О патриотическом воспитании писать теперь модно. Причем, как правило, в декларативном плане. Значительно меньше пишется о том, кто это будет делать и как? Тем более, если речь идет о воспитании детей дошкольного возраста.
Автор: Ермакова В.А., музыкальный руководитель детского сада № 1275 ЮВАО г. Москвы |
---|
Некоторые из авторов, в частности психолог Татьяна Черненко в статье «Раннее развитие ребенка» справедливо указывает, что «каждый возрастной этап развития ребенка можно сравнить с «этажом, занимающим свое место в структуре целостной личности».
Если продолжить эту аналогию я, работая музыкальным руководителем в детском саду № 1275 г. Москвы, нахожусь на «нулевом этаже», а может быть даже в фундаментальной части этого здания. И теперь, приобретя определенный опыт работы с детьми дошкольного возраста (раньше я работала учителем музыки в общеобразовательной школе) с полной ответственностью могу сказать: небрежности, недоделки на этом уровне скосят все здания, и никакой целостной личности, никакого полноценного гражданина мы не получим.
Наше государственное образовательное учреждение в качестве приоритета выдвигает «нравственно-патриотическое воспитание, как фундамент психологического здоровья личности ребенка» . Важно подчеркнуть, что уже в раннем возрасте дети очень чувствуют фальшь, быстро улавливают желание старших и, если не опираться на их интересы и увлечения, мы в итоге сформируем разве что «статусных патриотов» или «патриотов по должности». Для меня, например, патриотизм вырастает не из высоких слов, а из простых, с детства известных понятий. Эти понятия, положив на музыкальную основу, я и пытаюсь передать детям. Что такое добро и зло они уже отлично понимают и с удовольствием участвуют в постановке о трех былинных богатырях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, защищавших Родину – «добро» от «зла» – неприятеля. Но это – сказка, былина.
С реальными, причем, драматическими событиями, нашей истории, намного сложнее. Её коллизии, канву событий дети узнают позже. А пока вполне достаточно того, что они слушают и исполняют песни «Катюша» М. Блантера, «День Победы» Д. Тухманова, «Священная война» А.Александрова, «Огонёк» Б. Мокроусова, «По берлинской мостовой» Д. Покрасса, с удовольствием принимают участие в музыкально-театрализованных постановках по произведению М. Лермонтова «Бородино», К. Симонова «Жди меня».
Составляя сценарии для музыкально-тематических праздников и досугов, я стараюсь познакомить детей с наиболее значимыми событиями российской истории,воспитывать интерес и уважение к русским традициям, гордость за родное Отечество.
Безусловной педагогической удачей я считаю нашу постановку «Путешествие в страну берёзового ситца по берегам Есенинской поэзии» с детьми 5-6 лет. Сценарий этого «путешествия» был предпринят по предложению заведующей нашим детским садом Т. А. Шевалёвой.
Чтобы дети получили как можно больше информации, мы использовали два принципа: принцип наглядности и принцип доступности.
Основоположник педагогической науки Ян Каменский считал Наглядность золотым правилом обучения. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. С учетом этого, на протяжении всего мероприятия, посвященного творчеству Есенина, вербальный и музыкальный ряд сопровождался полноэкранной компьютерной презентацией.
Как известно, простота и ясность – это идеал познания. Именно поэтому при подготовке, основная роль была уделена акцентированности, точности и доступности методических подводок сценария.
Специально для этого мною была разработана мелодичная, простая, запоминаемая и легкая музыкальная мелодия песенки «Капельки», с внедренной игровой составляющей – летящих воздушных шаров-«капелек», на которых дети путешествовали по берегам Есенинской поэзии.
Один из основных способов усвоения материала детей дошкольного возраста – это игра. Поэтому в игровой форме ребята побывали и на Родине маленького Сережи Есенина в селе Константиново, и на берегу реки Оки, и в березовой роще.
Разнообразный музыкальный репертуар на стихи поэта, звучание классической музыки в сочетании с выразительным чтением произведений автора, написанных для детей, создали непередаваемую атмосферу духовности и возвышенности.
В своей повседневной работе по музыкальному воспитанию я использую парциальную программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», в которой автор предлагает вовлекать детей в игру-сказку, выражая свое отношение к звучащей классической музыке в ритмо-пластических импровизациях.
Основываясь на методике Радыновой, в сценарий нашей постановки была включена поэма С. Есенина «Лебедушка», которая сопровождалась классической музыкой. Эта импровизация на стихи поэта наглядно продемонстрировала неподдельный интерес и живое участие детей, а также сопереживание героям стихотворения.
Кульминацией мероприятия по степени своей выразительности стала песня «Моя Россия» (Г. Струве).
В довершении, свой рассказ, мне бы хотелось закончить словами В.А. Сухомлинского: «Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».