Сегодня, 2 февраля, в Колонном зале Дома Союзов открылся IV Всероссийский социологический конгресс. В его трёхдневной работе примут участие представители 60 российских регионов. Темой этого собрания заявлена «Социология в системе научного управления общества». В приветственном слове председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко напомнила присутствующим о сложной судьбе российской социологии, которая после октября 1917 года была предана забвению. Её возрождение и развитие началось в 1960-70-е годы благодаря Владимиру Ядову и Геннадию Осипову.
«Социология – важнейшая наука из всех гуманитарных, – подчеркнула Валентина Матвиенко. – Учёных-социологов можно сравнить с врачами-диагностами, которые способны определить состояние здоровья общества».
По мнению спикера Совета Федерации, региональные власти должны резервировать в бюджетах средства на социологические исследования. Эти затраты наверняка оправдаются. Со времён перестройки власт
Во-вторых, существование «псевдосоциологического братства, которое за деньги готово выдать любые результаты.
Надо выводить на чистую воду этих лжеучёных», – считает Матвиенко.
«Судьба отечественной социологии никогда не была простой – ни в советское время, ни в новой России», – согласился вице-президент РАН академик Александр Некипелов.
Хотя это касается не только социологии, но и в целом общественных наук. В последнее время наблюдается подъём социологии как науки, появляются новые темы, расширяется набор используемых методов, появляются новые специализированные издания. Кроме того, многое сделано для развития качественного социологического образования в России. Если в начале 1990-х годов специалистов в этой сфере выпускало только шесть вузов, то сегодня их сотни. Социология как специальность вошла в новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Ректор МГУ Виктор Садовничий отметил, что современная Россия нуждается в новых специалистах. Как показывают социологические исследования, в последние десятилетия изменилось отношение молодёжи к образованию: если в 1990-е годы считалось, что образование и социальный статус между собой не связаны (успеха добивались малообразованные так называемые «новые русские»), то с середины 2000-х годов понимание важности образования возросло. Вместе с тем появилась новая тенденция – нарастающая девальвация образования. По сравнению с 2002 годом, в 1,6 раза сократилось количество людей, ценящих образование; каждый второй сегодня считает, что любую проблему можно решить не с помощью знаний, а при наличии денег.
Крайне негативно, по словам Садовничего, общество воспринимает и реформы, проводимые в сфере образования. Например, более 50 процентов респондентов одного из социологических исследований не поддерживают новый образовательный стандарт для старшей школы. Этот стандарт предполагает профилирование обучения, в то время как российское общество хочет, чтобы ученики получали знания самого широкого спектра.
В ходе конгресса планируется провести 42 научные секции и 23 круглых стола. На них будут обсуждаться вопросы, связанные с социологией культуры, науки, политики, религии, образования, труда, управления и других сторон общественной жизни.
Источник: «Наука и технологии России»