Тринадцать – счастливое для музыки число

14.01.2013
341

В начале декабря на телеканале «Культура» состоялась премьера фильма «Автопортрет  на полях  партитуры. Юрий Темирканов». Он стал своеобразной увертюрой к XIII Международному зимнему фестивалю «Площадь Искусств». Его художественный руководитель маэстро Юрий Темирканов в канун Нового года в тринадцатый раз собрал в Петербурге выдающихся российских и иностранных музыкантов.

Юрий Светов

Знаменитый российский композитор Андрей Петров, вспоминая о совместной работе с Темиркановым над оперой  «Петр Первый», балетом «Пушкин» (Размышление о поэте», оперой-феерией  «Маяковский начинается» в Кировском-Мариинском театре, назвал его «русским европейцем». Это определение он позаимствовал у Игоря Стравинского, который имел в виду культуру, олицетворяемую в России Петербургом, Пушкиным, Глинкой. Петербургская культура рождалась в диалоге традиций, языков и стилей. Организаторы   XIII фестиваля «Площадь искусств» посвятили его  Году Германии в России как прекрасному поводу вспомнить, какую важную роль в жизни города сыграли русско-немецкие связи. Фестивальный буклет, открывающийся приветствием президента России В.Путина,  поведал о «Немцах в России», напомнив высказывание Н.Гоголя «Петербург – это аккуратный немец, больше всего любящий приличия».  Рассказал  о «Русских в Германии», ведь сколько классических произведений создали на немецкой земле Жуковский, Гоголь, Достоевский, Тургенев, Тютчев, Набоков, Цветаева…Особый раздел посвящен музыкальным связям, у русской музыкальной культуры во многом немецкие корни, начавшиеся во второй половине 18 века. Кстати, Бетховен писал музыку по заказу русских аристократов, эти произведения известны под названиями «голицынские  квартеты»  и «русские квартеты».

В программе фестиваля была представлена широкая панорама немецкой музыки от барокко и классики до авангарда. На открытии академический симфонический оркестр филармонии под управлением Темирканова исполнил симфоническую поэму Р.Штрауса «Жизнь героя» и концерт №24 для фортепиано с оркестром Моцарта, солировал Алессио Бакс (США), для него это был фестивальный дебют. Завершала фестиваль кантата для солистов, хора и оркестра «Кармина Бурана». Немецкий композитор Карл Орф написал музыку к 24 стихотворениям из  рукописного поэтического сборника, название которого   на латыни означает «Песни Бойерна» (это средневековый монастырь   в Баварии, где рукопись была найдена в 1803 г.). За пультом вновь был художественный руководитель фестиваля, участвовали три петербургских хора: Михайловского театра, Смольного собора и детский телевидения и радио. Солировали баритон Йохен Купфер, постоянный солист Нюрнбергской оперы и двое американцев:  тенор Лоуренс Браунли, входящий в число самых востребованных современных певцов, и сопрано Марисоль Мотальво, выступающая в ведущих театрах мира. Публика была в восторге, интернациональная «команда» продемонстрировала удивительную слаженность и мощь. Разговаривая после концерта с Юрием Хатуевичем, заметил, как он удовлетворен исполнением, что бывает не столь часто при его перфекционизме.

А в промежутке между этими концертами публика заполняла залы на выступлениях ансамбля новой музыки «Recherche»  из Фрайбурга и Берлинской академии старинной музыки, затем оба коллектива провели  мастер-классы для студентов, молодых исполнителей и композиторов. Прозвучала полная версия музыки Бетховена к драме Гете «Эгмонт» в исполнении оркестра филармонии под управлением Николая Алексеева, в роли Эгмонта – московский актер Михаил Ефремов, Клерхен – сопрано из Венгрии Полина Пастирчак.

Фестивальная программа включала также «американский блок» как музыкальный отклик на недавно завершившиеся «Американские сезоны в России».  В буклете приведена цитата из Уолта Уитмена: «Вы, русские, и мы, американцы, такие далекие и такие непохожие с первого взгляда. И все-таки в некоторых чертах, в самых главных, наши страны так схожи». Культура Америки имеет множество «русских корней» и остается важным собеседником в петербургском культурном диалоге. В 2006 году в одном из вашингтонских парков открылась Аллея русских композиторов: пять деревьев и рядом гранитный куб с фамилиями «Чайковский, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Шостакович». Их произведения прозвучали в концертах, где объединились российские и американские музыканты. Внимание поклонников современной музыки привлек концерт-перформанс в трех отделениях и двух антрактах в честь 100-летия американского композитора Джона Кейджа (наиболее известно, может быть самое его спорное произведение –   композиция «4′33″» 1952 года, во время исполнения которой не играется ни один звук.  Задача слушателя  воспринять звуки окружающей среды, слышимые во время исполнения, как музыку, а не   как 4 минуты и 33секунды  тишины). Слушатели горячо приветствовали  и концерт  молодых американских исполнителей – дирижера и виолончелистки – Джошуа и Алисы Вайлерстайн с музыкой американских же композиторов Копланда, Барбера и Адамса.

В число устроителей фестиваля входит Международный фонд культурных инициатив маэстро Темирканова. Им учрежден личный стипендиальный Фонд Юрия Темирканова для учащихся Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории (он ее выпускник) и Средней специальной музыкальной школы Нальчика (его родного города). С успехом прошел концерт лауреатов Премии Юрия Темирканова, сегодня их 16 и своей исполнительской карьерой они подтверждают высокую значимость премии в продолжение петербургских музыкальных традиций.

Своеобразным местом поклонения памяти великих артистов стала уникальная выставка в фойе Большого зала филармонии «Ростропович – Вишневская». Она посвящалась 85-летию Мстислава Леопольдовича и должна была закрыться в начале декабря. В связи с  кончиной Галины Павловны было принято решение, что работа выставки продолжается.

Но фестиваль не замыкался в рамки филармонических залов. Михайловский театр представил премьеру балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева, хореография испанца Начо Дуато, художественного руководителя балетной труппы театра, за пультом был главный дирижер Михаил Татарников. Другой ближайший сосед филармонии – Театр музыкальной комедии порадовал зрителей «Фиалкой Монмартра» Кальмана в постановке венгерского режиссера Миклоша Синетара. Символично, что осенью 2012 года  у входа в филармонию Темирканов случайно встретился с Ивонн, младшей дочерью Кальмана, до этого они не виделись почти 30 лет.

Одно из самых величественных зданий архитектурного ансамбля площади Искусств принадлежит Русскому музею, непременному участнику фестиваля. В его разгар открылась выставка «Звучащее вещество» в Мраморном дворце. В создании выставки приняли участие различные музейные собрания, а также художники, композиторы, музыканты Москвы и Петербурга. Она сопровождается специально подготовленной концертной программой.  По словам искусствоведов: «Выставка очерчивает территорию, на которой пересекаются пути цвета и звука, оптики и  акустики, музыки и изобразительного искусства». Поводов для раздумий у зрителей множество. Разгадывать, что можно сыграть на нетрадиционных музыкальных инструментах, созданных художниками. Постоять у звучащих скульптур. Или разобраться в интерпретации музыкальных произведений и собственных музыкальных впечатлениях.

В декабре 2013 года Юрию Темирканову исполняется 75 лет,  и нет сомнений, что очередной фестиваль «Площадь искусств» будет наполнен музыкальными приношениями великому дирижеру со всего света.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *