Киники и циники: как научиться уму и спокойствию у философов-собак

19.04.2022
282

Артур Брукс Роман Шевчук

Быть циником сегодня — значит ни в чем не разбираться и считать всех кругом идиотами. Иначе говоря, цинизм — это всего лишь конформизм в современном обществе. Исследования показывают, что циники чаще страдают от депрессии, низкого дохода и неуважения окружающих. Не пора ли вернуться от этого жалкого состояния к древнегреческой философии кинизма, учившей прямо противоположному? Журнал The Atlantic предлагает вспомнить ее основы: счастье, дисциплина, самодостаточность и сотрудничество.

Сегодня в мире рекордное число марксистов — но последователей Граучо, а не Карла Маркса: «Я против чего бы то ни было. // Я не знаю, о чем люди говорят, // Но это и не важно», — пел Маркс в 1932 году в своем фильме «Лошадиные перья».

Тогда это было сатирой, сегодня же воспринимается всерьез: цинизм — то есть убеждение в человеческой аморальности и склонности к вероломству — господствует в американской культуре. По сравнению с 1964 годом, количество американцев, верящих, что правительство поступает верно «всегда или почти всегда», снизилось на 53% — с 77% до 24%. Отношение к другим общественным институтам изменилось аналогичным образом.

Появилось ли с тех пор больше оснований для цинизма — открытый вопрос. Однако факт остается фактом: модный нынче циничный взгляд на жизнь отрицательно сказывается на нашем душевном и материальном благополучии.

Современные люди исказили изначальный смысл этой философии. Вместо того, чтобы считать, что все вокруг — отстой, мы должны брать пример с древнегреческих киников, которые стремились к истине и восставали против статуса-кво.

Родоначальником философской школы кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а популяризатором — Диоген Синопский, живший в V веке до н.э. Киники отрицали любые соображения, препятствующие переосмыслению общепринятых догм, поиску истины и счастья. Если современный циник говорит, что президент — идиот, и поэтому его политика никуда не годится, древний киник непредвзято проанализировал бы каждый пункт этой политики.

Современный циник с ходу отрицает идеи («это глупо»), тогда как древний киник воздерживался от суждений («возможно, это правильно, а возможно — нет»).

«Цинизм в современном смысле полностью противоположен своему изначальному значению. Сегодня он означает скорее отказ от моральных и интеллектуальных поисков», — пишет Дэвид Мацелла из Хьюстонского университета в своей книге «Истоки цинизма».

Во времена Антисфена не было индекса счастья, поэтому мы не можем определить, насколько киники были удовлетворены жизнью по сравнению с теми, кто не придерживался их философии. Однако мы знаем наверняка, что современный цинизм вреден. Исследование, проведенное в 2009 году, показало, что циники примерно в пять раз чаще страдают от депрессии. То есть желчные 25-летние люди рискуют превратиться в угрюмых 44-летних.

Современные циники также отличаются более слабым здоровьем. В 1991 году ученые провели исследование среди мужчин среднего возраста и обнаружили, что циничный взгляд на жизнь существенно повышает риск умереть от рака и сердечных заболеваний — возможно из-за того, что ведет к злоупотреблению алкоголем и табачными изделиями. А исследование, проведенное в 2017 году среди финских мужчин среднего возраста, показало, что цинизм также является предиктором преждевременной смерти.

Дальше — хуже. Люди, как правило, не уважают циников.

В статье, опубликованной в 2020 году в «Журнале экспериментальной психологии», утверждается, что цинизм лишает человека уважения окружающих — возможно, из-за того что такие люди сами ведут себя неуважительно по отношению к другим, и это порождает порочный круг.

Кроме того, циники, как правило, меньше зарабатывают. В 2015 году ученые установили, что даже с поправкой на пол, уровень образования и возраст, наименее циничные люди за девять лет увеличивали свой заработок в среднем на $300 в месяц. Наиболее циничные через девять лет получали столько же, сколько раньше, или меньше. Исследователи объяснили это тем, что циники «чаще упускают возможности для сотрудничества и, как следствие, лишают себя помощи окружающих». Иначе говоря, быть мизантропом — себе дороже.

Чтобы стать более благополучным, нужно не только избегать цинизма во всех его проявлениях, но и стремиться стать настоящим киником.

Древние киники жили согласно определенным принципам, в основе которых лежат сознательность, безразличие к мирским благам, радикальное равенство и здоровый образ жизни.

Звучит похоже на христианство и буддизм? Это не случайно — греческие философы, в том числе скептики, современники киников, испытали на себе влияние индийской традиции (о которой в Греции узнали благодаря походам Александра Македонского), а в последующие века идеи кинизма и его наследника стоицизма повлияли на раннюю христианскую философию.

Чтобы проникнуться идеями киников, я советую посвятить каждому из кинических принципов отдельный день.

1. Эвдемония («счастье»)

Древние киники знали, что невозможно достичь счастья, участвуя в непрерывной борьбе за собственность, удовольствия, власть и престиж. Счастье можно обрести лишь отрекшись от ложных желаний. Составьте список мирских благ, которые привлекают вас — например, дорогие вещи или восхищение окружающих — и скажите вслух: «Я отказываюсь подчиняться этим желаниям».

2. Аскезис («дисциплина»)

Мы не сможем очистить сознание от тумана и путаницы до тех пор, пока не перестанем притуплять свои чувства, будь то при помощи алкоголя и наркотиков или бессмысленных развлечений, обеспечивающих нам бегство от реальной жизни. Примите решение воздерживаться от вредных веществ и привычек. Вместо того, чтобы после ужина смотреть телевизор, отправьтесь на прогулку. Вместо коктейля выпейте стакан воды и почувствуйте свежесть от каждого глотка. Такая дисциплина укрепит вашу силу воли и поможет приобрести привычки, способствующие счастью.

3. Автаркия («самодостаточность»)

Если мы нуждаемся в одобрении окружающих, то никогда не достигнем самообладания и истинной свободы. Откажитесь от потребности в одобрении со стороны окружающих. Проанализируйте, за что вы чаще всего ищите похвалы — за свою внешность, свой ум или свою успешность — и сознательно старайтесь подавить эту потребность.

4. Космополитес («космополитизм»)

Сравнивая себя с окружающими, мы настраиваем себя против них. Дружба и любовь в таких условиях становятся невозможны. Начинайте каждый день с напоминания себе о том, что все люди равны, и обещания не относиться к людям по-разному в зависимости от их статуса. Ведите себя одинаково и со своим начальником, и с баристой.

Циник несчастен, потому что заточен в несправедливом мире. Киник счастлив — но не потому что считает мир совершенным, а потому что более сосредоточен на внутреннем мире, над которым он имеет власть.

Есть одна известная история, резюмирующая этот образ жизни.

Диоген был знаменит тем, что не принимал ничью сторону, и поэтому был не в почете у власть имущих. Однажды философ по имени Аристипп, который пользовался благосклонностью правителей, застал Диогена за мытьем овощей — презираемой древними греками пищи. Диоген не смутился, и сказал Аристиппу: «Если бы ты приучил себя есть овощи, то не стал бы рабом при дворе тирана».

Если вы хотите стать настоящим киником и счастливым человеком, приучите себя «есть овощи»: пусть окружающие и пренебрегают ими — но вы для себя обнаружите, что они насыщают намного лучше, чем пустые калории конформизма.

ИСТОЧНИК: Нож https://knife.media/the-two-types-of-cynism/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *