурн? У него не было теории планетных колец. И его телескоп был очень слаб. То, что он видел, было очень размыто, и он не мог толком понять, что видит. Поэтому он и написал: “Результаты моих наблюдений показывают, что самая удаленная планета состоит из трех тел”. Без теории планетных колец и с такими инструментами Галилей не мог объяснить, с чем имеет дело. И загадка Сатурна оставалась неразгаданной до 1655 года.

У Христиана Гюйгенса были и теория, описывающая работу Солнечной системы, в частности планетные кольца, и качественный телескоп, дававший мелкозернистое изображение. Благодаря этому он понял, что согласно законам Кеплера Земля движется по орбите быстрее, чем Сатурн: мы сначала обгоняем его, а потом догоняем, поэтому видим его кольца под разными углами».

Предрассудки

В основе любой теории могут лежать самые разные предрассудки. Люди и верят в разную чушь потому, что мы видим вещи не так, как они есть на самом деле. Шермер приводит несколько примеров. Людям свойственно где попало видеть лица. Пример: «лицо» на Марсе. В 1976 году возникло целое движение, которое просило НАСА сфотографировать именно этот участок Марса. Люди думали, что это лицо – доказательство существования марсианской архитектуры. Если посмотреть на крупномасштабное изображение того же места, сделанное в 2001 году, скосив глаза, мы увидим лицо и на этом снимке. По мнению Шермера, дело в том, что, скосив глаз, мы переключаем его и получаем не мелко-, а крупнозернистое изображение. То есть ухудшаем качество изучаемых данных. Даже если бы нам не сказали, что на снимке лицо, мы бы все равно могли его увидеть, так как запрограммированы эволюцией распознавать лица.

Посмотреть на образ Девы Марии в городке Клируотер, штат Флорида, съезжается множество верующих. Шермер с друзьями отправился туда разобраться, в чем же дело. Обойдя здание со всех сторон и заглянув внутрь, они обнаружили, что в любом месте, где есть стекло, пальма и автоматическая поливалка, наблюдается тот же эффект – образ Девы Марии высотой в два этажа, возникающий на поверхности стеклянной стены.

Слуховые галлюцинации

С помощью звукозаписи песни группы Led Zeppelin «Лестница на небеса» Шермер демонстрирует пример аудиоиллюзии и слуховой галлюцинации. В самых разных аудиозаписях скрыты тайные сообщения.

Сначала Шермер дает прослушать фрагмент песни. Затем эту же запись прокручивают в обратном направлении, говоря людям, что они, возможно, услышат какие-нибудь скрытые сообщения. И действительно, люди признают, что услышали слово «сатана».

Шермер объясняет это так: если людям сказать то, что они должны слышать, они непременно это услышат!

«Общество скептиков» и просвещение

Лекцию Шермер закончил на оптимистической ноте, рассказав историю про английскую поп-певицу Кейти Мелуа. Она написала песенку «Девять миллионов велосипедов в Пекине». В этой песне Кейти рассказывает, как любит своего друга, и это так же верно, как то, что в Пекине девять миллионов велосипедов. В тексте есть фраза: «До края Вселенной двенадцать миллиардов световых лет». Друг Шермера, физик Саймон Сингх, опубликовал статью в The Guardian по поводу этой песенки и написал, что мы точно знаем, сколько лет нашей Вселенной и что от Земли до края Вселенной ровно 13,7 миллиарда световых лет. Эта цифра, конечно, не абсолютно точная, но чрезвычайно близка к точной. Кейти прочла эту статью и переделала текст, вставив в него точные данные. 

Источник: Журнал «Сноб»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *