Как я вела «научный бой»

649

Татьяна Волкова, преподаватель РГГУ, аспирант ВИНИТИ РАН, рассказала ТрВ-Наука о том, как она участвовала в одном из научно-популярных мероприятий нового формата и что из этого вышло.

Татьяна Волкова

 Как я вела «научный бой»Про то, что существует конкурс молодых ученых «Научные бои» Политехнического музея, я узнала случайно, из перепоста на «Фейсбуке». Сразу захотелось поучаствовать, понравился формат: за 10 минут нужно рассказать популярно о своем научном исследовании, нельзя использовать презентацию. Само название «Научные бои» подогревало азарт. Мне нравятся такие поединки, будь то рэп-баттлы или Science Slam: всё происходит здесь и сейчас, прошлые заслуги, регалии и связи не имеют значения, и побеждает сильнейший. Сильный контраст с зачастую скучными научными конференциями.

У нас в России ученые, бывает, не любят и не умеют рассказывать о своей науке неакадемическим языком. Если ученый еще и преподает, то это катастрофа: нельзя читать студентам лекцию так, будто делаешь научный доклад для специалистов. Мне всегда нравились популяризаторы науки, такие, как Стивен Хокинг, нравились презентации западных лекторов: на международных конференциях чувствовался совсем иной стиль в коммуникации докладчика и слушателей. И, конечно, хотелось этому тоже научиться.

А еще хотелось показать людям, что, вопреки навязанному общественному мнению о том, что ученый – это живущий в нищете неудачник и бездельник, есть еще молодые и жизнерадостные ученые, которые искренне любят свою науку и занимаются ею, несмотря ни на что.

Моя наука – методы искусственного интеллекта в робототехнике. В диссертации я занимаюсь обучением робота классификации предметов посредством индуктивного ДСМ-метода (названного в честь философа Джона Стюарта Милля), он был придуман в нашей стране в 1980-е профессором В.К. Финном. Поэтому возникло желание показать буквально на пальцах, как компьютер может обучаться на примере простой задачи.

Для иллюстрации я выбрала предметную область, понятную даже детям, – грибы. Как научить компьютер их классифицировать? Очертить всевозможные признаки: цвет и форма шляпки, наличие колечек, пятна и другие, и дать компьютеру примеры ядовитых и съедобных грибов. Компьютер найдет сходство в признаках и выведет общие правила о том, какая комбинация признаков ведет к съедобности или ядовитости.

Мысль о грибах пришла не случайно – есть известная база данных по грибам из хранилища данных UCI, на которой тестируются алгоритмы машинного обучения. Я сразу решила, что сделаю эти грибы из папье-маше, или вырежу из бумаги, или нарисую, и буду на них всё показывать. Других задумок на тот момент не было.

Для участия в отборе нужно было отправить анкету, где кратко описать, чем занимаешься и как хочешь это иллюстрировать. Вскоре мне позвонила девушка-куратор – Саша с говорящей фамилией Коперник – и сообщила, что я прошла в финал и меня приглашают на тренинг в Политехнический. Там я познакомилась с другими участниками, мы выпили вместе кофе, пообщались. У каждого из нас взяли интервью, сфотографировали. Хотелось сказать слова благодарности организаторам: они позаботились о нашей подготовке и постарались сделать само событие максимально зрелищным.

Затем с нами работал бизнес-тренер Владимир Данкин, он делился секретами публичных выступлений. Это были элементы актерского мастерства – как держаться на сцене, какую выдерживать интонацию и, конечно, скороговорки и упражнения на разогрев – и уроки логического мышления, умения выделить главное. Меня впечатлило, что тренер, не будучи экспертом в наших науках, тем не менее сразу схватывал суть и помогал нам кратко и ярко донести мысль. Уже спустя несколько часов все держались гораздо увереннее, у каждого был готов примерный план выступления.

Оставшееся время мы обсуждали с тренером, как визуально оформить наши выступления. Я показала свои домашние заготовки, которые нарисовала заранее. Кроме грибов решила еще объяснить, как индуктивные методы применяются для обучения робота новым понятиям: например, «перемещаемый объект» и «препятствие» – и расширения его модели мира. Настоящего робота я сразу решила не приносить: это дало бы мне несправедливое преимущество. Не стоило нарушать театральность привнесением настоящего научного объекта. Только метафоры! Выход был найден: попросить человека изображать робота в шапочке из фольги для большей похожести.

Узнав, что я в свободное время играю на электрогитаре, организаторы предложили тоже это задействовать. Я отказывалась, ведь обучение игре на гитаре имеет мало общего с обучением логическим правилам – там задействуется мышечная память. Но потом пришла идея, что можно иллюстрировать понятие сходства через одни и те же аккорды в разных, известных всем мелодиях.

В рукаве были припрятаны козыри – история про соперничество американского и японского роботов и еще один пассаж на гитаре, на случай, если аудитория заскучает. Когда тренинг подошел к концу, я представила себе свое выступление и осторожно поинтересовалась, не будет ли всё это выглядеть нелепо. Но меня успокоила Саша: «Грибы, шапочка из фольги и электрогитара! Это просто супер. Курехин отдыхает! Не нужно бояться выглядеть нелепо». А ведь и в самом деле! Сократ не боялся казаться смешным. Неплохо бы и нашим ученым научиться преодолевать комплексы и следовать его примеру.

Само соревнование было через неделю. С нами незадолго до конкурса еще раз пообщался тренер, мы обсудили последние тонкие моменты и предоставили ему хронометражи наших выступлений – что в какую минуту рассказывается. Я написала полный текст выступления и несколько раз выступила дома перед видеокамерой.

Мои мама и 14-летняя сестра три вечера лепили грибы из папье-маше, эти грибы превзошли все мои ожидания – яркие, большие, красивые. Один из зрителей потом даже не поверил, что грибы самодельные. Вот только большие, тяжелые шляпки у них то и дело отваливались. Был риск, что грибы распадутся на части прямо в руках, пришлось их подклеивать потом прямо перед выступлением за кулисами. Последний день перед «Научными боями» я посвятила репетициям и поискам реквизита и в конце концов нашла всё, что нужно, на барахолке – и корзины для грибов, и цветные гирлянды для их украшения, и фигурку робота. Сестренку я определила на роль робота и предварительно с ней порепетировала.

Выступление было уже и вовсе не страшным. Зал казался маленьким, на сцене появились и уверенность, и спокойствие. Я играла на гитаре риффы из Deep Purple – «Smoke On The Water», Nirvana – «Smells Like Teen Spirit» и Metallica – «Master Of Puppets». Зал радостно узнавал и отвечал мне. Сестренка отлично изображала робота в шапочке из фольги, а я ее «обучала». Понравилось, что ничего из главного не забыла, не сбилась ни разу и в 10 минут уложилась. В финале выступления озвучивала основной пафос: не нужно бояться страшилок про восстание машин, ведь вы только что видели, как обучаются роботы. Агрессия, стремление к власти – это свойства человеческой психики, а психика не моделируется логическими устройствами, такими, как компьютер.

После выступления следовали вопросы жюри и просто зрителей, меня они обрадовали: так вышло, что на все эти вопросы я знала ответ заранее – о том, возможно ли творчество роботов; в чем новизна и актуальность; как устроен тот самый американский робот, историю которого я заготовила, но не рассказала в силу нехватки времени.

Другие выступления были тоже интересные, с запоминающимися метафорами. Геолог Виолетта Шанина прямо на сцене варила кусочки породы в кипящей воде: поскольку она занимается гидротермальными источниками, ее выступление было построено на образе повара-ученого. Урбанист Костя Глазков рассказывал о ментальных картах и своем социологическом исследовании в городе Мышкине. Почвовед Лилит Погосян показывала, какие проблемы бывают с почвой, на примере пирога, из которого вынули начинку: пирог осел, и дом (пакетик молока сверху) рухнул. Физик Боря Бантыш артистично срывал листы с формулами и бросал их на сцену, покорив зал своим обаянием. Все участники общались с залом, постоянно поддерживалось необходимое количество интерактива.

По итогам жюри присудило победу квантовому физику Борису Бантышу, я же оказалась на втором месте с минимальным отрывом. Думаю, что судьи приняли во внимание то, что Боря за ту неделю, что была дана на подготовку, очень сильно вырос как докладчик. Я же выросла не сильно, так как уже имела опыт выступлений за счет преподавания в университете. Никакого проигрыша не чувствую, я сделала всё, что хотела.

Участвовать в таком мероприятии было очень классно, спасибо организаторам, что подготовили нас и пригласили столько слушателей. Обязательно посоветую своим друзьям на будущий год. Это ведь и хороший способ протестировать себя, понять, чего ты стоишь со своей наукой. Есть известный тест: если не можешь рассказать ребенку в нескольких предложениях свою науку, значит, сам ничего в ней не понимаешь. Я прошла этот тест на «Научных боях» Политехнического музея.

Источник: Газета «Троицкий вариант»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *