Как знания меняют нашу жизнь?

01.09.2019
565

1 сентября отмечается День знаний. И хотя по традиции он связан, преимущественно, со школой, это определенный повод поговорить о знаниях в более широком смысле.

Александр Евлахов – главный редактор, кандидат исторических наук

История развития цивилизации – это в значительной степени история распространения знаний. Подтверждения этого многочисленны.Поскольку из 1800 поколений обитавших на Земле, 1200 жили в пещерах, то очевидно, что в  самый длительный период людской истории, с распространением знаний было как бы не очень. И потому должно будет смениться еще 400 поколений, прежде чем люди научатся  применять огонь и еще 500, когда они станут пользоваться энергией воды и ветра. Подлинная цивилизация на нашей планете начнется в 150 от нас поколении, когда появится письменность. Однако и она настоящим инструментом  распространения знаний станет, только обретя печатную версию, которой пользуются  12 последних поколений.С этого момента прогресс пойдет значительно быстрее и на долю 8 последних поколений придется измерение точного времени на долю 4 – использование электромоторов,а два  последних поколения станут современниками атомной энергии, реактивной авиации, лазеров, антибиотиков и телевидения, явившегося прологом современной информационной эпохи.

Эта историческая эпоха самая динамичная. Чтобы завоевать аудиторию численностью 50 млн. человек радио потребовалось – 30 лет, телевидению – 13 лет, а интернету – 4 года. Социальные сети достигли этого результата всего за 9 месяцев. Общаясь шесть лет назад со студентами Южного федерального университета на тему знаний, меняющих жизнь, я подчеркнул, что благодаря социальным сетям люди бесплатно создают около четверти существующего в мире контента. Сегодня эта доля составляет уже 60 процентов, и ничего удивительного в этом нет: мы стали жить в условиях постоянных обновлений.

  Однако сегодня мне хотелось бы поговорить о роли знаний не в глобально-цивилизационном, а сугубо личностном плане. Причём, преимущественно, той части общества, которая относится к старшей возрастной группе, или, как мы говорим, к «серебряному» возрасту.

С учётом того, что в ноябре этого года в городе Сочи будет проходить Декада зрелого возраста, а в санатории «Знание» – традиционный ( пятый ) Слет народных университетов, в нашей печатной версии– журнале «Знак Вопроса» мы посвящаем данной теме специальный тематический блок .

Так какие знания способны повлиять на жизнь отдельно взятого представителя старшего возраста?

Если коротко, то это знания об окружающей действительности и о самом себе. Что касается окружающей действительности, то , как показывает практика Народных университетов в г.Челябинске, максимальным спросом слушателей в них пользуются современные информационные технологии. Главная мотивация этого спроса – стремление обладать теми же возможностями, что и другие – дистанционно общаться с родственниками и друзьями, работать дома удаленно , использовать интернет и его приложения для получения всего спектра услуг, создать библиотеку в электронной книге, самому организовывать себе путешествия, арендовать в другой стране жильё, приобретать билеты, заказывать трансфер, пользоваться возможностями каршеринга, общаться с людьми из других стран, не зная языка, с помощью Google – переводчика. Впрочем, оказаться среди не знающих языка, судя по опыту реализации программы «Московское долголетие» становится все меньше.

  Знания об окружающей действительности имеют не только утилитарный характер. Знать «всё обо всём», как нам предлагают мониторы в московском метро, конечно, невозможно (хотя длительные поездки, безусловно, содействуют кругозору пассажира). Однако приобрести панорамный взгляд на окружающий мир доступно всем интересующимся.

Для этого, пишет Питер Биери – швейцарский философ и писатель, автор недавно вышедшей в нашей стране книги « Жизненный выбор. О многообразии человеческого достоинства», полезно хотя бы в общих чертах набросать карту подлежащего познанию и способов этого познания.

Запоминать цифровые данные, при сегодняшнем развитии интернета, бессмысленно. Однако,безусловно необходимо иметь чувство пропорции. Достаточно представлять, что Солнечная система – не сотня, а менее десятка ( 9 ) планет. Что возраст Вселенной – миллиарды, а не миллионы лет. Что на 6 материках Земли расположено около 2,5 сотен стран. Что число существующих в этих странах языков ближе к 4 000, чем к 40.

  Также важно правильно оценивать значение в истории отдельных личностей и их достижения. К примеру, что изобретения книгопечатания и лампы накаливания важнее, чем изобретение станка безопасной бритвы и граненого стакана. Что основоположник микробиологии Луи Пастер в истории важнее футболиста Пеле.

  Что касается знаний о себе самом, то это не только данные мониторов сердечного ритма и датчиков движения, но и смысловые личностные характеристики, к которым мы стремимся. Так или иначе, они сводятся к списку желаний и поиску нового себя. Однако, как точно подмечает уже упомянутый нами Питер Биери, «На пути к нашим мечтам стоят повседневные привычки». А значит имеет смысл (возможно с помощью близких) составить список привычек, которые нам мешают. Дающий такой совет известный психолог Генри Адлер в книге « Искусство получать то, что хочешь » в качестве примера приводит следующий список таких привычек:

  • Отсутствие практики своевременно перезванивать или отвечать на электронную почту;
  • Привычка опаздывать на встречи;
  • Неумение формулировать ожидаемый результат;
  • Стремление откладывать оплату счетов на крайний срок;
  • Привычка говорить, а не слушать;
  • Свойство забывать чьё-либо имя через минуту после представления;
  • Вопреки собственным обещаниям неумение доводить начатое дело до конца;
  • Привычка уходить из дома не обняв (не поцеловав) жену или мужа.

  Подобным же образом рекомендуется сформировать реестр необходимых Вам правильных привычек. Одной из таких может стать «Правило 50 минут», ежедневно выделяемых для занятий иностранным языком или чтения серьезной книги.Еще одна полезная привычка, связанная с принятием трудных решений – это проведение SWOT-анализа по четырем параметрам (Strengths– сильные стороны, Weaknesses– слабые стороны, Opportunities-возможности, Threats-угрозы). Хотя метод был разработан профессором Гарвардского университета Кеннетом Эндрюсом для анализа бизнес– политики, он хорошо применим для анализа организаций,  отдельных персон, спорных ситуаций.

 Попробуем применить его к одной из привычек, рекомендуемых американцам, на предмет ее возможной адаптации к нашей действительности. Суть привычки: начиная с 18-летнего возраста каждый месяц откладывать по 100 долларов и размещать их на банковском депозите под 10 процентов годовых.

Итак, ее сильная сторона (S)– возможность к 65 годам стать миллионером– заиметь один миллион сто тысяч долларов.

Слабая сторона (W)– в нашей стране максимальный процент по долларовым депозитам в банках 1,5% годовых. Так что, приобретя эту привычку, мы получим совершенно иной результат.

Возможности (O)– размещать средства на рублевом депозите под 8% годовых.

Угрозы (Т)– Ситуация дефолта, обесценивание рубля за предстоящие 47 лет.

Результат SWOT– анализа: откладывать средства на менее длительную перспективу и пытаться овладевать другими привычками

Если в год закреплять по 4 привычки, то за 5 лет таких привычек появится 20. Изменят ли они жизнь? Безусловно!

  В общем, знания помогают в любом, в том числе зрелом возрасте ориентироваться в окружающем мире. Когда это происходит, то формула «Знание – сила» обретает более определенные очертания.

Мы начинаем сознавать, что эта сила не в обретении какого-то сказочного могущества, а прежде всего в предохранении нас от участи жертвы. Обладающий знаниями не станет объектом обмана. Прежде всего, конечно, со стороны мошенников при пользовании банкоматами и услугами банка online. Специальные занятия на данную тему предусмотрены во многих Народных университетах работающих с пожилыми людьми. Но не только. У обладающего знаниями меньше шансов оказаться пешкой в руках политиков и рекламодателей. Формируется привычка задумываться, почему мне предлагается согласиться на то или иное предложение (взять якобы выгодный кредит, воспользоваться бесплатными консультациями юристов или согласиться с малоубедительной версией развития событий). У нас постепенно формируется критическое сознание, порождающее закономерные вопросы:

  • Откуда мы знаем, что дело обстоит именно так?
  • Надежны ли доказательства утверждаемого?
  • Обоснованы ли мои собственные убеждения?
  • Что конкретно имеется в виду?

  Фраза Фрэнсиса Бэкона, звучащая, если ее переводить точно « Знание само по себе сила», дополняется другой формулой из апокрифического евангелия от Филиппа, которую любит цитировать Первый Зам. Председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию Олег Смолин: « Знание это свобода». Новых знаний вам, уважаемые читатели!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *