Раннее развитие ребенка

17.07.2012
353

Когда речь заходит о раннем обучении, то в понимании большинства взрослых это означает, что с малышами занимаются по той или иной методике. В это же время многие другие даже и не представляют, что к обучению малыша можно подходить серьезно.

Автор: Татьяна Черненко 
Психолог, руководитель Центра психологических исследований при факультете психологии Николаевского государственного университета  им. В.А.Сухомлинского

Несомненно, ребенок и без вашей помощи научится ползать, ходить, играть. Если вы организуете его игры, то он пойдет в 10 месяцев, а без них – в 11 месяцев. Согласитесь, что за этот месяц малыш столько всего обойдет, увидит и познает. Суть раннего развития в том, чтобы ребенок стал лучше, чем он сам мог бы быть, или лучше, чем вы были в его возрасте. Нет такой методической литературы, в которой бы комплексно описывались необходимые занятия с ребенком от и до. Каждая семья проходит свой путь, выбирая то, что подходит малышу. Сегодня методик развития много, и маме необходимо выделить из предложенных то, что подходит ее ребенку, и самостоятельно выработать свою методику.

Каждый возрастной этап развития ребенка можно сравнить с «этажом», занимающим свое место в структуре целостной личности. На каждом «этаже» формируются определенные психически е свойства и способности, необходимые для перехода к следующему этапу.

У малыша до трех лет происходит период интенсивного роста и развития мозга, и в этот период необходимо заниматься с ребенком по максимуму.

Основная задача методик – познакомить родителей с возрастными особенностями их детей, предупредить отклонение в психическом и физическом развитии. В первый год жизни особенно важно установить доверительные отношения между малышом и мамой. Поэтому большое внимание уделяется становлению эмоционального взаимодействия между ребенком и взрослым. Активно идет развитие зрительного и слухового восприятия. Предполагаются игры, стимулирующие и развивающие звуковую активность и предпосылки понимания речи. Особое внимание уделяется развитию движений рук и пальцев кистей. Малыша учат действовать с предметами.

Предлагаются игры для родителей и детей, рассчитанные на совместные действия. Это головоломки семьи Никитиных. Каждая игра – набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков из картона и деталей из конструктора. Игры строятся в порядке возрастания сложности – «от простого к сложному».

Мамам также предлагается создание «посильных» игрушек по методике Марии Монтессори. Малыш самостоятельно изучает окружающую его среду. Игры строятся на развитии образного мышления: ребенок учится на глаз оценивать количество, объем предметов независимо от формы, которую они принимают.

Мышление ребенка – это губка, которая впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие», «плохие», «полезные» и «бесполезные». Поэтому большая роль в занятиях с малышами отводится предметной и социальной среде, окружению ребенка. Взрослый должен создать «правильную среду»: огромное количество предметов для сенсорных впечатлений (мелкие бусинки, кубики, шершавая, гладкая поверхность игрушек, жидкость, сыпучие предметы), которые являются потребностью ребенка.

Цель детских занятий – не «выращивать гениев», а давать советы родителям, желающим открыть ребенку мир с самых первых дней его жизни.

Раннее развитие подразумевает вырабатывание навыков самостоятельности, любознательности, тяги к новым знаниям. Лишь при вложении в занятия максимума любви и терпения к ребенку достигаются результаты. Малышу нужно создать ту обстановку, которая поможет ему раскрыться.

 

КРИЗИС ОДНОГО ГОДА

Новообразование кризиса – автономная речь.

Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологоческие ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:

·  нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);

·  нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);

·  эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Кризис не относится к числу острых.

 

РАННЕЕ ДЕТСТВО (1 – 3 года)

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Первые представления о себе возникают у ребенка к году.

Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.

Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.

Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение “я”, усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

Половая идентификация. К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

Возникновение самосознания. К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Усвоение языка. Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.

При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.

Умственное развитие. Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у “ходячих” детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года, 5-ю и   6-ю стадии после года.

5 стадия – третичные круговые реакции (1–1,5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.

6 стадия (1,5 – 2 года). Появление символического мышления, то есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. Физические действия способствуют успешной работе мышления.

Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: “Я центр вселенной”, “Весь мир вращается вокруг меня”.

Страхи. У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.

Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.

Базовая потребность возраста. Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен (например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).

 

Литература

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.– М., 1988.

2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.– М., 1992.

3. Джайнотт Х.Д. Родители и дети.– М., 1986.

4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.– М., 1993.

5. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.– М., 1990.

6. Лешли Д. Работать с маленькими детьми.– М., 1991.

7. Макарова Е. В начале было детство.– М., 1990.

8. Матейчек З. Родители и дети.– М., 1992.

9. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка.– М., 1987.

10. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.– М., 1991.

11. Одаренные дети. Пер с англ.– М., 1991.

12. Раттер М. Помощь трудным детям.– М., 1987.

13. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире.– М., 1991.

14. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир.– М., 1991.

15. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка.– М., 1989.

16. Чуковский К.И. От двух до пяти.– М., 1990.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *