Петр как эпоха. Период правления первого российского императора – кладезь для ученых

17.08.2022
151

Исполнилось 350 лет со дня рождения первого российского императора Петра I. В стране широко отмечается эта дата, в очередной раз отдала должное делам петровским и Российская академия наук – заседание Президиума РАН было посвящено теме «Петр I – его эпоха в современном научном освещении».

Андрей СУББОТИН

Предваривший выступления историков президент РАН Александр Сергеев подчеркнул, что дальнейшее изучение огромного наследия Петра I актуально в самых разных сферах: в политике, культуре, науке…

Доклад заместителя директора Института российской истории РАН по научной работе Виктора Захарова был посвящен месту Петра Великого в современной российской историографии. Он заметил, что юбилеи императора Россия отмечала уже неоднократно. Самое большое празднование, по словам ученого, было в 1872 году. В Москве с уличными чтениями тогда выступал историк Сергей Соловьев. В честь императора был открыт Государственный исторический музей. Остальные юбилеи не получали такого внимания публики. И вот в 2018 году указом Президента РФ были объявлены масштабные празднования, создан оргкомитет, намечены десятки крупных мероприятий, среди которых большое место отведено РАН.
По словам докладчика, спектр исследований самых разных вопросов жизни и деятельности императора сегодня расширяется. Активно изучаются его преобразования на севере России, на Урале, в Сибири, на Северном Кавказе. Уделяют внимание его личности и зарубежные ученые – из Туниса, Кореи, Китая… «Опыт Петра I важен во всем мире», – подчеркнул Виктор Николаевич.
Ученый также отметил, что личность Петра всегда вызывала острые дискуссии. Но фактом остается то, что при нем произошло становление российской науки, появилось огромное количество коллекций, открывались первые музеи, в страну приглашались иностранные ученые, что в итоге привело к появлению Академии наук.

Директор Санкт-Петербургского института истории РАН Алексей Сиренов подвел первые итоги реализации научного проекта «Digital Петр» – чтение рукописей Петра I с привлечением технологий искусственного интеллекта. Читать автографы императора непросто – у него год от году почерк менялся не в лучшую сторону. «Digital Петр» – это уникальная платформа по распознаванию рукописей самодержца, созданная разработчиками Sber AI вместе с Российским историческим обществом. Этот интернет-ресурс ориентирован на аудиторию профессиональных исследователей и любителей истории. Посетители сайта могут загрузить рукопись Петра I самостоятельно, а могут воспользоваться функцией расшифровки заранее заготовленных рукописей.

Но, как рассказал Алексей Сиренов, программу еще нужно дорабатывать, чтобы она могла решать, как минимум, две важные исследовательские задачи: проводить экспертизу подлинности документа (пока фальшивку и настоящий текст она не различает) и делать атрибуцию, то есть определять, кто именно является автором рукописного документа. Над этим трудятся ученые из Санкт-Петербургского института истории РАН и ПАО «Сбербанк». Цель – дальнейшее развитие системы распознавания и построение моделей чтения русской скорописи XVI – начала XVIII веков, а также писем других эпох.

Уже начата работа с Актами приказного делопроизводства рубежа XVII-XVIII веков. Обучена модель, которая распознает более 95% символов. Однако не менее 80% скорописных документов еще не прочитаны и лежат в архивах. Например, «Ландратские книги и ревизские сказки», содержащие более 5 миллионов страниц с родословными (это 5328 томов). По разным оценкам, нерасшифрованными пока остаются более 100 миллионов страниц рукописного текста.
Акварели художницы-натуралистки Марии Сибиллы Мериан, приобретенные Петром Великим, стали темой выступления директора Санкт-Петербургского филиала Архива РАН члена-корреспондента РАН Ирины Тункиной. Она рассказала, что царь Петр дважды был в Голландии (в 1697-1698 и 1716-1717 годах), где проявил интерес к ремеслам, наукам и художествам. Для царских библиотеки и Кунсткамеры, которыми ведал лейб-медик, архиатр Роберт Арескин, были приобретены несколько естественнонаучных коллекций (анатомические препараты, гербарии, коллекции бабочек и т. п.).

Экспертом царя в области живописи стал знаток мастеров нидерландской школы, живописец швейцарского происхождения Георг Гзель. В 1717 году он женился на акварелистке Доротее Марии Генриетте Хендрикс. В доме Гзеля Петр увидел произведения ее матери Марии Сибиллы Мериан – поразительные по точности и художественному совершенству рисунки экзотических растений, насекомых, ракообразных, минералов и т. п. Петр I приказал купить оригинальные научные рисунки («Архетипы») и печатные труды Марии Сибиллы Мериан о южноамериканских растениях и насекомых – с раскрашенными от руки гравюрами. Отдельные рисунки и книгу Мериан «Дневники художницы» для собственного собрания купил и Роберт Арескин.

К началу 1742 года подлинных рисунков Мериан в Петербурге насчитывалось уже 8 альбомов. Это было самое крупное собрание рисунков художницы в мире. Однако в ХIХ веке они распылились по профильным академическим музеям, значительная часть их была утрачена. Ценность творчества Марии Сибиллы Мериан – в синтезе научного наблюдения и художественного воплощения наблюдаемой природы, запечатленной в филигранной работы акварелях и рисунках, сказала Ирина Тункина. Это не было подвластно ни одному натуралисту ни до, ни после нее.

Сегодня уникальные акварели первой в мире женщины-энтомолога, ничуть не изменившие цвет со времен Петра, хранятся в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН (184), Научно-исследовательском отделе рукописей Библиотеки РАН (285 рисунков) и Библиотеке Ботанического института РАН (18 работ), а также в частных и государственных коллекциях по всему миру. Однажды Николай Вавилов, осматривая коллекцию рисунков цветов Марии Сибиллы Мериан в Архиве АН СССР, воскликнул: «А вы чувствуете их запах? Ведь Мериан перенесла на пергамен даже запахи цветов!»

Комментируя выступления, академик Валерий Тишков отметил: «Ни в каких Web of Science, ни в индексах цитирования невозможно отразить работу с бумагами Петра I.

У гуманитариев очень разно­образный круг занятий, особенно занимающихся отечественной тематикой. Его нужно по-особому учитывать как результат нашей научной деятельности», – сказал академик.

О цене реформ и о том, что Петр брал из Европы только то, что было нужно России, говорил научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян. Он подчеркнул, что фигура Петра I «признана Западом».

С заключительным словом выступил директора Института археологии РАН академик Николай Макаров. Он отметил, что первым критиком петровских реформ был «западник» Николай Карамзин, который считал, что реформы раскололи русское общество. По словам Николая Макарова, петровская эпоха очень сложна и всегда будет изучаться, а при оценке преобразований того времени важно учитывать фундамент XVII века, во многом предопределивший продуктивное развитие страны в эпоху Петра I.

«Сегодня эта тема звучит очень современно, а роль исторической науки в осмыслении связей истории с действительностью только возрастает», – добавил в заключение Александр Сергеев.

ИСТОЧНИК: Поиск https://poisknews.ru/themes/history/petr-kak-epoha-period-pravleniya-pervogo-rossijskogo-imperatora-kladez-dlya-uchenyh/

Андрей Ткаченко: «Изучение событий и документов о Северной войне позволит россиянам глубже понимать исторические процессы»

Холдинг GS Group направил около 2 тыс. экземпляров книги о Северной войне 1700-1721 годов в общественные и школьные библиотеки Санкт-Петербурга, Ленобласти и Карелии, Калининграда, Пскова и Великого Новгорода. Книга содержит редкий иллюстративный материал и уникальные исторические документы. Издание научно-популярной книги «300 лет большой победы: Петр I и Северная война» было приурочено к 350-летию со дня рождения Петра I.

Регионы, в которых была проведена презентация книги, имеют непосредственное отношение к событиям того периода. В частности, Псков и Новгород играли ключевую роль в логистике, снабжении и строительстве кораблей. После поражения под Нарвой в 1700 году Петр поручил генералу Н.И. Репнину укрепить эти города и готовиться к обороне. В короткие сроки вокруг каменных крепостей, построенных в XVI веке, были возведены деревоземляные бастионы (больверки) и куртины. Из Москвы были присланы артиллерийские орудия для операций Б.П. Шереметьева. В этих городах и окрестностях собирались военные силы, хранились продовольственные и боевые запасы. Остатки укреплений кремля, возведенные по приказу Петра I, сохранились до наших дней. 

Также победа в Северной войне позволила обеспечить безопасность территории, на которой началось строительство Санкт-Петербурга. Первая иностранная делегация в Петербург состоялась осенью 1703 года, когда, несмотря на морскую блокаду шведов, в город прибыл корабль из Нидерландов. А уже на следующий год было основано Главное адмиралтейство для строительства и ремонта военных кораблей. На территории Ленинградской области были одержаны первые значимые победы Северной войны: взяты крепости Нотебург и Ниеншанц, Ям и Копорье. В 1710 году петровская армия победила под Выборгом, оттеснив шведов от Ладоги и ижорской земли. Вскоре после закладки камня в основание Петербурга, возникло поселение при закладке казённого оружейного завода, сначала названное Шуйским в связи с погостом, на территории которого было организовано производство. Через год завод переименовали в Петровский, а в 1777 году слобода получила название Петрозаводск и статус города.

Несмотря на то, что непосредственно на территории Пруссии не велись военные действия Северной войны, с развитием в те годы российского государства тесно связан город Балтийск. Петр Первый неоднократно заезжал в крепость Пиллау, где он учился фортификационному искусству и артиллерии и в 1697 году встречался с будущим королем Пруссии Фридрихом I в ходе Великого посольства в европейские государства для установления военно-политических и культурно-экономических связей. Путь Великого посольства следовал через Кёнисберг и Ригу. Уже после легендарной битвы под Полтавой, между Петром и Фридрихом был заключен Мариенвердерский договор о совместных действиях в Северной войне. Спустя несколько лет примеру Пруссии последовали правители Мекленбурга и Ганновера — годы, когда Россия в одиночку противостояла Швеции, остались позади. Символом русско-прусского союза стал янтарный кабинет, больше известный как «янтарная комната», похищенная во время Второй мировой войны и восстановленная при поддержке немецких промышленников к 2003 году.

«Сегодня, когда не только молодежь, а люди практически всех возрастов являются активными пользователями интернета, может показаться, что книга как источник знаний безвозвратно утратила свои позиции, это не совсем так. В России по-прежнему развита культура чтения, а книга, как никакой другой формат, позволяет не только собрать, каталогизировать сведения, но и передать необходимую яркость и полноту восприятия.   По моему убеждению, книга по-прежнему сохраняет свои позиции среди читателей, поскольку в сети, ориентированной на визуализацию, короткие и коллективно редактируемые сюжеты, трудно найти настолько насыщенный и полный материал, в том числе картографический, про Северную войну. Наш проект, в определенной степени, восполняет этот пробел», — рассказал президент холдинга GS Group Андрей Ткаченко.

По своей структуре книга напоминает иллюстративную энциклопедию событий той поры, которые описаны в хронологическом порядке. Статьи касаются практически всех аспектов жизни — от социально-экономических и военных до внутриполитических и культурно-хозяйственных. Благодаря собранным материалам, включая иллюстрации, читатель получает полную картину эпохи, глубже понимает предпосылки и процессы, которые привели сначала к военным действиям, а позже к блестящей победе российской армии и глобальному вовлечению, адаптации новых земель в российскую жизнь. Традиционно российскими историками рассматривались в первую очередь военные действия русской армии и флота и деятельность царя в первый период войны, а также главные военные успехи во второй период.

Тираж книги, ставшей результатом масштабной работы по сбору и каталогизации материала, передается на благотворительной основе в общественное пользование: в городские и школьные библиотеки. Таким образом, по мнению инициаторов проекта, школьники, студенты, исследователи региона и просто читатели всех возрастов получат в свое распоряжение ценнейшие сведения, которые могут мотивировать к изучению и дальнейшему исследованию истории своего города, региона, страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *