Пол, гендер и гендерные роли: как в обществе формируются представления о мужском и женском

303

Елена Богданова

Почти каждый третий россиянин в 2019 году поддерживал традиционное распределение гендерных ролей, когда женщина занимается домашним хозяйством и заботой о детях, а мужчина отвечает за финансовое благополучие семьи [1]. Почему такое распределение больше не актуально, что происходит с гендерными ролями сегодня и зачем нужны гендерные исследования, ПостНауке рассказала социолог Елена Богданова.

Пол и гендер

Пол определяет биологическую принадлежность человека, его физиологические особенности. Ребенок рождается, и его классифицируют по половой принадлежности: мальчик или девочка. Далее он попадает в семью, в общество и начинает развиваться, социализироваться, обретать знания, навыки, умения. В процессе этого развития к нему или к ней начинают предъявляться требования и ожидания. Ребенок попадает в культурный контекст и так же, как учится ходить, есть, говорить, осваивает и эту систему знаний. 

Девочек с раннего возраста готовят к роли домашней хозяйки и матери: их учат, что они должны быть покладистыми, красивыми и заботливыми. Мальчиков же, напротив, готовят стать защитниками. Их учат терпеть, не плакать, не выражать эмоции и быть сильными. Этот комплекс ожиданий, который предъявляется к мальчикам или девочкам, как раз формирует надстройку, которую общество предписывает мужчине и женщине, — нормы поведения, внешнего вида. Надстройка, прилагаемая к биологическому полу, и называется гендером. 

До появления дисциплины гендерных исследований существовало понимание, что социальное биологически детерминировано, то есть мальчики и девочки такие, потому что они такими родились. Понимание того, что дуальное деление норм, конструируемое социумом, не совпадает с биологическим, дало начало развитию гендерных исследований в 1960–1970-х годах. Как раз в это время в социальных науках развивается направление социального конструктивизма, которое основывается на идее о том, что человек обладает активным сознанием и вся социальная реальность зависит от того, каким сознанием обладает человек, от того, что он или она знает и какими нормами и образцами руководствуется [2]. Соответственно, вся эта «гендерная надстройка» и гендерные отношения являются социально сконструированными, а не биологически предзаданными параметрами поведения, а значит, во-первых, могут не соответствовать буквально той бинарной системе гендерных образцов, которая привязана к разделению на мужской и женский пол, а во-вторых, могут меняться с течением времени.

Чем же плоха эта бинарная гендерная система? Тем, что она слишком жестко закрепляет за женщиной и мужчиной образцы поведения, набор ответственностей и ожиданий. Несоответствие этим образцам вызывает неодобрение со стороны общества, а может провоцировать и реальные болезненные санкции (как, например, увольнение с работы отцов, отважившихся взять отпуск по уходу за ребенком). Возможности выбирать сценарии поведения сильно сужаются. Кроме того, бинарная гендерная система обычно становится инструментом воспроизводства гендерного неравенства в обществе. Женщине, в которой видят только мать и хранительницу домашнего очага, трудно стать президентом.

Государство играет далеко не последнюю роль в создании тех самых нормативных, социально одобряемых гендерных ролей. Гендерная политика исходит в первую очередь из интересов государства. Когда Америка страдала от безработицы и государству было невыгодно, чтобы женщины занимали рабочие места, были нормализованы женская роль домохозяйки и мужская — единственного добытчика в семьи, создан позитивный образ благополучной семьи, устроенной по такому образцу. За возврат на рынок труда женщинам пришлось бороться, а за снятие гендерных барьеров в профессиональной карьере и за равный уровень зарплат борьба продолжается по сей день. Гендерная политика часто поддерживает гендерное неравенство. Поэтому борьба за гендерное равенство проявляется в форме сопротивления гражданского общества нормативным моделям, которые навязывает государство. 

Универсальных рецептов преодоления гендерного неравенства, к сожалению, не существует. Каждое общество проходит свой путь в осознании и решении этих вопросов. Важны не только социальные условия, но и исторические, культурные, религиозные. Мы помним, как в мусульманских обществах настоящим прорывом в развитии гендерного равенства стала борьба за право женщин на получение образования [3]. в 2014 году Нобелевскую премию мира «за борьбу против притеснений детей и молодежи и за права детей на образование» вручили пакистанской правозащитнице Малале Юсуфзай [4]. В Америке начала XX века женщинам пришлось бороться за избирательные права, и возникло известное движение суфражисток. В России же сложилась совершенно особенная историческая ситуация, в рамках которой женщины получили равные избирательные права с мужчинами после революции 1917 года, что исключило этот вопрос из гендерной повестки, но обострило другие. 

Как меняются гендерные роли

Гендерные роли меняются потому, что меняется общество. Меняется темп нашей жизни, возможности мобильности, представления об успешности. На нас ежедневно обрушиваются огромные объемы информации. Современная реальность предлагает широкий набор образцов, в том числе и гендерного поведения. Та бинарная система гендерных ролей, о которой было сказано выше, перестает совпадать с запросами и желаниями людей, становится слишком тесной. Безальтернативность ее противоречит широким возможностям выбора в планировании семейной жизни, профессиональной карьеры, творческим траекториям личности, которые существуют в современном обществе. Женщины больше не готовы получать зарплату в полтора раза ниже, чем у мужчин того же уровня квалификации. Кто-то рад посвятить себя семье и детям, а кто-то мечтает о профессиональной карьере. И первое и второе относится и к мужчине, и к женщине. Модель ответственного отцовства нравится всем. Мужчина, который ее реализует, не должен чувствовать себя неполноценным неудачником. Карьерно ориентированная женщина не должна получать упреки в том, что она недостаточно женственна или излишне рациональна.

Множественность гендерных ролей возникает, и важно, чтобы общество принимало это разнообразие как нормальное, имеющее право на существование. Общественный запрос всегда идет немного впереди социальных норм и институциональной структуры. Когда запрос дифференцирован и модернизирован, а публичные нормативные требования развернуты в сторону традиционной бинарной модели, да еще и поддержаны государственной гендерной политикой, возникает серьезный конфликт.  

Состояние общества неотделимо от того набора гендерных ролей, которые приняты в этом обществе в данный момент. Если общество изменилось, не получится сохранить гендерные роли в прежнем состоянии или вернуть общество в те условия, которые существовали сто лет назад. Это неосуществимо. При современных возможностях медицины, контрацепции, социального обслуживания, карьерных возможностей женщины не будут рожать 12–14 детей, что считалось нормой в России начала XX века. Общество за это время прошло трудный путь развития и уже не существует в том виде, и система гендерных отношений, естественно, изменилась. 

Что такое гендерная идентичность

Гендерная идентичность — это внутреннее самоопределение человека. Гендерная идентичность создается в процессе социализации человека в соотнесении с социальными и культурными образцами гендерного поведения. В начале жизни человек получает дифференциацию по признаку пола: мальчик или девочка. Это во многом определяет то, чему человека будут учить, какие требования ему будут предъявлять. По мере того как человек взрослеет, он или она получает все больше разнообразной информации, знакомится с широким разнообразием образцов гендерного поведения, идентифицирует или не идентифицирует себя с ними. Бинарное деление на мужское и женское оказывается континуумом, в котором между полярными точками возможно неограниченное количество вариантов ролей и идентичностей. 

Любое воздействие на нормативную систему гендерных отношений болезненно, поскольку это система властных отношений. Гендерная системы выстроена иерархически, и любая попытка ее разрушить может быть успешной только до определенной степени, поскольку идеальное равенство недостижимо. Кроме того, всегда возникает противодействие. Однако понимание системы гендерных ролей как дифференцированной, небинарной, сложно устроенной ведет к тому, что гендерные границы начинают стираться, вместе с ними и попытки преодолевать гендерное равенство становится более успешными. Вероятно, полностью преодолеть властную структуру гендерных отношений будет невозможно, но опыт западных модернизированных обществ показывает, что добиться можно многого.

Гендерное неравенство в России

В позднесоветское время был нормализован гендерный контракт работающей матери. Это означает, что от женщины ожидалось выполнение функции заботы о семье при полноценной занятости в сфере оплачиваемого труда. Происходило это не из-за того, что все советские женщины были ориентированы на карьеру и феминистски настроены, а потому, что зарплаты одного работающего было недостаточно для того, чтобы содержать семью. В итоге женщина, которая рожала детей, обеспечивала быт, заботилась о младшем и старшем поколении семьи и при этом работала, была сильно ограничена в возможностях профессионального роста и продвижении на руководящие позиции. Широко известно понятие стеклянного потолка. Оно означает, что в процессе карьерного роста, достигая определенного уровня, женщины упирались в тот самый воображаемый «стеклянный потолок», пробить который удавалось единицам. За весь период существования политбюро в него входили 188 мужчин и 5 женщин.

Сегодня проблемы гендерного неравенства в России выглядят иначе, но их не стало меньше. Общественный запрос, который в России достаточно модернизирован, вступает в конфликт с мощным публичным дискурсом, развернутым в сторону консерватизма и традициональных гендерных ролей. Когда человека ориентируют на соответствие традиционалистским гендерным ролям и идеализируют их, а в реальности подобные нормы поведения не совпадают с условиями существования человека, возникает определенный кризис ожиданий. Отражение такого несовпадения ожидания и реальности можно увидеть, например, в статистике разводов, которая в России в последние годы превысила 70%. Безработица, низкие зарплаты молодых специалистов, трудности заботы о маленьких детях и масса других обстоятельств — все это бросает вызов идеализированной модели традиционной семьи, в которой мужчина должен много зарабатывать, а женщина — рожать много детей и поддерживать уют. 

Роль гендерных исследований в формировании гендерной политики

Гендерные исследования изучают целый комплекс проблем, связанных с гендерными отношениями. Разнообразие тем широчайшее: гендер в политике и экономике, женские и мужские исследования, исследования телесности, сексуальности и так далее. Если представить всю систему социальных отношений как пирог, то гендер — это не какой-то его кусок или сегмент, а это слой пирога. Гендер — это часть личности человека. В любой сфере жизни и социальных отношений существует гендерный аспект.

Именно в силу того, что гендер так глубоко встроен в наше существование, буквально в тело, нам сложно распознавать причины неравенства и несправедливости, которые провоцирует система гендерных норм. Это то, к чему мы привыкли, то, о чем мы не задумываемся. Гендерные исследования помогают критически осмысливать социальную реальность, в которой мы существуем, вскрывать незаметные на первый взгляд проблемы. Для нас кажется привычной система, в которой учителя в обычных школах и врачи в обычных поликлиниках — женщины. Мы не задумываемся о том, что и то и другое — тяжелый малооплачиваемый труд. Не задумываемся и о том, что такая почти тотальная феминизация этих профессий влияет на то, как социализируются наши дети, какие нормы и образцы они осваивают. Гендерные исследования учат задавать вопросы о таких, казалось бы, очевидных и само собой разумеющихся вещах, проблематизировать их, пытаться их изменить.

Со времен третьей волны феминизма гендерные исследования приобрели самую разнообразную форму, однако проще всего их классифицировать по жанру исследования. Они варьируются от эпатажных феминистских текстов до научных и публицистических статей. Популярным подходом к изучению сегодня является квир — это исследования, которые направлены на исследование случаев, выходящих за рамки нормативных моделей. В этот ряд можно включить гомосексуальность, любые неопределенности гендерной идентичности и так далее. Подобные как никакие другие показывают, что гендер — это социально сконструированная часть личности, которая может быть любой, в том числе ненормативной, проблематизированной. 

К сожалению, из-за пандемии коронавируса произошел серьезный откат всех достижений феминизма и гендерных исследований. Это произошло потому, что сместились акценты социальных проблем: проблемы гендера и равенства отошли на второй план, тогда как здравоохранение, защита пожилых людей и развитие науки стали основной повесткой.

Более того, пандемия повлияла на обострение всех видов неравенства — не только гендерного, но и этнического и экономического. Усугубилась проблема домашнего насилия, многие люди потеряли работу. Те группы, которые считались социально уязвимыми до пандемии (матери-одиночки, молодые матери, семьи с маленькими детьми), стали еще более уязвимыми. Это произошло потому, что с перемещением жизни в домашние условия на плечи женщины оказалась возложена необходимость компенсировать недоступные в условиях пандемии социальные институты: школы, детские сады. По данным западных исследований, с декабря 2019 года упало и продолжает падать количество текстов, подаваемых женщинами для публикации в научные журналы [5]. Без целевых компенсирующих мер в отсроченном эффекте это упущенные карьерные возможности, сокращенные ставки, угроза увольнения. 

Гендерные исследования необходимы в том числе и для того, чтобы обеспечить данные для создания государственных программ помощи наиболее уязвимым гендерным категориям. Идеальное равенство недостижимо, но меры, балансирующие возможности и диспропорцию возможностей, необходимы. Для этого требуется очень грамотная гендерная политика — тонкая, соответствующая культурным и социальным обстоятельствам, выращенная в контексте данного общества.

Елена Богданова кандидат социологических наук, доцент факультета социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге

Источник: Пост Наука https://postnauka.ru/themes/bogdanova

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *