Купец Кокорев, коллекционер

206

Любители искусства проявляют все больший интерес к истории российского частного собирательства. Для его удовлетворения Государственный Русский музей организовал цикл «Коллекции и коллекционеры Русского музея», уже выставлялись работы из собраний Николая Петровича Лихачева (1862-1936), Сергея Сергеевича (1859-1910) и Михаила Петровича (1839-1914) Боткиных. Теперь в Михайловском замке открыта выставка «Коллекция В.А.Кокорева».

Юрий Светов

Василий Александрович КокоревВасилий Александрович Кокорев (1817-1889), купец 1-й гильдии, коммерции советник, удивительный во всех отношениях русский человек. Один из первых российских нефтепромышленников, инициатор создания в нашей стране крупных акционерных обществ, патриот и борец за гражданские права, литератор и публицист, меценат и покровитель искусств!

Уроженец Солигалича, выходец из семьи старообрядцев, сделавших состояние на солеварнях в Костромской губернии. С юности имел склонность к риску, основанному на расчете; обладал умением использовать новые идеи. Финансировал научную деятельность Д.И.Менделееева. Видимо, по его совету начал промышленную переработку нефти в горючую смесь для освещения под названием «фотонафтиль», но американский термин «керосин» стал популярнее. Терял многомиллионные состояния и вновь приобретал их на другом поприще. Как было свойственно купцам-старообрядцам, отличался высокой порядочностью в делах, выдвигал предложения, как бороться с финансовыми злоупотреблениями в государственном масштабе. Написал книгу «Экономические провалы», из которой не раз вспоминали призыв, актуальный и сегодня: «Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами Отечества, засорять насильными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу». Был он и учредителем банков, акционерного общества по сооружению железной дороги, входил в число строителей в Москве «конки» – первой конной железной дороги. Участник Северного телеграфного агентства и Волжско-Каспийского пароходства «Кавказ и Меркурий», основатель Северного страхового общества.

Об его начинаниях неодобрительно отзывались Лев Толстой и Добролюбов, хвалили Аксаков и Лесков, писали Некрасов, Герцен, Достоевский, Салтыков-Щедрин. В списках неблагонадежных лиц Кокорев фигурировал и как «денежный двигатель тайного политического движения славянофилов», и как «западник, демократ и возмутитель, желающий беспорядков». Вот параллель с нашими днями: организовал пышную встречу войск, возвращавшихся с Крымской войны, с хлебом-солью и земными поклонами. Либералы были недовольны. Устраивал банкеты, на которых произносились тосты за отмену крепостного права, за гласность и гражданские права – негодование правых. Словом, правильно записали о нем в полицейском деле «старовер-западник». Есть и живописные тому свидетельства: на портрете работы Карла фон Штейбена он в бархатном костюме с гладковыбритым лицом, а лет через пять после этого Василий Тимме изображает Кокорева с окладистой бородой, в шубе и меховой шапке. А был он просто русским патриотом, желавшим своей стране лучшего будущего. Кстати, за устройство летнего приюта для учеников Академии,   функционирующего до сих пор (!) как Академическая дача, Кокорев удостоился звания почетного члена Академии художеств. Он считал, что русская природа должна вдохновлять отечественных живописцев больше, чем «развалины Помпеи».

И коллекцию он собрал замечательную   по своей цельности и высокому уровню. Как отметила Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея, не имея образования, Василий Александрович обладал воспитанным вкусом и великолепным художественным чутьем. По кончине Карла Брюллова все, что осталось в его мастерской, немедленно купил Кокорев. У него было 39 брюлловских работ, в ГРМ находится 29 из них, в т.ч. прославленные «Портрет графини Ю.П. Самойловой» и «Портрет сестер Шишмаревых». Со дня открытия Русского музея в экспозиции из кокоревской коллекции присутствуют   картины Ивана Айвазовского, Федора Алексеева, Петра Басина, Федора Бруни, Алексея Венецианова, Александра Иванова, Григория Мясоедова, Василия Тропинина, Павла Федотова, Никанора и Григория Чернецовых, Сильвестра Щедрина и других авторов – практически вся палитра русской академической школы этого периода..

Немного предыстории, как они сюда попали. В начале 1860-х годов в Москве в специально выстроенном здании открылась Кокоревская галерея, где экспонировалось 430 произведений , из них 241 в русской части. Пресса называла её «пособием для художественного образования публики». Из-за финансовых трудностей галерея вскоре закрылась. В марте 1870 года 156 работ русской школы живописи купил наследник престола великий князь Александр Александрович, а при организации Русского музея Императора Александра Третьего в 1897 году ему передали 106 произведений живописи и графики (80 представлено на выставке). Потом в музей поступали   произведения из других частей кокоревской коллекции, в 1920-30-е годы ряд из них был передан в разные музеи Советского Союза. Находившаяся в Великом Новгороде работа К.Брюллова «Явление Богоматери св. Сергию» погибла в годы Великой Отечественной войны. Кроме Русского музея, произведения из   собрания Кокорева находятся сегодня в Третьяковской галерее и еще в 19 музеях России, Узбекистана, Украины.

Похоронен Василий Александрович на Малоохтинском кладбище Санкт-Петербурга. У него было 3 дочери и четыре сына, младший Сергей умер в начале 1930-х, говорят, в полной нищете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *