В моих статьях уже отмечались следующие основные причины неудач не только образовательных, но и почти всех других реформ, вроде бы, успешно проведенных ушедшей властью…
1. Пока так и не появилась у страны национальная идея, объединяющая население всех регионов (предложений много, вплоть до легализации однополых браков дошли). А в большинстве успешных стран национальную идею давно придумали и, независимо от государственного устройства и форм собственности, связали ее с Концепцией устойчивого развития, так и не получившая развития в нашей стране, о которой я писал много раз не только в книгах, но и в этом блоге, имеет три составляющие: экологическую, экономическую и социальную. Недооценка какой-либо из составляющих может привести к перекосу. К примеру, активное развитие экономики страны при слабом развитии экологического и социального направлений, ведет к нарушению устойчивого развития. Ведь, невозможно обеспечить улучшение условий жизни, если наращивание мощностей экономики не будет сопровождаться уменьшением техногенных нагрузок на человека и решением социальных проблем в жизни общества. Суть Концепции – одновременное решение всех трех задач устойчивого развития, т.е. рост экономики при одновременном улучшении экологической обстановки и решении социальных вопросов.
2. Пока все реформы власть пыталась проводить сверху, и они не стали всенародными, а, наоборот, в большинстве своем, были антинародными и привели к обнищанию народа, развалу реальной экономики. Навскидку, так и не смог вспомнить хотя бы одну реформу, которая вызвала бы одобрение у народа. Разве что децентрализация, хотя и по ней в последнее время появилось много вопросов. Но не это главное. Главное то, что проведению реформ не предшествовало их широкое обсуждение народом, а если и были попытки такового, то крайне редко власть учитывала предложения, даже если они были конструктивными и обоснованными.
3. Практически все реформы, проведенные или еще проводимые в стране, являются асинергетичными, т.е. не учитывают и, главное, не используют взаимосвязь между реформируемыми подсистемами, входящими в общегосударственную систему. Примером явно асинергетичной реформы является безвиз, лишь облегчивший исход из страны интеллектуалов и наиболее развитой и перспективной молодежи. Все чаще на ток –шоу говорят о том, что именно из-за нежелания защищать родную страну так возрос исход именно молодежи на Запад, а во многих вузах в непопулярную ныне аспирантуру кинулись явно неувлеченные наукой троечники. Да и старшеклассники не очень патриотичны и чуть ли не поголовно собираются продолжать учебу в “загнивающих” странах. Не случайно в некоторых вузах уже приходится читать лекции “потокам” из нескольких студентов. Многое в этих негативных тенденциях явно спровоцировано “безвизом”, появленим которого так гордится власть.
4. Прямой виной нашего “реформированного” образования является дремучее невежество наших госуправленцев, депутатов и субъектов СМБ. Не смогла система высшего образования и после ее “реформирования” готовить новых специалистов или “доучивать” действующих реформаторов, обеспечивая знание стратегии и тактики, средств и методов реализации Концепции устойчивого развития, теории и практики системного анализа, той же синергетики, а также теории принятия решений, современного проектного, инновационного и инвестиционного менеджмента, технологического бизнеса, инженерных методов оптимизации промышленных установок и др.
5. И основная причина неудач – несоблюдение принципов приоритетности – первой реформой должно было стать технологическое перевооружение, реанимация и дальнейшее устойчивое развитие реальной экономики страны, практически полностью, сознательно или несознательно, разрушенной уходящей властью.
Тезаурус средств и методов реформирования высшей школы
Как и ожидалось, после выборов Президента у власти главным вопросом стал кадровый вопрос. О дремучем профессиональном невежестве уходящей власти много говорили, но, к сожалению, ничего конструктивного, чтобы исправить положение, пока не было реализовано. Уже все убедились, что “варяги” не спасут. Разве что, предлагали в качестве первых лиц во власти использовать “нетоксичных” людей. Уверен, этого мало. Нужны профессионалы пусть даже очень токсичные. Как найти профессионалов? Приглашенные “варяги” уехали ни с чем, не забыв обокрасть страну при отъезде. Опыт многих стран, в частности, Японии, Англии, показывает, что в период междувластья специалистов надо интенсивно искать, готовить, доучивать, а потом проводить аттестацию и на конкурсной основе выбирать лучших. Одной высшей школе даже после ее более серьезного, чем случилось, реформирования, – не справиться. В повышении профессионального уровня и отборе специалистов могут помочь и многочисленные ТВ ток-шоу, социальные сети, если вместо привычных воплей о преступниках- “папиредниках” начнут конструктивно обсуждать актуальные, наиболее важные проблемы развития страны и пути их решения.
Именно этой, наиболее важной для Отечества образовательной реформе, и будет, в основном, посвящена серия статей, которую, может, еще успею написать. Прочтите этот первый тезаурус и попробуйте проанализировать его в качестве набора средств и методов реформирования образования снизу, которые можно использовать для формирования дорожной карты, плана саморазвития своей кафедры, университета, самого себя на ближайшее время, не ожидая очередной “болонской системы” от МОНУ. А, может, и новый Президент сподобится ознакомиться. Уверен, появятся силы, уверенность, свет в конце туннеля.,
Оставим для нескончаемых и неисчислимых телешоу извечную проблему “кто виноват?” и перейдем к тоже не новому вопросу – “что делать?”. Сейчас в моде дорожные карты, но, как станет понятно уже из первых пунктов тезауруса, такие карты должны быть локальными для каждого объекта реформирования. Ограничимся пока только сведениями об отдельных терминах, собранными в этот своеобразный тезаурус средств и методов реформирования образования. Однако, введем сразу одно очень важное ограничение – в тезаурус включены только те термины, которые могут быть выполнены без или с минимальным вмешательством власти и без ущерба для вконец опустошенного бюджета нашей коррумпированной страны. Итак, начнем тезаурус:
1. Децентрализация и демонополизация образования. В мире оказалось очень немного государственных университетов. Пора и нам с учетом перехода к рыночной экономике изменить форму собственности учебных заведений – почти полностью отказаться от государственных университетов, перейти к акционерным обществам, региональным, наконец, просто частным университетам. Видимо, оправдана глубокая децентрализация вузов вместо их подчинения МОНУ и унификации. За рубежом часто принято, что университет должен быть региональным и подчиняться региональной власти, Всего несколько вузов по наиболее перспективным направлениям развития страны могут быть государственными и подчиняться непосредственно Правительству страны. Структура вуза должна соответствовать рыночной экономике. Университет должен стать синергетичной ассоциацией профилирующих и общеобразовательных кафедр, а также бизнес- инкубаторов, технопарков и других бизнес – подразделений, обладающих правами юридических лиц. Ректорат любого вуза – это небольшая группа обслуживающих лиц (юристов, бухгалтеров, экономистов, специалистов по информационной, вычислительной и мультимедийной технике, патентоведов, снабженцев и т.д.). Вместо ныне раздутых ректоратов в вузах должен быть один Ректор и один-два проректора, обеспечивающих генеральное направление развития и синергетическое взаимодействие юридических лиц = кафедр и сервисных подразделений вуза.
2. Реформа образования должна проводиться не сверху, а снизу. Ведь, чиновникам МОНУ и, вообще, власти трудно тягаться по профессионализму, опыту, креативности с учеными, отдающими свою жизнь непосредственной работе с будущими специалистами и с потребителями взращенных ими кадров. Только тогда может получиться народная, а не антинародная реформа, когда изменится субъектность – университет станет не объектом, а субъектом реформ. А роль власти при реформировании будет не собственно проведение реформы, а стратегическое планирование и создание условий для ее проведения. Если Университет станет ассоциацией полноправных независимых кафедр и других подразделений, вступят в свои права законы конкуренции, а это открывает простор для инициативы и деятельности педагогов и ученых профессионалов. Полностью отказаться от подчиненности вузов МОНУ – значит, отказаться от бестолковой и бесполезной болонской системы и, главное, многотоннажной отчетности вузов перед МОНУ. Останется чисто статистическая отчетность для формирования общей стратегии развития образования в государстве.
3. Дуальная форма образования. Это не новая идея – половину времени обучаться в стенах университета, а остальное – на производстве, по месту настоящей и будущей работы. Уже полвека тому были в ходу так называемые заводы-втузы – те же дуальные заведения. Тогда это было нечто вроде комбинации очно-заочного образования.
В одном из этих заводов–втузов (г.Темиртау, спутник Караганды) я работал зав кафедрой. Убедился в преимуществах этой системы (решены вопросы приема студентов, производственной и преддипломной практики, реального курсового и дипломного проектирования, многие финансовые проблемы и др.). И выпускники этого втуза были профессионалами высокого уровня. К примеру, одним из наиболее успешных президентов постсоветских стран был Нурсултан Назарбаев, который был выпускником именно этого завода – втуза. В таком учреждении легче решаются вопросы повышения качества подготовки специалистов по всем законам синергетики с ее эмерджентностью и интерэктностью, слиянием и поглощением. Замечу, что и кластер, включающий синергетическое объединение завода-втуза и НИИ (Химико-металлургический Институт Казахской Академии наук), показал свою высокую эффективность
4. Оцифрованное высшее образование. Во многих университетах за рубежом исчезли или превратились в какие-то музейные учреждения библиотеки с фолиантами на бумажных носителях. Вместо них появились быстро обновляемые, многоязычные электронные студенческие библиотеки. Такие я видел в США, Германии, Израиле. Мы на кафедре тоже попробовали сделать на одном компакт – диске Электронную библиотеку механика для студентов. В ней около пятиста книг по всем предметам, изучаемым нашими студентами. С учетом того, что в Украине пока издается очень мало учебной литературы, этот проект оказался успешным. Важно только, чтобы оцифрование учебно- методической и научной литературы проводилось не в pdf-файлах, а только в word для облегчения возможности машинного перевода профильной литературы.
5. И второй вариант оцифрования уже оказался достаточно успешным. По нему, начиная лекции по новому курсу, преподаватель выдает компакт-диск или позволяет переписать на переносной носитель кейс по новой дисциплине, включающий учебно- методические материалы и научную информацию. Государственная библиотека образовательных кейсов должна быть создана при МОНУ, а кейсы должны разрабатывать ведущие преподаватели на конкурсной основе с оплатой по договору с вузом или МОНУ. Кроме того, в стране должна быть создана при НАНУ или МОНУ электронная библиотека научной периодической литературы и книг, пользование которой должно быть бесплатным для студентов, в онлайновом режиме. За МОНУ – заказ, проведение тендеров, конкурсов на подготовку кейсов и отдельных книг и т.д.
6. Настало время резко сократить в университетах количество специальностей и не ограничивать количество специализаций с учетом предложений работодателей, оформленных соответствующими контрактами с работодателями. Специализацию (нечто вроде ординатуры у медиков) целесообразно производить на последнем(их) курсе(ах) на предприятиях или других институциях, ассоциированных с кафедрами вузов.
7. Мы уже несколько лет находимся в рыночной экономике. А система высшего образования осталась практически без изменений “совковой”. Видимо, давно пора перейти на рыночные механизмы подготовки специалистов. Стоимость и цена последних должны определяться уровнем новизны профессии, сложностью их подготовки и потребностями рынка. Кроме того, давно пора перейти на заказ специалистов работодателем с полной или частичной предоплатой. Возврат специалистом части стоимости его образования университету, если он не обучался по контракту, возможен также в течение нескольких лет после окончания обучения. Фактически все это – фьючерсная заказная форма взаимоотношений университетов с работодателями. Подготовка специалистов должна осуществляться не только то предварительным заказам, причем работодатель должен взять на себя подбор кандидатов для обучения. Это в его интересах. Но подбор, профориентация будущих студентов должны осуществляться совместно кафедрами и работодателями. Ведь, от качества подготовки абитуриента и его интереса к выбранной профессии во многом зависит качество подготовки будущего специалиста. Замечу, что ЗНО здесь мало помогает. К сожалению, последние годы средние учебные заведения задолго до окончания учебы заменяют плановые занятия по программам тренингами по дисциплинам ЗНО, а измученные родители вынуждены искать немалые деньги для дополнительных учителей по ЗНО направлениям. Мой опыт свидетельствует о неэффективности этих усилий. Жесткая система высшего образования очень скоро приводит к тому, что “ ЗНО -выдрессированные” дети очень быстро теряют свой потенциал и имеют пониженные характеристики по креативности. Может быть, целесообразно отказаться от унификации подготовки детей и вернуться к отработанной за рубежом и веками у нас системе оценке качества знаний и выбору абитуриентов силами университета.
Итак, в заключение отмечу, что все проблемы, по которым начаты или начинаются реформы, тесно синергетично связаны между собой, но согласно системному подходу среди них всегда есть центральная, важная, узловая, лимитирующая проблема и над ее решением нужно работать в первую очередь. Это не мною доказано, что для реанимации Украины нужно решить задачу технологического развития реальной экономики и, прежде всего, синергетически обеспечить индустриально-аграрный симбиоз промышленности и сельского хозяйства. Вот почему в следующих статьях предложу тезаурус именно тех вопросов, решение которых с использованием современных средств и методов для этого позволят перейти к конструктивному обеспечению реанимации и устойчивому развитию страны. Для начала, хорошо бы именно эти вопросы сделать предметом делового, конструктивного (а не безобразно скандального, демагогического) обсуждения на ток–шоу, в печати, в социальных сетях…
Буду благодарен читателям, если они не окажутся равнодушными. Это позволит нам найти оптимальные варианты народного реформирования страны.