«Я готов трижды возместить ущерб, но верни уже мне мою рабыню!»

662

Ассирийские фактории самого начала II тыс. до н. э. в Центральной Анатолии, на месте которых потом поднимались города Хеттской империи, продолжают удивлять археологов. Любопытные тексты на глиняных табличках обнаружены в Кюльтепе – древнем Канеше, откуда, согласно дошедшим до нас преданиям, со времен царя Анитты началась письменная история Хеттского царства, одного из великих царств древности наравне с Египтом, Ассирией и Вавилоном.

«Я готов трижды возместить ущерб, но верни уже мне мою рабыню!»Всего на данный момент, по информации турецких археологов, в Кюльтепе обнаружено уже 23500 табличек. Около 90% из них выставлены в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре. Часть их можно посмотреть на самом раскопе, их предполагается передать в новый археологический музей в Кайсери (между прочим, этот город вошел в историю и известен нам как Кесария Каппадокийская). Музей в Кайсери обещают сделать крупнейшим в области истории Каппадокии.

Нынешний сезон раскопок начался в Кюльтепе как раз в этом месяце под руководством профессора Фикри Кулакоглы (Fikri Kulakoğlu) из университета Анкары (Турция). На прошлой неделе он рассказал местным журналистам из Doğan News Agency, что в найденных на раскопках Канеша табличках речь идет не только о коммерческих успехах ассирийских купцов, но о социальной жизни того времени со всеми частными ее деталями.

В частности, одна из них повествует о правах женщин в бронзовом веке, в двух других, обнаруженных в прошлом году, передается детская речь и рассказывается о продаже осла. Другие тексты касаются усыновления детей и браков, устраиваемых родителями сразу после рождения. Найдено эмоциональное письмо женщины к мужу, а также письмо другой женщины с жалобами на свекровь. «Вы не найдете таких посланий в имперском архиве», – отметил профессор Кулакоглы.

Он также заметил в разговоре с журналистами, что «Кюльтепе – место, откуда начался культурный подъем в Анатолии. Люди в этой области были грамотными намного раньше, чем на других анатолийских территориях, в том числе на западе». Профессор выразил надежду, что Канеш войдет в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь сейчас открыты слои, относящиеся к раннему бронзовому веку, среднему бронзовому веку, железному веку и временам Древней Греции и Древнего Рима. Наиболее значительная находка – табличка, датированная 2000 г. до н. э., в которой говорится о царствах Анатолии и о том, что царство Канеша было наиболее могущественным из них. Предполагается, что 4000 лет назад здесь обитали около 70 тыс. человек, что для бронзового века очень много. Сейчас раскопана лишь малая часть этого поселения, и турецкие чиновники любят говорить, что, чтобы полностью раскопать Кюльтепе, потребуется еще 5000 лет.

Хеттское царство, выросшее к середине своего существования в империю Хаттусы и с XVI века до н. э. имевшее столицей город Хаттусу, существовало примерно с 1800 г. до 1200 г. до н. э. Канеш был первой известной его столицей. Из древнего текста «Надпись Анитты», представляющего собой res gestae царя Куссарского царства Анитты (начало правления – около 1750 г. до н. э.), известно, что он завоевал Канеш, бывший ассирийской факторией, и сделал его своей столицей.

Канеш – ассирийское наименование, а хетты называли этот город Несой. Именно здесь формировалась, так сказать, хеттская национальная идентичность – отсюда самоназвание хеттов «неситы». Само название хеттского языка до самого конца империи привязывалось к наименованию Неса: говорить «по-хеттски» – nesili/nasili (-ili- – суффикс со значением «на каком-то языке»). Для сравнения: фраза «по-лувийски» звучала как luwili, по-хаттски – hattili, «по-хурритски» – hurrili.

Анитта также завоевал ряд хаттских городов, среди них в борьбе с царем хаттов Пиюсти он захватил город Хаттусу. Любопытно, что хеттский царь не просто завоевал этот город, но полностью разрушил и засеял почву сорняками. Хеттские тексты даже называют эти сорняки, но за давностью лет и несовершенством письма угадать точный их вид затруднительно. Более того, он проклял это место и того, кто заселит Хаттусу в будущем. Тем удивительнее, что его же собственные потомки меньше чем через пару столетий вернулись в Хаттусу и сделали его столицей вместо Несы. Смелым нарушителем проклятия стал царь Хаттусили I (ок. 1650–1620 гг. до н.э.), положивший начало Хеттской империи в том виде, в каком мы ее знаем из истории.

Огромное количество хеттских текстов досталось нам из царских архивов, раскопанных в Хаттусе за последнее столетие. Именно к этому «имперскому архиву» отсылает журналистов профессор Кулакоглы, говоря, что эмоциональных, личных посланий, найденных в Канеше, в Хаттусе не найдешь. Здесь стоит отметить, что грамотность в Хеттском царстве, в том числе в Канеше, видимо, не была поголовной. Как принято считать, писать клинописью умели в основном люди, прошедшие специальную подготовку в писцовой школе. Так что трогательные личные письма, скорее всего, были надиктованы, и этим они отличаются, например, от древненовгородских берестяных грамот, написанных рукой рядовых жителей Новгорода.

Что же касается эмоциональных подробностей, профессора хотелось бы поправить – в имперском архиве, а также в провинциальных архивах вроде найденного в Машат-хеюк (хеттское наименование – Тапикка) можно найти немало писем с трогательными подробностями личных взаимоотношений и переживаний. Если уж говорить о женских правах, вспоминается серия писем, касающаяся рабыни, одолженной одним господином другому. В «гостях» она нанесла ущерб, который, по хеттским законам, должен был покрыть ее хозяин. Хозяин был готов это сделать, но адресат его писем рабыню возвращать отказывался. И вот мы читаем в письме: «Я готов трижды возместить ущерб, но верни уже мне мою рабыню!»

Источник: «Научная Россия»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *