Правила воспитания стартапера Кремниевой долины

18.08.2020
720

Шесть лет назад предприниматель Ксения вместе с мужем переехала из Москвы в США. Как живут женщины-сотрудницы технологических компаний Кремниевой долины можно узнать напрямую.

Наш сын Патрик родился в США, но русский стал для него первым языком. У многих детей из русских семей в США есть проблемы с сохранением родного языка, а мы бы хотели, чтобы ребенок знал свои корни, культуру, осознавал себя русским.

Поэтому дома мы общаемся только на русском языке, а когда ездим в Россию, то каждый раз привозим чемодан детских книг. До трех лет мы намеренно не отдавали сына в американский детский сад, хотя я работала. Патрик был дома с русскоязычной няней. Просто в социуме у ребенка быстро повышается словарный запас на доминирующем языке, а для нас было важно, чтобы сначала Патрик, насколько это возможно, свободно заговорил по-русски и только потом уже начал знакомиться с другими языками.

Я не верю в занятия иностранным языком для малышей. На мой взгляд, ключевую роль тут играет погружение в среду. В Америке не предусмотрено бесплатное дошкольное образование, есть только частные детские сады. Разнообразие большое, поэтому мы выбирали тщательно. Хотелось, чтобы Патрик с детства был адаптирован к мультинациональности штата. В Кремниевой долине более 50% населения — представители азиатской этнической группы, и мы остановились на садике, где практикуется два языка: английский и мандаринский, это основной диалект китайского. Учителя (так называют воспитателей) здесь проговаривают каждую фразу на обоих языках. Дети не учат ни отдельные слова, ни алфавит, идет лишь запоминание словосочетаний, которые соотносятся с тем или иным событием в обычной жизни.

За недолгое время в садике Патрик начал кое-что понимать и петь на мандарине песни. Мы решили, что если он сможет и захочет освоить китайский язык — хорошо, нет — значит, нет. Я пыталась учить китайский, когда была студенткой, — занятие непростое, совершенно другая форма речемыслительного процесса, но здесь есть возможность пообщаться с носителями, это круто и безумно полезно.Сыну уже четыре года, пора выбирать школу и подавать документы. Обучение в начальных классах тут начинается с пяти лет. В Кремниевой долине государственные школы привязаны к месту жительства, распределение идет строго по прописке, поэтому и жилье в районах с хорошими школами намного дороже. Не хочешь отправлять ребенка в обычную школу, выбирай частную, они находятся где угодно. Мы как раз нашли такую школу: маленькую, милую, там тоже преподают мандарин, и она не слишком дорогая. Будем опираться на интересы Патрика, посмотрим в течение нескольких месяцев, как ему китайский язык, тогда и решим.

Мне говорили, что программа государственных школ построена так, что в началке — вальяжность и размеренность графика, почти нет домашних заданий

Нагрузка увеличивается по мере взросления детей и достигает пика к старшим классам. Мамы из недавно переехавших семей часто переживают, что дети начинают отставать от российской программы, потому что тут все суперспокойно. Многие воспринимают это как минус, я же считаю такой подход правильным. В младших классах главная задача — это адаптировать и научить коммуницировать, для меня это приоритет.

К тому же здесь есть много самых разнообразных частных школ, в том числе и с очень напряженной академической программой, так что у родителей всегда есть выбор в зависимости от их представлений, что лучше для ребенка.Усаживать трехлетнего ребенка за компьютер и заставлять слушать преподавателя на экране — довольно противоестественное дело. С наступлением карантина наш сад начал небольшие онлайн-занятия — по 30 минут 2 раза в день. Ничем посторонним в это время заниматься было нельзя. Может быть и есть дети, которые заинтересованно сидят перед Zoom, но это не наш случай точно: Патрик отрицал происходящее. Ему не нравилось, что садик вместе с играми и песенками переехал в компьютер. Он отворачивался, прыгал на маленьком батуте, чем отвлекал всех детей. Ребятам было весело, никто из них не слышал, что говорил учитель. А я сидела рядом и понимала, что сделать с этим ничего не смогу. Только еще раз убедилась в том, что для детей важен личный контакт, а компьютерные занятия — это не погружение в социальную среду, а полная ерунда. Ради чего все это — Патрику было непонятно, поэтому в какой-то момент он просто начал отказываться и говорить: «Я не хочу». Вполне предсказуемая реакция — еще вчера можно было поиграть вместе с друзьями, а сегодня остались одни только мордашки на экране монитора. Помучились, а потом поняли, что в таком возрасте это пустая трата времени.

Мне нравится образование в Америке, здесь с детства развивают навыки самопрезентации. Уже в детском саду дети готовят разные интересные проекты, учатся выступать на публике, аргументированно отстаивать свою точку зрения, зажигательно и структурированно говорить. В России, когда я училась, такого не было, да и сейчас, насколько я знаю, подобные штуки мало где практикуются.

Чтобы поступить в топовые университеты, тут недостаточно иметь хорошие оценки, нужно показать свои лидерские качества и способность добиваться желаемого. То есть у спортсменов, например, при поступлении будет преимущество при равных результатах с другими абитуриентами. Здесь очень важно уметь соревноваться в выбранной области, а потом побеждать — на уровне штата, страны, мира.Дети в Кремниевой долине не кричат о достатке своих родителей. Тут много богатых людей, однако никто не демонстрирует свой заработок. Друзья из Москвы рассказывали, как их ребенок пришел и попросил новый телефон, ведь у всех в классе уже последняя модель, и ему не хотелось быть белой вороной. Здесь же легко можно встретить мультимиллионера на простой машине и в трениках из масс-маркета. Это поражало меня в первые месяцы после переезда.

Кичиться брендовой одеждой или дорогими аксессуарами тут не принято, это моветон. Благодаря поведению родителей такое отношение к деньгам складывается и у детей

Такая же история и с толерантностью: она перенимается от взрослых, которые знают, что дискриминировать людей по какому-либо признаку противозаконно, и обычно не станут допускать спорных высказываний. Пока мне кажется, что отношение к деньгам, толерантность тут воспитываются примером взрослых и особенностями места. В мультикультурной Кремниевой долине, где почти все переехали недавно, говорят с акцентом, многие начинают карьеру почти с нуля, дети изначально погружены в такую среду.Детей важно учить гигиене отношений так же, как и чистке зубов по утрам. И говорить с ними на сложные темы должны родители, это один из способов выращивания личности, которой в определенном возрасте важно получать ответы на конкретные специфические вопросы. Это общение — подготовка ребенка к внешнему миру. И лучше, чтобы он узнал многое о нем заранее, а не постфактум.

Не помню, чтобы со мной в детстве обсуждали вопросы пола лет до 11. Когда я в подростковом возрасте отправлялась в летний лагерь на три недели, мама попыталась что-то мне рассказать о критических днях и рождении детей, но это было, конечно, очень поздно. Я уже все прочитала в медицинской книжке, которая стояла у нас на полке. Но гораздо раньше узнала «про это» от друзей во дворе, которые сами непонятно где и что услышали. Все эти рассказы состояли из смешков и перешептываний, слабо соответствующих действительности.

Мне хочется, чтобы Патрик получил более объективную информацию об устройстве мира, отношениях между людьми и так далее. Безусловно, объяснения должны соответствовать возрасту и дополняться по мере взросления. Думаю, школа тут может стать лишь вспомогательным элементом. Например, в 10–12 лет детям будут рассказывать про половое воспитание, по большей части эти уроки предполагают курс самозащиты — там объясняют, что такое неприкосновенность тела, личные границы и так далее. Но все же полностью сваливать такие важные штуки на образовательное учреждение неправильно.Избалованных детей не бывает, это клеймо, которое ставится взрослыми. Такое же, как и другие эпитеты, относящиеся не к конкретному действию, а к самому ребенку. Как только мы даем ему такое определение, мы навязываем неконструктивное представление о себе. Ребенок все время находится в процессе формирования, он может сделать что-то вообще без умысла. Есть суждения, мотивы, эмоции, которые иногда могут выражаться неэкологично и неаккуратно, но это не является для него характерной чертой. Соответственно, даже если поведение противоречит нашим представлениям о «воспитанном ребенке», реагировать нужно только на конкретное действие.

Ставить ребенку диагноз — «избалованный» или «непослушный» — значит вгонять его в рамки социальных ожиданий

Выбраться из них крайне сложно. Поэтому я считаю, что в коммуникации с ребенком необходимо характеризовать только поступки.Правилами мы показываем ребенку модель, которой не существует. Наша жизнь довольно сложна, в ней много событий и поворотов, поэтому невозможно уложить ее в свод конкретных правил. Точнее, правила и режим должны быть, детям так проще, но важно оставаться с ними в контакте. Например, вместо того чтобы прогонять в комнату, потому что пришло время отбоя, можно сказать: «Знаешь, вообще-то мы должны пойти спать, но сегодня пришли наши замечательные друзья, если хочешь с нами посидеть — посиди. Хочешь, возьму тебя на ручки, или садись рядышком и послушай взрослые разговоры». В этом нет никакого ужаса, наоборот — подобный опыт развивает в ребенке гибкость, которая, несомненно, пригодится в дальнейшей жизни.

Я не верю в наказания. Когда детей наказывают, они не понимают в полной мере причинно-следственную связь. Вместо этого они сильно обижаются и злятся, не отдавая себе отчет, за что их наказали. Родители обычно говорят, что нужно раскаяться, но с маленькими детьми это не работает. Они просто не способны такое переварить. Если Патрик в чем-то провинился, мы разговариваем, причем довольно мягко. Когда какой-то поступок повторяется или он совершает что-то, что мы считаем недопустимым, например бьет другого ребенка, конечно, отводим его в сторону и разговариваем строго.

Вообще, у нас безумно демократичный стиль воспитания. Я даже не представляю, что можно было бы жестко запретить ребенку

Например, у нас нельзя съедать два мороженого в день: могут зачесаться ручки. Можно только одно, а еще можно разделить его пополам и поесть утром, а затем вечером. Ведь ребенка не интересует вес продукта в граммах, ему важно, что позже он захочет еще. Пусть это будет половинка, зато он порадует себя несколько раз за день. Будет постарше, перестанет чесаться — пересмотрим наши правила. Мы всегда и все стараемся аргументировать — что-то понимается, что-то пропускается мимо ушей. Главное, чтобы у Патрика был опыт и осознание, что с ним договариваются, что ему всегда готовы предложить альтернативу, при которой он не будет страдать от имеющихся ограничений.Важно знать свои корни: они способны определять нас. В свое время у меня не было возможности тесно общаться с бабушками и дедушками, я дочь военных инженеров, так что приходилось много ездить по стране. Хорошо, что сейчас благодаря интернету поддерживать контакт с бабушками и дедушками довольно легко. Мы созваниваемся по скайпу, переписываемся в семейном чате — регулярно отправляем туда фото и видео. Многие наши знакомые привозят бабушек и дедушек в Америку, но в нашем случае это проблематично: они плохо себя чувствуют, а лететь сюда долго. Поэтому в прошлом году мы всей семьей встречались в Европе, где провели вместе целый месяц, чтобы вдоволь насладиться компанией друг друга.

Я считаю такое общение очень важным и сейчас мечтаю об идеалистической картинке итальянской семьи, которая может собраться во дворе под фамильным деревом, где три или даже четыре поколения будут общаться и веселиться. Такие представления о большой дружной семье очень меня согревают.

Источник: mel.fm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *