Парадоксы «Блудного сына»

281

В год столетия со дня рождения самого знаменитого английского композитора Бенджамина Бриттена в мире пройдет свыше двух тысяч мероприятий, посвященных юбилею.  Особое место отведено премьере в Эрмитажном театре оперы «Блудный сын». Парадокс в том, что она «зародилась» в Эрмитаже, была посвящена Дмитрию Шостаковичу, но в России никогда не ставилась.

Юрий Светов

Бенджамин БриттенБенджамин Бриттен (1913-1976) – один из самых исполняемых в мире британских композиторов, виртуозный пианист и дирижер. Он признавался в любви в музыке Петра Чайковского. На концерте Геннадия Рождественского в Лондоне в 1960 году познакомился с Дмитрием Шостаковичем, дружил и сотрудничал с ним, равно как с пианистом Святославом Рихтером и виолончелистом Мстиславом Ростроповичем. Для Галины Вишневской сочинил вокальный цикл на пушкинские стихи. Постоянно исполнял музыку Бриттена филармонический оркестр под управлением Евгения Мравинского. Великий англичанин неоднократно приезжал в нашу страну. 29 декабря 1967 года в Эрмитаже был выходной день, но двери музея открылись для Бриттена. Наибольшее впечатление произвело на него «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Так родилась опера «Блудный сын», посвященная Шостаковичу. Она заключала триптих Бриттена – Притчи для исполнения в церкви. Первая – «Река Керлью» по пьесе японца Дзюро Мотомаса в традициях театра Но; затем «Пещное действо» по библейской притче о трех отроках, спасенных ангелом из горящей печи; наконец, «Блудный сын» по евангельскому сюжету об отце и двух сыновьях, младший из которых с раскаянием возвращается домой после беспутной жизни в городе. Как подчеркивает Людмила Ковнацкая, профессор Санкт-Петербургской консерватории, досконально изучившая творчество Бриттена, первая опера «о свете Надежды», вторая «о силе Веры», третья «о всепрощении Любви».

«Блудным сыном» и открылись «Сезоны Бенджамина Бриттена в России». Постановку осуществило творческое объединение Mahogany Opera, созданное в Великобритании в 2003 году, совместно с британским камерным оркестром Aurora Orchestra. За Эрмитажного театра был переполнен, большинство зрителей предварительно побывали в  в зале с картиной Рембрандта. И само действие началось словно возле неё –  сначала пение было слышно откуда-то из глубин Эрмитажа, только потом в открывшиеся  двери торжественной вереницей вступили монахи, прислужники, слуги, Отец, сыновья, Искуситель. После финала долго-долго звучали аплодисменты.

В фойе театра в этот же день открылась выставка «Стена воды» известной английской художницы Мэгги Хемблинг, живущей неподалеку от мест, где композитор провел свои последние годы. Он и титул получил от королевы «барон Бриттен из Олдборо» по имени тамошнего городка. Произведения из серии «Стена воды», воспевающие мощь, силу и красоту Северного моря, это дань памяти Бриттена, для которого суровая красота океана всю жизнь дарила вдохновением. На пляже Олдборо из нержавеющей стали местного производства Хемблинг создала памятник Бриттену «Раковина» (две  стальных раковины морского гребешка высотой более 3,5 м). По её словам, это символ моря и символ продолжения жизни.

Петербуржцы смогли услышать в Лютеранской церкви Святой Екатерины на Васильевском острове остальные  части бриттеновского триптиха как по отдельности, так и в формате единого трехчастного произведения. А праздничная программа в честь Бриттена продолжится в Москве, Лондоне, Рио-де-Жанейро…..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *