«Черный квадрат» Казимира Малевича. К 100-летию первой демонстрации

533

В 2015 году исполняется 100 лет «Чёрному квадрату» Малевича, 50 из них картина была недоступна зрителю. Сегодня «Чёрных квадратов» четыре, три создал сам художник, один – работа его учеников, которую он авторизовал. Самый ранний из них находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Малевич представил его в 1915 году на знаменитой выставке «0,10».

«Черный квадрат» Казимира МалевичаХудожник разместил работу на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах обычно вешали иконы. Дискуссия по этой картине, её роли и месте в искусстве не теряет актуальности и в наши дни.

Интеллектуальный прорыв, издевательство над зрителем, черная дыра, откровение, знак новой эры, заговор профессионального сообщества, портал в другое измерение, врата ада, антитеза солнцу, начало всех форм, оскорбление всей истории искусства, новый культурный код. Эксперты уверяют, в истории живописи просто нет другого примера, когда спустя сто лет после написания картины о ней продолжают так остро, так непримиримо спорить.

Исследователи творчества Малевича подчеркивают, «Квадрат» нахлынул на него как озарение, откровение. Цвета, которые проступают под черной краской, – многоцветная композиция, поверх которой написана культовая картина. Видимо, идея так ошеломила Малевича, что он не смог даже подготовить специальный холст. Крупнейший специалист по творчеству Малевича Александра Шатских смогла установить точный день рождения «Черного квадрата».

«На фоне есть отпечатки пальцев, потому что он работал, что называется, в раже. Он написал очень быстро, – рассказывает искусствовед Александра Шатских. – То есть где-то часов за пять, за шесть. Все это было 8 июня старого стиля. Когда я 8 июня старого стиля перевела на новый стиль – получилось 21 июня. Это очень значимая дата, знаете, в космическом плане».

Истоком «Черного квадрата» была работа Малевича над декорациями к опере Матюшина «Победа над Солнцем». Квадрат вместо круга – знак человеческого присутствия, которое заслонило природу.

«Часто задают вопросы… Даже не вопрос, а просто высказывают реплику, что и я же так могу и ребенок так может! Это же очень просто, – говорит старший научный сотрудник Третьяковской галереи Ирина Вакар. – И тогда я отвечаю, что это просто исполнить, но трудно придумать. Попробуйте придумайте что-то такое же новое и такое же простое. Это творческий акт, он переносится с исполнения на изобретение».

Споры о «Черном квадрате» – это кульминация, самая болевая точка принципиальной дискуссии об авангардном языке, новых задачах искусства, совершенно других критериях оценки. То, что не отражает реальной жизни – это не искусство или просто другое искусство?

«Я не хочу сказать, что это шарлатанство, нет, – признается писатель Юрий Поляков, – но это какой-то другой вид деятельности. Попытки объявить это новым словом в искусстве – это не новое слово в искусстве, это какое-то новое слово в визионерстве, построении каких-то моделей начала ХХ века, оно любило этим заниматься. Но говорить, что «Черный квадрат» – это вершина искусства, то же самое, что говорить, что атомный взрыв – это вершина науки».

В конце 1920-х – начале 1930-х «Черный квадрат» был в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, но после статьи в газете «Правда» весь авангард оказался вне закона.

«В 1936 году все работы попали в фондохранилище, – рассказывает директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева. – Мы не имели права их показывать ни на выставках, ни в постоянной экспозиции. Пятьдесят лет эти работы не показывались на таких экспозициях, где зритель мог это увидеть. Это серьезная проблема, потому что выросло не одно поколение наших зрителей, которые с трудом воспринимают новый язык искусства».

Снова показывать «Черный квадрат» начали в середине 1980-х. Но официальный запрет был – официального признания нет. Руководство Третьяковки считает, что только на Олимпиаде в Сочи впервые на государственном уровне подтвержден статус авангардного искусства. На церемонии открытия важнейший эпизод – супрематический балет.

Сегодня многие убеждены, «Черный квадрат» – не просто новая страница в искусстве, а новый отсчет в истории цивилизации.

«Черный квадрат» был в основе, то есть это знак наступления новой эры, которая говорит о том, что теперь человечество будет взаимодействовать со Вселенной, с тем, что его окружает, с помощью своих умозрительных способностей, – говорит искусствовед Александра Шатских. – Вы взаимодействуете с этим виртуальным миром с помощью вашей головы. Это все происходит в голове. Это был поворот цивилизации».

Загадка, не имеющая конкретной отгадки, и споры не утихают. Специалисты уверяют, актуальность «Черный квадрат» будет сохранять еще очень долго – пока длится новая эра, которую он открыл.

Источник: Телеканал «Культура»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *