У этой религии множество последователей по всему миру, но мы почти никогда о ней не слышим. Может быть, потому, что она не развязала пока ни одной войны. Долгое время бахаи считали разновидностью ислама, но в конце концов пришлось признать — это своя конфессия со своими святыми и своими правилами. Например, бахаи исповедует равноправие не только бедных и богатых, но и мужчин и женщин.
Слухи и толки
Писать интригующе о бахаи трудно. В то время, как многие большие религии и небольшие (относительно) секты постоянно оказываются в центре финансовых или непристойных скандалов, бахаисты, похоже, мирно живут. Впрочем, в сети можно найти небольшой скандал вокруг нравственности бахаистов в Индии: на одном сайте с негодованием рассказывается, что пришлые иранские бахаисты идут против индийских обычаев и разлагают местных индийских бахаистов, вступая в любовные связи с ними, что приводит к разводам или угрозе разводов. Так, одна парочка вступила в плотскую связь во время поста, цинично воспользовавшись тем, что это не запрещено — конечно, вся интрига была при этом в том, что парочка была нежената (точнее, неженат был мужчина).
Другие скандалы вокруг бахаистов: в начале прошлого века они заставили оставить христианство королеву Румынии; возможно, они поддерживали евреев сразу после войны, когда те решили строить современный Израиль; вероятно, основатель бахаизма спасся от верной смерти от рук мусульман с помощью британской армии, а значит, был ставленником западных государств. В общем, степень скандальности собственно скандалов вокруг бахаистов можно оценить.
Однако, безо всяких «возможно» и «видимо», достоверно известно, что сейчас, после Исламской революции семидесятых, бахаисты подвергаются преследованиям в Иране как сектанты, исказившие ислам. Сразу после революции были вывезены за город и убиты все члены Национального Духовного Собрания бахаи. До 2018 года в тюрьмах томились семь других лидеров бахаи, вычисленных и арестованных — включая двух женщин, к которым относятся так же сурово, несмотря на декларируемую снисходительность и особую защиту женского пола со стороны мусульманских лидеров Ирана. Кроме лидеров, в тюрьмах без предъявления конкретных обвинений сидят и некоторые простые бахаисты. Абитуриентов из числа бахаистов отказываются зачислять в институты. Но, поскольку это слишком пресно для «скандала», о преследованиях бахаистов знает очень мало людей других конфессий.
Бахаулла и Куррат Уль-Айн
Бахаи называется так в честь первого из лидеров Бахауллы, одного из последователей провозвестника новой веры и её принципов, Баба. Баб жил в Иране в девятнадцатом веке. Он начал учить всеобщему равенству — и, что особенно было необычно для монотеистических религий, равенству мужчин и женщин. Баб заявил, что Бог принципиально непознаваем (а значит, духовенство не нужно), отменил множество исламских догматов и приобрёл, несмотря на это, множество сторонников. Среди первых восемнадцати его учеников — Живых Букв, нечто сродни апостолов — и был молодой иранец Бахаулла.
Имя «Бахаулла» – «Слава Господа» – религиозное имя, которое принимали все Живые Буквы Баба. От рождения его звали Хусейн Али-ин-Нури. Сейчас считается, что он был одним из множества явлений Бога в человеческий мир, но, когда он был молодым последователем Баба, он был лишь одним из провозвестников его учения.
Только после жестокой казни Баба и многих бабистов чудом избежавший смерти Бахаулла объявил, что он и есть очередное явление. Да, бахаисты верят, что Бог регулярно навещает землю, принимая понятную людям форму, и раз за разом открывает людям всё больше — что двигает человечество вперёд маленькими шагами. И то, что Бог говорил как Кришна или Иисус, может быть перечёркнуто речами дальнейших его явлений, поскольку человечество выросло из его предыдущих учений.
До прихода в бабисты Бахаулла носил титул «мирза», то есть принц — он был потомком давних правителей страны. Он был славен умом и приветливостью, но такое можно сказать про многих религиозных деятелей. Однако поистине поражает, с учётом того, что дело происходило в Иране в девятнадцатом веке, то, как он поддерживал другую Живую Букву, поэтессу по прозвищу Куррат Уль-Айн, в то время, как её поддержка стоила ему уважения многих новообращённых бабистов.
Дочь муллы, оставившая свою семью очень молодой, чтобы учиться и обучать — а позже и проповедовать — Куррат Уль-Айн постоянно напоминала новым бабистам, что перед миром и Богом женщины и мужчины равны, что у одного мужчины должна быть одна жена и что ни одна женщина не должна жить, прячась от мира за стенами гарема и покрывалом на лице. Вчерашние мусульмане не могли этого принять и даже пытались разоблачить поэтессу, написав письмо Бабу с требованием разъяснить вопрос равенства. Неужели оно и для женщин тоже? Хотя это могло стоить потери последователей, Баб твёрдо отвечал, что Куррат Уль-Айн не искажает его учения и её должно слушать.
Сама же поэтесса была известна тем, что много раз её пытались удержать в тюрьме. Однако вскоре тюремщики попадали под обаяние её речей и начинали допускать к ней паломников, желающих послушать проповеди. После этого власти высылали поэтессу прочь — ведь убить её означало бы сделать святой в глазах людей. Однажды Куррат Уль-Айн заточили в стенах дома её бывший муж и свёкор, и Бахаулла, прослышав об этом, вызволил её из плена и поселил в своём доме — и речь шла не о любви. В другой раз на Куррат Уль-Айн и её последователей напали в пустыни люди местного градоначальника, отнявшие у них все припасы — но поэтесса не умерла, сумев найти помощь.
Наконец, однажды, как известно, лично шах Ирана Насреддин, тот самый, что позже фотографировал своих жён, предложил поэтесса стать его женой, если она оставит учение Баба и вернётся в ислам. Куррат Уль-Айн ответила стихотворением, в котором желала шаху и дальше быть богатым и счастливым, а своей судьбой называла странствия нищего дервиша. Вскоре после этого её убили, а вещи сожгли, словно она была колдуньей. Сейчас бахаисты почитают Куррат Уль-Айн как свою святую. Бахауллу тем временем бросили в тюрьму и пытали. Там, под пытками, он и понял, что он — явление Бога. После этого он долго ещё жил и учил.
Рай — это путешествие к Богу
Вера бахаи подкупает и напоминает мистические учения двадцатого века — хотя родилась раньше них. Бахаисты верят, что Бог один, но он принципиально непознаваем. Он может говорить с людьми, являясь в понятной им форме. Жизнь человека, учит бахаи, подобна жизни плода во чреве матери. Это развитие, но это и подготовка к настоящей жизни. После смерти душа человека будет странствовать по мирам. Если она в своих духовных устремлениях будет приближаться к Богу, то это будет райским блаженством. Ад же — невозможность приблизиться, застревание души из-за собственных пороков и лености вдали от Бога. Возможно, именно такая сложная концепция без понятной системы наказаний и поощрений после смерти и делает бахаи пока ещё не такой популярной религией. Пытки вилами или десятки девственных рабынь куда проще для принятия как концепция.
Среди духовных практик бахаи, кроме предложений молиться и медитировать — самореализация в сфере своего таланта, причём такая, которая пошла бы на благо человечеству. То есть художник может писать картины, а писатель — книги, чтобы совершенствоваться, и, если кажется, что никаких талантов в тебе нет, то прочитать историю скучающему больному старику, посадить дерево или присмотреть за ребёнком может всё равно продвинуть тебя на духовном пути.
Среди концепций бахаи — не только всеобщее равноправие, без оговорок, но и устранение крайних форм бедности и богатства, благо всеобщего образования, отказ от фанатизма, азартных игр и алкоголя. У них есть свой календарь из 19 месяцев по 19 дней, своей религиозный пост, похожий на мусульманский, и три ежедневные обязательные молитвы, одну из которых, на свой выбор, должен раз в день прочесть верующий. У бахаистов нет официальных ограничений в виде пищи, а также представлений о плотской связи как о чём-то грязном, что традиционно делало их сосуществование с другими религиями проблемным. Но самое неожиданное, если в семье не хватает денег на обучение всех детей, то родители должны выбрать для обучения дочерей или старших дочерей, поскольку женщина всегда может учить в своей семье (или, точнее, чаще это делает). Кстати, таковы же и рекомендации многих волонтёрских организаций нашего времени — вся практика показывает, что образование, полученное одной девочкой, приводит к повышению уровня образованности сразу многих других людей.
Источник: kulturologia.ru