Дьявольски умна и красива: как дочь лорда Байрона стала легендой кибернетики

642

Ее именем назван язык программирования «Ада», а терминология, введенная леди Байрон, используется и по сей день. Графиня была настолько умна и привлекательна, что современники обвиняли ее в связях с дьяволом, а она этого не отрицала.

А. Э. Шалон. Акварельный портрет Ады Кинг, графини Лавлейс.

Августа Ада Байрон-Кинг вошла в историю не только как дочь поэта лорда Байрона, но и как первый программист. Графиня-математик описала вычислительную машину и написала первую программу в то время, когда компьютеров еще не существовало.

Знаменитый отец видел свою дочь всего однажды, в возрасте одного месяца. Она родилась в декабре 1815 г., а в апреле 1816 г. Джордж Гордон Байрон развелся с женой и уехал из Англии.

Девочка была названа Августой в честь сестры Байрона, но после развода в доме ее матери этого имени никто не произносил, все называли ее Адой. А из семейной библиотеки убрали все книги ее отца.
Любовь к точным наукам девочка унаследовала от матери, Анабеллы Милбэнк-Байрон, которую называли «королевой параллелограммов». Заметив способности дочери, мать пригласила заниматься с ней своего бывшего учителя, шотландского математика А. де Моргана, и его жену М. Сомервилль.

В 13 лет Ада уже рисовала в альбоме чертежи летательных аппаратов. От своей наставницы Ада впервые услышала имя Чарльза Бэббиджа – профессора математики Кэмбриджского университета, а вскоре и познакомилась с ним лично. На тот момент он занимался разработкой проекта счетной машины, которая могла бы производить вычисления с точностью до двадцатого знака. Проект так и не был реализован, но Ада приняла участие в разработках. Занимаясь переводом труда итальянского ученого Л. Менебреа, она снабдила текст такими подробными комментариями и замечаниями, что превзошла самого автора.
Ей удалось разглядеть в описываемой машине то, о чем не подозревал даже изобретатель: «Суть и предназначение машины изменятся от того, какую информацию мы в неё вложим. Машина сможет писать музыку, рисовать картины и покажет науке такие пути, которые мы никогда и нигде не видели». Ада предвидела возможности компьютера еще до того, как он был создан. Она описала алгоритм вычисления чисел Бернулли на аналитической машине. Это была первая программа, написанная для компьютера, и хотя машина Бэббиджа так и не была сконструирована при жизни автора, Аду считают первым программистом.

Родители Ады: Джордж Гордон Байрон и Аннабелла Милбэнк |

В светском обществе графиня Лавлейс производила фурор. Она обладала не только недюжинным умом, но и потрясающей красотой. Из-за этого современники подозревали ее в сговоре с дьяволом. Ада не только не отрицала этих слухов, но и подливала масла в огонь своими высказываниями. Так, в письме Бэббиджу она не без кокетства заявляла: «Я – дьявол или ангел. Я работаю подобно дьяволу для Вас, Чарльз Бэббидж; я просеиваю Вам числа Бернулли». А в другой раз самоуверенно утверждала: «Клянусь дьяволом, не пройдет и десяти лет, и я высосу достаточно жизненного сока из тайн мироздания. Так, как этого не могут сделать обычные смертные умы и уста. Никто не знает, какая чудовищная сила лежит еще неиспользованной в моем маленьком гибком существе».

Ада не оставила своих занятий даже после замужества и рождения троих детей. Ее мужем стал барон Кинг, вскоре унаследовавший титул лорда Лавлейса. Он не препятствовал увлечениям жены и оказывал ей существенную материальную поддержку. Зарабатывать деньги пыталась и она сама, причем весьма необычным способом. Вместе с Бэббиджем они занялись разработкой беспроигрышной системы ставок на скачках – графиня Лавлейс была азартным игроком. Проиграв внушительную сумму, она не остановилась и продолжила играть. Тайком от близких Ада истратила на скачках все свои личные деньги. Однажды она даже стала жертвой шантажистов, угрожавших раскрыть ее тайну.

Говорят, что от полного разорения семью Лавлейс спасла только скоропостижная смерть Ады. Графиня скончалась в 1852 г. от рака, не дожив нескольких дней до 37 лет, как и ее отец. Ее похоронили в фамильном склепе Байронов, рядом с отцом, которого она никогда не видела. Идеи Ады Лавлейс и Чарльза Бэббиджа получили развитие только спустя столетие: в 1991 г. по чертежам Бэббиджа построили механическую вычислительную машину, и хотя ее быстродействие было несравнимо с современными компьютерами, именно эта машина дала толчок к их созданию.
Для многих творческих людей этот возраст стал непреодолимым рубежом: роковые 37 лет.

Источник: Kulturologia.Ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *