Родители и учителя: кто «знает лучше»

03.05.2017
678

Преподавание всё чаще становится полем потенциального спора между учителями и родителями. Есть ли вообще смысл в этом споре или стоит занять какую-то третью позицию?

События последних недель и дисскуссии, развернувшиеся в сети, привлекли к себе внимание многих педагогов и родителей: на поверхность вдруг вырвался давно волнующий вопрос – как должны взаимодействовать учителя и родители? Нельзя сказать, что это первая такая дискуссия, но в этот раз перед нами чётко формируются два фронта.

С одной стороны встали родители, говорящие, что их детей учат чему-то не тому и как-то не так, а с другой – строгие учителя, уверенные, что никто не должен вмешиваться в их профессиональную деятельность. Точку поставить в этой дискуссии, конечно, не получится, но мнение сформулировать вполне можно.

Подходит к концу мой пятый год работы в школе. За это время я научился на практике гораздо большему, чем в аудиториях университета. Непосредственное взаимодействие с учениками и их родителями позволяет понять педагогику гораздо лучше, чем анализы методичек 70-х годов, поэтому я смело могу заявить, что учителем меня сделали дети, а не теоретические знания (хотя без них, конечно, не обошлось).

Будучи достаточно молодым педагогом и молодым человеком, я готов искать и находить в своей профессии что-то новое ежедневно и быстро подстраиваться под изменения. Меня очень порадовало введение электронной документации, появление электронного журнала (не радует только то, что бумажный журнал тоже никуда не делся), возможность активно использовать технику в профессиональной деятельности.

А ещё меня очень радует, что я не знаю прошлой школы.

Конечно, у меня есть примерные представления о школьной системе 90-х годов, когда учился я сам, но тогда я не был привязан к ней на профессиональном уровне. А советская школа и вовсе прошла мимо меня. Но не мимо многих уважаемых учителей, которые продолжают работать в школе и сейчас.

Отсутствие привязанности к старой школе позволяет избегать набивших оскомину конструкций: «а вот раньше…», «а мы-то в советское время…», «а вот в моей молодости такого не было…» и так далее. Привязанность же к отжившей системе вынуждает учителя сомневаться в нужности электронного журнала, смартфона с постоянным доступом к интернету, социальных сетей и иных современных способов коммуникации.

Кроме того, эта привязанность (даже не осознанная), вынуждает выстраивать связи внутри коллектива «как раньше», связи с учениками «как раньше», связи с родителями «как раньше». Хотя такие связи чаще всего уже не работают.

Не работают по разным причинам. Во-первых, как бы кто ни сопротивлялся, школьная система всё же меняется – компетентностный подход даже в самых простых проявлениях даёт качественно иной результат, а значит, ничего уже не будет «как раньше». Во-вторых, меняется общество. Пусть это не всегда яркие и заметные изменения, пусть и не всегда положительные, но изменения есть и они принципиальны. В-третьих, меняются и сами люди. Да, в школу теперь приходят совсем другие дети и совсем другие родители, но так ли это плохо?

Можно ли вообще оценивать такие явления по шкале «хорошо-плохо»?

Так уж получилось, что по причине преподаваемого мною предмета я нечасто сталкиваюсь с родителями: «первый удар» почти всегда приходится на классного руководителя, затем подключаются завучи и директор, и только потом результат оказывается перед учителем-предметником. Но из своих, пусть нечастых, встреч с родителями, я не могу припомнить ни одной встречи, которая бы закончилась конфликтом или просто оставила неприятное ощущение.

Конечно, всегда встречаются родители, которые «лучше знают, как учить» (чаще всего это родители с педагогическим образованием, не ставшие учителями). А ещё встречаются родители, которые «лучше знают, как водить автомобиль», «как управлять страной» и «как лучше строить дороги и мосты». Это не проблема только учительской профессии.

Проблема, по-моему, в следующем: не все понимают, что учитель – это точно такая же профессия, как, например, врач или лётчик. Вряд ли пациент должен учить врача лечить, а пассажир – давать советы по управлению самолётом.

Многие учителя жалуются, что родители стали воспринимать образование как услугу и пытаются влиять на условия и результаты оказания этой услуги, будучи потребителями. Лично я с такой ситуацией никогда не сталкивался, но если бы столкнулся, то не стал бы спорить с таким родителем. Образование действительно можно считать услугой, оказываемой государством населению.

Но, опять же, вы не отправитесь в свою управляющую компанию с критикой температуры горячей воды на уровне: «мне хочется погорячее». Есть государственный стандарт, и услуга или соответствует ему, или нет, без каких-либо личных предпочтений. Можно критиковать учителя, если он оказывает услугу не в полной мере, но предпочтения конкретного родителя не могут повлиять на государственный стандарт.

Раз уж образование – это услуга, то потребители, конечно, могут пожаловаться на неё.

Таких случаев становится всё больше, что очень не нравится многим учителям. Мы ведь лучше знаем, как учить детей, мы ведь профессионалы, а кто-то вдруг решил на нас жаловаться. Но жалобы – это норма. Конечно, если они обоснованы. Например, родители жаловались, что я не размещаю домашнее задание в электронном дневнике. Стоит ли мне начинать ругаться в ответ? Размещать домашнее задание – это моя обязанность, с которой я, к сожалению, не всегда успеваю справиться. Но жалоба абсолютно справедливая.

Но бывают и не очень справедливые жалобы, причем такие, с которыми родители сразу отправляются, например, в прокуратуру. Конечно, это привносит определённый дискомфорт в жизнь школы и образовательный процесс. Чаще же всего выясняется, что родитель просто что-то не так понял, но вместо попытки разобраться отправился по вышестоящим инстанциям. А любая такая жалоба ведет к проверке учебного заведения, что не очень страшно, но всегда отнимает полезное время и силы, которые можно было бы потратить на детей.

По большому же счёту практически все конфликты, возникающие между родителями и учителями, не отличаются от конфликтов между любыми другими людьми. Никто не хочет уступать и каждый уверен в том, что прав именно он. Правда же в том, что этого конфликта вообще не должно быть, ведь и учителя, и родители хотят одного – самого замечательного будущего для ребенка.

Просто и учителя, и родители должны сделать шаг навстречу друг другу, а не вставать «стенкой на стенку».

И пусть в конечном итоге родители вызывают у некоторых учителей раздражение своими постоянными вопросами, своим контролем и желанием повлиять на учебный процесс. Но, уважаемые коллеги, задайте себе напоследок простой вопрос: «А где и у кого учились эти родители? Не у меня ли?»

Источник: Newtonew

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *