Вокруг планеты за 67 часов на одном баке

27.05.2020
844

«Мы очень рады, что Стив успешно достиг того, что можно назвать не иначе как последним великим рекордом в авиации», — сказал Ричард Брэнсон после приземления GlobalFlyer 3 марта 2005 года. В тот день был установлен рекорд по беспосадочному кругосветному перелету: 67 часов и 1 минута. 

Время первых

Тема путешествий вокруг планеты издавна манила искателей приключений и рекордсменов. История знает кругосветки на воздушных шарах, яхтах и прочих видах транспорта. Естественно, с развитием авиации аналогичные достижения стали совершать и летчики. В первое в истории кругосветное путешествие на самолетах отправились в 1924 году восемь механиков и пилотов ВВС США на четырех самолетах. Правда, миссию выполнили только два экипажа — на «Чикаго» и «Новом Орлеане» (самолеты для кругосветки назвали в честь видных городов Соединенных Штатов). Перелет занял 175 дней, экипажам пришлось сделать 74 посадки для дозаправок и ремонта.

Рекорды приедались, летчикам нужно было искать более сложные цели. Важной фигурой в авиации оказался Берт Рутан — конструктор, который специализируется на оригинальных самолетах, заточенных под конкретные задачи. В начале 1980-х он сконструировал Voyager. Двухместный винтовой самолет строился конкретно для нового рекорда, одного из сложнейших на тот момент — беспосадочного полета вокруг Земли на одном баке. Эксперимент удался — перелет занял 9 дней и 3 минуты. Но со временем Рутану стало этого мало, и он захотел улучшить результат. Очень кстати появился Ричард Брэнсон — тот самый эксцентричный бизнесмен, который любит авиацию и готов тратить на нее большие деньги.

В начале нового тысячелетия Брэнсон и Рутан уже сотрудничали в рамках проекта Virgin Galactic. Необычные SpaceShipOne и SpaceShipTwo для суборбитальных полетов — творения компании Scaled Composites, принадлежащей Берту Рутану, а сам он выступал конструктором этих кораблей. Единомышленники затеяли новый проект — установить рекорд по скорости кругосветного перелета. Обычные самолеты для этого не годились: даже если облегчить, условно говоря, Boeing 777 (который славится дальностью полета) и установить на него дополнительные баки, он окажется слишком тяжелым для подобного перелета. Плюс еще и имидж: наверняка энтузиасты хотели оставить всю славу себе и не делить ее со сторонним производителем.

Самолет для одного полета. Но очень важного

Так началась работа над Virgin Atlantic GlobalFlyer — одноместным самолетом, который создавался исключительно для одного, но очень важного полета. GlobalFlyer имеет всего 13 метров в длину. В центральной секции расположен фюзеляж с местом для пилота и реактивным двигателем позади него, по бокам — топливные баки и шасси. Самолет требовалось сделать максимально легким: чем меньше вес, тем ниже расход топлива. Горючее стало главной проблемой для конструкторов: нужно было обеспечить достаточный запас для кругосветного перелета, но при этом не переборщить с весом.

Рекордный самолет, опаснейший трюк на бочке горючего

К сонному состоянию прибавлялся еще и скудный рацион. Летчику выделили обычную воду и молочные коктейли с шоколадным вкусом — за перелет Фоссетт выпил их 12 штук, и это была его единственная еда. Пустые бутылки, скажем так, тоже не пропадали: туалет на самолете не сделали.

Особый пилот

Выбор пал на Стива Фоссетта — прожженного экстремала и любителя воздушного транспорта, поставившего больше сотни рекордов. С годами Фоссетт и не думал сбавлять обороты: он обогнул Землю на воздушном шаре в 58 лет, поднимался на Эверест, гонял в «24 часах Ле-Мана» — в общем, о разведении цветочков в огороде вряд ли задумывался. Авиатора утвердили пилотом для установления рекорда на GlobalFlyer.

Пусть на момент запланированного полета Фоссетту было уже 60 лет, но его огромный опыт в пилотировании самолетов разных типов и кругосветные путешествия играли на руку: если кому и по силам совершить безостановочный перелет вокруг Земли, то кандидата лучше не найти.

Еще два рекорда

Но Стиву Фоссетту было мало и этого. Год спустя он задумал поставить новый рекорд — наибольшее преодоленное расстояние за один полет. Для этих целей он выбрал все тот же GlobalFlyer. Энтузиасты замахнулись примерно на 46 тыс. километров. Новый полет стартовал 8 февраля 2006 года. Фоссетта вновь преследовали проблемы: на взлете самолет столкнулся с птицами, затем он чуть не разрушился из-за сильной турбулентности во время пересечения Индии, а затем начались неполадки с генератором. Пилот немного не дотянул до запланированной точки приземления и вынужден был садиться в Дорсете (Великобритания). При посадке лопнули два колеса, но сам Стив не пострадал. Пройденное расстояние составило 41 466 километров — на несколько сотен километров больше, чем прежний рекорд 1999 года, поставленный на воздушном шаре.

Участники первого кругосветного перелета.

Наконец, последнее достижение GlobalFlyer — рекорд дальности беспосадочного полета с вылетом и прибытием в одну и ту же точку. Полет начался 14 марта 2006 года во все том же городе Салина, а управлял самолетом вновь Стив Фоссетт. Ему нужно было покрыть максимальное расстояние, поэтому очередная кругосветка с полетом в одном направлении не годилась. Так Фоссетт решил от Японии взять курс на юг, а затем повернуть к экватору, чтобы увеличить дистанцию во время перелета Тихого океана. Цель была достигнута: 40 721 километр непрерывного полета с возвращением в точку вылета.

Источник: onliner.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *