Инновации в русско-финском формате

408

Если «менторство», «девелоперы» и «коворкинг» уже практически обосновались в профессиональном сленге начинающих российских инноваторов, то «фасилитаторы», «бенефит» и «питчинг» едва ли привычны русскому уху. Однако этими заморскими терминами оперировали студенты – участники межвузовского проекта Demola, перенесённого на отечественные просторы с финской почвы совместными силами Санкт-Петербургского Политехнического университета, Университета ИТМО, бизнес-инкубатора «Ингрия» и компании «Иксмас Венчурс».

 

обедители финального смотра презентаций – проект «Экспо-робот»
Победители финального смотра презентаций – проект «Экспо-робот»

Успешно апробированная в 9 странах мира и скроенная на европейский лад Demola имеет все шансы стать для российских вузов ещё одним ярким способом привлечения молодёжи в проекты на стыке науки и бизнеса. Первый осенний сезон, завершившийся 19 декабря 2014 года финальным питчингом, то есть смотром презентаций, вполне можно назвать «демонстрационной версией» проекта. К тому же само название Demola расшифровывается как «демонстрационная лаборатория». О том, чем российских студентов так увлекают иностранные форматы, как подобные курсы могут быть вшиты в образовательный и инновационный процесс и, конечно же, о том, кто такие фасилитаторы, поведала сотрудник бизнес-инкубатора «Политехнический» и соорганизатор Demola – Юлия Алексеева.

«Demola – это определённый бренд с разработанным стилем и посылом, – рассказала Юлия. – Поэтому с самого начала всё шло легко, студентам нравились предложения принять в этом участие. Важно, что у компаний и университетов сразу сложилось некое доверие к проекту, поскольку они увидели тот бэкграунд, который есть за рубежом, – успешный опыт реализации. Разумеется, к международному проекту, у которого уже есть показатели и цифры, сразу другое отношение».

Изначально Demola – финская идея, которая возникла в 2008 году в Тампере, а затем благодаря франшизе стала путешествовать по миру: финны обучают правилам «игры», а всё остальное ложится на плечи локальных организаторов. Суть конкурса – в том, что различные компании предлагают кейсы для решения студенческим командам. Команды обязательно набираются из разных вузов и должны быть разнопрофильными. Кроме того, проект привязан к образовательному циклу: студенты берут на себя кейсы ровно на один семестр и в преддверии зимней/летней сессии должны представить компаниям демо-образец решения, некий прототип будущего продукта. Это может быть и непосредственно прототип, и сценка-игра, и видеофильм, и интерфейс, отражающий принципы функционирования разработки. В Demola принят NABC-метод – Стэндфордская модель презентации проектов: Need – потребность, Approach – решение, Benefits – преимущества, Competition – конкуренция. Разумеется, в ходе проекта участники Demola могут обращаться за поддержкой и консультациями к преподавателям, но вся интеллектуальная собственность всё равно останется за ними: по результатам проекта компания, предоставившая кейс, имеет право выкупить только неэксклюзивную лицензию на продукт. То есть разработкой может пользоваться и компания, и студенты.

Вопрос заключается в том, купит ли компания у студентов этот готовый прототип.

В Европе бизнес обычно даёт молодым инноваторам кейсы на несколько десятков тысяч евро и потом реально покупает у них решения. В России предприниматели изначально более аккуратны, поскольку проект только раскручивается.

Поэтому большинство из них в первом российском сезоне Demola готовы предложить варианты призов от 50 до 500 тысяч рублей. Однако, помимо денежного вознаграждения, команды могут получить ещё один «бенефит» – выгоду, пользу: на финальном питчинге обычно собирается совет из экспертов, не имеющих прямого отношения к кейсам. Они просматривают презентации и дарят поощрительные призы той команде, которая лучше всего себя презентовала. «Это некая игра для красивого финала, но реальная работа идёт между студентами и компаниями, – замечает Юлия. – Ценность больше лежит именно в этом поле: если студенты продадут свой продукт».

Хотя Demola – это практическая работа и не ставит перед собой конкретных образовательных целей, но всё равно она «вшита» в образовательный процесс тех вузов, которые принимают в ней участие. «Мы договаривались с преподавателями, чтобы участие в проекте шло в зачёт, в счёт курсовой, производственной практики или, возможно, использовалось в качестве материала для дипломной работы, – пояснила Юлия. – Чтобы для студентов это был в любом случае результат».

Пионерская для России Demola запустилась в сжатые сроки: первые обучения прошли только в конце августа прошлого года, поэтому российская версия стартовала не в привычном для международного формата сентябре, а 6 октября. Тем не менее, девять российских компаний предложили 17 кейсов, и студентов набралось на 15 из них (14 вузов, в командах – от трёх до семи человек). Каждой команде был назначен свой «фасилитатор» – консультант, отслеживающий процесс взаимодействия студентов с компаниями, университетами. «Сначала у них было несколько образовательных встреч – знакомство, знакомство с компанией, потом ребята уже встретились с компаниями и преподавателями для того, чтобы составить планы, – сказала Юлия. – Затем на семинаре Value Creations мы объяснили ребятам, что

Demola – это не просто инженерно-техническая задача, но и создание продукта, который должен нести определённую ценность и отвечать определённым потребностям».

Российский набор кейсов оказался разнороден, но достаточно техничен: от web-приложения для врача, систем видеонаблюдения для контроля безопасности и интернет-телевидения до разработки отечественного лазерного принтера и технологии сварки тонкостенных деталей. «Российские компании, в отличие от европейских, ставят очень технические задачи: почти везде требуется инженерное решение и конкретные инженерные компетенции, – считает Юлия. – В Европе обычно нужно придумывать “умный город”, фантазировать, заниматься бизнес-моделированием, маркетингом. Однако важно не дать ребятам жёсткое ТЗ, ведь философия Demola – это возможность широкого поля действий. Как ни странно, но сварка тонкостенных деталей, например, – широко поставленная задача: трубочки, вставленные одна в другую, диаметром менее миллиметра, требуются для лечения онкологических заболеваний, по ним пойдёт жидкий азот. С точки зрения техники задача очень сложная, но студенты взялись, и случился синергетический эффект – ребята стали подтягивать других участников, сами нашли преподавателя».

щё один техничный кейс, предложенный ОАО «Ленполиграфмаш», – это автоматическая подача бумаги в уничтожитель для разрушения бумаги. Компания самостоятельно решила задачу измельчения бумаги в квадратики площадью менее одного квадратного миллиметра, но саму подачу бумаги до сих пор приходилось осуществлять вручную. Однако за работу взялись ребята из петербургских вузов – Политеха, ЛЭТИ, ИТМО, «Военмеха» и Технологического института и на последнем питчинге, состоявшемся в специальном коворкинге Demola Spb, представили прототип своей разработки. Всего к финалу осенней сессии проекта оказались готовы 11 рабочих прототипов для компаний-партнёров, а их оценку провели эксперты от институтов развития и технологических компаний – Oracle, Intel, «Фарм-Холдинг», Фонд предпосевных инвестиций СПб. В итоге лучшим стал «Экспо-робот» – робототехническая система для интерактивного представления экспонатов на выставках. Вопреки возможным ожиданиям, робот, сделанный ребятами из Политеха и Университета ИТМО для компании «Биотелемеханика», не будет человекоподобным: скорее это шкаф, внутри которого экспонаты сменяют друг друга, привлекая тем самым публику.

Однако определение победителя – только промежуточный этап, ведь компании ещё не вынесли окончательного решения о покупке студенческих разработок, и конечный результат проекта станет известен в ближайшее время, пока организаторы Demola уже готовятся к запуску второго сезона: его начало анонсировано на февраль 2015 года.

Кроме того, все ребята из осеннего сезона могут развивать свои разработки в дальнейшем как стартапы и получать для них гранты.

Неслучайно и участие в Demola двух бизнес-инкубаторов – «Политехнический» и «Ингрия», которые предоставили проекту своих фасилитаторов-консультантов. «Как бизнес-инкубаторам нам интересно принять к себе выпускников проекта, и, если в Европе Demola – это история, которая всё-таки заканчивается, то в России мы этого принципиально не хотим, – подчеркнула Юлия Алексеева. – Потому что мы рассматриваем Demola как источник серьёзных проектов, активный старт для большого будущего».

Источник: «Наука и технологии России»

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *