После янтаря – агат, она же яшма

589

В 2003 году, в год празднования 300-летия Санкт-Петербурга, завершилась  многолетняя эпопея по воссозданию легендарной Янтарной комнаты. Десять лет спустя перед  восхищенными посетителями предстали Агатовые комнаты, их  реставрация стала возможной благодаря государственно-частному партнерству.

Юрий Светов

Агатовые комнатыАгатовые комнаты павильона «Холодная баня» в Царском селе – уникальный в художественном и техническом отношении архитектурный шедевр XVIII века, сохранивший до наших дней подлинную историческую отделку. На первом этаже павильона располагались помещения для водных процедур (отопления в здании не было, оттого и название «Холодная баня»). На втором этаже императрица Екатерина II пожелала создать личные покои, где в утренние часы просматривала государственные бумаги, отвечала на письма, занималась литературным трудом. Венценосная заказчица самолично наблюдала за отделкой интерьеров по проекту придворного архитектора шотландца Чарльза Камерона, вносила коррективы по своему вкусу.

В ту эпоху в обществе господствовало   увлечение античностью и минералогией, и Камерон виртуозно их соединил. Он творчески переосмыслил   образ римских терм и античных вилл, осуществил отделку Агатовых комнат не мрамором, а  различными видами уральской яшмы.    Она обладает большой плотностью, весьма трудна в обработке, а насыщенный цвет сужает возможности применения в интерьере. Трудами Камерона и русских мастеров-камнерезов создан шедевр, о котором поэт Г.Р.Державин отозвался «Олимпу равный». В него входят Агатовый кабинет, Библиотека, Большой зал, Яшмовый и Овальный кабинеты, Кабинетец и Лестница.

Судьба Агатовых комнат в XX веке сложилась  трагично. Во время Великой Отечественной войны Царское Село было оккупировано,    фашисты устроили в них свой клуб (его именовали «Арийский дом культуры»), в ходе   реставрации  специально сохранено   место в наборном паркете пола Большого зала, куда была приколочена  стойка для сцены. При отступлении увезли все, до чего могли дотянуться руки захватчиков – яшмовые вазы, бронзовые барельефы, скульптуру, многое, наверно, до сих пор украшает интерьеры потомков грабителей. Пострадали и живопись, лепка, паркеты. После войны провели первоочередные восстановительные работы и 65 лет назад открыли для посетителей. К началу нового века стало понятно, что памятник близок к гибели.

Возрождение Агатовых комнат было многолетней мечтой директора Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ивана Петровича Саутова (1947-2008). Как водится на Руси, то, о чем мечтают мужчины, воплощают в жизнь женщины. В результате предложений общественности новым руководителем музея стала   его жена Ольга Владиславовна Таратынова, архитектор, заслуженный реставратор Российской Федерации, много лет проработавшая в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. Со сложнейшим комплексом разнообразных работ справились за 3 года. Осуществили консервацию и реставрацию позолоты, живописных вставок, скульптуры, каменной облицовки стен, реставрацию паркета и бронзового декора. «Работали с большим напряжением и большим удовольствием. Отказались от обычно принятой в России практики воссоздания утраченных фрагментов, использовали  методику  консервации и  реставрации с минимальным восполнением утрат. Главной задачей мастеров было максимальное сохранение подлинности отделки интерьеров», подчеркивает Ольга Таратынова. Каждый шаг реставраторов обсуждался на Реставрационном совете с участием ведущих петербургских специалистов. Итоговое заключение совета: «Это прорыв в российской реставрации». Сохранены не только элементы отделки семи  интерьеров, неповторимое сочетание «цветных каменьев», но и «патина времени» памятника с более чем 200-летней историей.

Работы вели специалисты Царскосельской янтарной мастерской, возглавляемой художником-реставратором высшей категории Борисом Павловичем Игдаловым. Они признают, что Агатовые комнаты оказались сложнее  Янтарной комнаты. Подтверждением могут служить некоторые цифры и факты:

  • Для убранства Агатовых комнат использовали мрамор и 25 тонн разноцветной яшмы.
  • Стены Агатового и Яшмового  кабинетов облицованы пластинами уразовской яшмы темно-красного цвета с вкраплением белого кварцита. В 18 веке такую яшму называли «мясным агатом», отчего и возникло название Агатовые комнаты.
  • Для обеспечения долговечности отделки Агатового и Яшмового  кабинетов решили выложить их кирпичные стены плитами известняка, а затем облицевать яшмой. Облицовке предшествовали 3 года подготовительных работ. Особую трудность представляли шлифовка и полировка яшмы, призванные выявить яркость красок, глубину и сочность тонов, красоту рисунка.  В ходе полировки понадобилось довести до стеклянного блеска почти 200 квадратных метров стен, наличников и карнизов.

Кстати, акт о завершении работ по Агатовой комнате стороны подписали специально изготовленными яшмовыми ручками. Возникает новая традиция, в 2003 году акт подписывался янтарными ручками.

На первом этаже павильона «Холодная баня» открыта выставка, посвященная процессу возрождения Агатовых комнат, здесь же работает Детский центр. На втором этаже посетители замирают в восхищении   творчеством русских умельцев 18 века и  их продолжателей из века нынешнего.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *