Лех Валенса. От электрика до нобелевского лауреата

20.03.2024
420

Лех Валенса — первый демократически избранный президент Польши после 1989 года и лауреат Нобелевской премии мира. Харизматичный лидер, который сотрудничал со спецслужбами. Какой же Валенса на самом деле — разбираемся в нашей статье.

Петр ЛИПИНЬСКИЙ

Лех Валенса — харизматичный народный лидер. Для поляков он — как для других народов Махатма Ганди, Нельсон Мандела, Мартин Лютер Кинг. Символ бескровной и успешной борьбы с коммунистическим режимом.

Леху — как его называют, — уже восемьдесят, но страсти вокруг его личности не утихают и сегодня. Он никогда не отказывает себе в удовольствии сказать что-нибудь неожиданное. В одном из недавних интервью, например, заявил, что ему давно следовало бы развестись с женой, Данутой, с которой он прожил не один десяток лет, поскольку та его не любит. Но он не разведется — потому что верит в Бога.

Наверное не найдется поляка, которому не было бы знакомо его лицо со знаменитыми пышными усами. Многие знают и о том, что Лех и Данута воспитали восьмерых детей. С годами, правда, из худощавого рабочего Валенса превратился в тучного политика.

Одни искренне его обожают, другие люто ненавидят. Я говорю об этом сразу, чтобы никто не подумал, будто можно сохранять объективность, когда пишешь о Валенсе. Мое отношение к нему — это эмоциональные качели: иногда я им восхищаюсь, иногда — не выношу.

На рубеже ХХ и ХХI веков Лех Валенса, наряду с папой римским Иоанном Павлом II , был самым известным в мире поляком. Символом движения «Солидарность» и перемен, которые в 1989 году привели к падению коммунистического строя в Польше. Ему, простому электрику, довелось выступать в американском Конгрессе и получить награду из рук королевы Елизаветы II. Повествование о нем неизбежно затрагивает важнейшие события современной польской истории.

Юность и Гданьская судоверфь

Лех Валенса родился в деревне Попово во время Второй мировой войны, 29 сентября 1943 года. Он был четвертым ребенком в бедной крестьянской семье Феликсы и Владислава. Отец Валенсы умер через два года после рождения сына.

Учился Лех из рук вон плохо. Книг, по его собственному признанию, практически не читал. Валенса окончил техникум, получив специальность в области механизации сельского хозяйства. Сперва устроился на работу на сельской машинно-тракторной станции, затем — электриком на Гданьской судоверфи . Это имеет огромное значение: рабочий выступил против коммунистической власти, которая якобы проявляла особую заботу о судьбе рабочего класса. Однако именно на польском побережье Балтики власть (а если быть точными — руководитель партии Владислав Гомулка ) в декабре 1970 года приказала стрелять в рабочих судоверфи им. Парижской Коммуны в Гдыне, протестовавших против повышения цен на мясо. Валенса тогда был одним из лидеров стачки на Гданьской судоверфи.

В 1976 году его уволили за критику государственных профсоюзов. Во второй половине 70-х Валенса был уже ярым оппозиционером. Он сотрудничал с подпольным Комитетом общественной самообороны — КОР, состоял в оппозиционных Свободных профсоюзах Побережья.

Когда в августе 1980 года на Гданьской судоверфи началась забастовка, Валенса перемахнул через забор верфи. Это событие приобрело символический характер: Лех Валенса попал на территорию предприятия, с которого его уволили несколько лет назад, и снова стал во главе забастовки. Вскоре к рабочим присоединились советники, выдающиеся польские интеллектуалы. Комиссию экспертов возглавил Тадеуш Мазовецкий, известный католический деятель. В 1989—1991 годах — премьер-министр Польши.

В результате забастовки властям пришлось подписать Августовские соглашения, содержавшие 21 требование, в частности — создание независимых профсоюзов, ограничение цензуры, введение нерабочих суббот, отмена привилегий для сотрудников милиции и Службы безопасности, введение талонов на мясо до тех пор, пока не будет восстановлено рыночное равновесие. Лех Валенса поставил свою подпись знаменитой огромной авторучкой с изображением Иоанна Павла II.Лех Валенса подписывает документы. Славек Беганский / Forum

Это особый, поворотный момент в истории Польши. Он завершил десятилетие пропаганды успехов Эдварда Герека , в результате политики которого у государства накопились серьезные долги. Возмущение поляков отсутствием товаров в магазинах росло. Смелости населению страны придало и избрание поляка на папский престол. Иоанн Павел II начал понтификат в 1978 году. Сегодня многие критикуют его за ошибки, например, в вопросах морали, но тогда он был надежным оплотом антикоммунистической оппозиции.

Карнавал и беспросветность

1980-1981 годы в Польше назвали «карнавалом»: это было время радости и политической свободы. Люди открыто заявляли о своих антикоммунистических убеждениях, продолжались забастовки. Цензура уже не была такой жесткой, в газетах публиковали больше правды, чем прежде. И, самое важное, был зарегистрирован Независимый самоуправляемый профсоюз «Солидарность», а возглавил его Лех Валенса, став символом этого движения.

Время эйфории продолжалось до 13 декабря 1981 года, когда генерал Войцех Ярузельский объявил военное положение . Деятели «Солидарности», в том числе Лех Валенса, были интернированы. Власти пытались склонить Валенсу к сотрудничеству, но он отказывался.

В 1983 году Лех Валенса был удостоен Нобелевской премии мира, которую от его лица получила в Норвегии Данута. Валенса опасался, что, если он поедет в Осло, его не впустят обратно в Польшу.

В глазах властей самый знаменитый поляк оставался «частным лицом». Для коммунистов он был не только политическим врагом, но и символом клерикализма. На лацкане пиджака Валенса всегда носил значок с изображением Девы Марии.

80-е годы — это довольно мрачное десятилетие. Войцех Ярузельский, несмотря на безраздельную власть, не был способен реформировать экономику. Самое мудрое его решение — провести переговоры с представителями нелегальной оппозиции, бесспорным лидером которой оставался Лех Валенса.

Время беспросветности закончилось в 1989 году. Валенса был одним из главных переговорщиков от оппозиции и «Солидарности», дискутировавшей с правительством в ходе заседаний Круглого стола, которые продолжались с февраля по апрель. Их результатом стали частично демократические выборы , состоявшиеся в июне. Коммунисты их проиграли.

Все складывалось как нельзя лучше — пост премьер-министра занял представитель оппозиции Тадеуш Мазовецкий, а пост президента — для политического равновесия — Войцех Ярузельский. Лешек Бальцерович провел болезненную, но эффективную экономическую реформу. Тем временем Лех Валенса решил смешать фигуры на политической шахматной доске.

Война в верхах

В середине 1990 года Валенса, узнав о разногласиях в рядах антикоммунистической оппозиции, развязал так называемую «войну в верхах». Как председатель «Солидарности» он обвинил первое некоммунистическое правительство Польши во главе с премьером Тадеушем Мазовецким в том, что реформы проводятся слишком медленно. В свойственной ему эмоциональной манере Валенса заявил, что будет ездить по стране с топором и рубить воров.

Вообще-то это был конфликт между правым и левым крылом оппозиции, еще недавно сплоченно выступавшей против коммунизма. Лагерь «Солидарности» раскололся на две противоборствующие группы, что было непонятно значительной части поляков. Хотя, на самом деле, рано или поздно это должно было случиться. Однако по-настоящему шокирующей была та стремительность, с которой конфликт вышел за пределы «Солидарности». Ведь с июньского перелома 1989-го прошел всего год.

В том же 1990 году Лех Валенса боролся за президентское кресло с Тадеушем Мазовецким. «Война в верхах» вызвала бурю эмоций поляков и подорвала доверие к известным политикам. Именно тогда на политической сцене из ниоткуда (точнее — из Перу) появился польский эмигрант Стан Тыминьский, строивший свою избирательную кампанию на утверждении, что он — единственный «человек не из системы». Другим аргументом Тыминьского было то, что в черном портфеле, который у него всегда с собой, собран компромат на Валенсу. Пожалуй, это один из самых нелепых моментов в польской истории последних тридцати лет. Стан Тыминьский прошел во второй тур президентских выборов вместе с Лехом Валенсой. Человек ниоткуда победил заслуженного Тадеуша Мазовецкого.

Выборы выиграл Валенса. Он стал первым послевоенным президентом, избранным демократическим путем.

Наши дни

Лех Валенса в футболке с надписью «Конституция». Источник: Лех Валенса / фейсбук

В последние годы Леха Валенсу нередко можно увидеть в футболке с надписью «Конституция» — так он выражает протест против нарушений законодательства находившейся до недавнего времени у власти правой партии «ПиС» Ярослава Качиньского. Однако не стоит забывать, что и у Леха Валенсы были свои «достижения» в деле нарушения закона. В период его правления, в 1990—1995 годах, даже появилось выражение «фаландизация закона» — по фамилии одного из советников Валенсы, профессора Леха Фаландыша. Незаурядная личность, мой научный руководитель на юридическом факультете Варшавского университета, а еще — мастер слишком креативной трактовки правовых норм.

Важную роль в канцелярии президента Валенсы играли Лех и Ярослав Качиньские. Позже пути братьев и Валенсы разошлись, и Качиньские стали ярыми противниками Валенсы. Но в 90-е годы в народе ходил стишок, отсылавший к поговорке первых лет существования ПНР. В послевоенные годы говорили: «Не диплом, а пыл и вера продвигают офицера» . Так высмеивалось продвижение по службе в военной сфере людей, которые не могли похвастаться образованием, зато демонстрировали беззаветную преданность новой, коммунистической власти. А в 90-е годы эту поговорку переделали в другой стишок: «Не диплом, а двое братцев подсобят тебе избраться» . Полагаю, сейчас не все поляки поймут эту шутку, поскольку мало кто помнит о тесных связях Валенсы и братьев Качиньских. Польша пережила столько изменений в политических союзах, что некоторые из них сегодня могут показаться просто невероятными.

«Валенсизмы»

Лех Валенса славится своими поговорками, которые получили название «валенсизмы». Это его мудрые мысли, логически противоречивые и зачастую не слишком грамотно сформулированные. А потому забавные. «Неохота, а зато придется» («Nie chcem ale muszem»), — ответил он на вопрос, будет ли он баллотироваться в президенты. В другой раз Валенса заявил: «Я за и даже против» («Jestem za a nawet przeciw»). Однажды он перечислял «плюсы положительные и плюсы отрицательные» («plusy dodatnie, plusy ujemne») и увещевал: «Нельзя предъявлять претензии Солнцу за то, что оно вращается вокруг Земли» («Nie można mieć pretensji do Słońca, że się kręci wokół Ziemi»).

Несть числа его высказываниям. Многие из них вошли в повседневную речь поляков. За «валенсизмы» бывший президент неоднократно удостаивался премии «Серебряные уста» Вручалась с 1992 по 2018 год за неординарные высказывания общественных деятелей, в основном — политиков. Победителя выбирали слушатели. «Польского радио».

Сотрудничество со спецслужбами

Наконец, нельзя не вспомнить один эпизод из жизни Леха Валенсы, после которого он перестал существовать для многих поляков. В последние годы Валенсу обвиняли в сотрудничестве со Службой безопасности. И действительно, документы подтверждают, что в первой половине 70-х годов он доносил на товарищей. Заявление о сотрудничестве Валенса подписал в декабре 1970 года, однако впоследствии прекратил работу с СБ. После введения военного положения, власти намеревались шантажировать Валенсу, угрожая обнародовать эту историю.

Лех Валенса эту версию событий отрицает, утверждая, что документы были подделаны. Прокуратура, в свою очередь, после проведения графологической экспертизы, обвинила его в том, что он дал ложные показания.

Как следствие этих вполне обоснованных обвинений стали звучать домыслы (уже не подкрепленные никакими доказательствами), будто Лех Валенса возглавлял «Солидарность» по приказу Службы безопасности. Это уже конспирологическая версия истории, согласно которой коммунисты все время манипулировали оппозицией — даже переговоры Круглого стола якобы были операцией секретных служб, разработанной за пределами Польши, очевидно в Москве.

Если кому-то хочется в это верить — пожалуйста. Моя логика, однако, подсказывает: если бы секретные службы ПНР работали с такой невероятной эффективностью, в Польше и сегодня у власти оставались бы коммунисты. Конечно, сторонники теории заговора возразят, что коммунисты, разумеется, по-прежнему тайно правят через своих детей, работающих в СМИ.

В описании эпизода «доносительства» из жизни Леха Валенсы, казалось бы, нет ничего необычного. Долг историков и журналистов — раскрывать подобные факты. Однако в глазах очень многих этот прискорбный эпизод перечеркнул всю биографию Валенсы.

Любят ли поляки разрушать свои легенды? Герой Лех Валенса или предатель? Подытожить рассказ я хотел бы в стиле самого Валенсы: у каждой палки два конца, а если ее сломать, то и четыре.

Перевод Сергея Лукина

Петр Липиньский profile picture

Петр Липиньский

Журналист, почти 20 лет сотрудничает с Gazeta Wyborcza. Публиковался также в журналах Polityka, Po prostu, Newsweek и других польских и зарубежных изданиях. Автор документальных фильмов. Занимается периодом коммунистической власти в Польше, автор документальных фильмов. 

ИСТОЧНИК: Новая Польша https://novayapolsha.eu/article/lekh-valensa-ot-elektrika-do-nobelevskogo-laureata

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *