Музей имени пикселя

10.02.2011
1 036

Третьяковская галерея и Эрмитаж в числе семнадцати крупнейших музеев мира приняли участие в международном арт-проекте Google. Отныне на сайте googleartproject.com в мельчайших деталях можно рассмотреть более тысячи произведений искусства. Запуск нового виртуального проекта, посвященного изобразительному искусству, сулит небывалые выгоды и возможности интернет-пользователям по всему свету. Можно даже подумать, что речь идет о своего рода революции в музейном мире.

Дмитрий Смолев

Лиха беда начало: сейчас в арт-проекте, инициированном компанией Google, принимают участие 17 музеев (надо заметить, отнюдь не последних). Если целеустремленно продолжить эту работу, то теоретически возможно обеспечить виртуальное посещение всех сколько-нибудь значимых экспозиций планеты. Возникает резонный вопрос: зачем тогда ехать в другой город или другую страну, стоять в очереди, платить за входной билет и вообще совершать лишние телодвижения? Все самое интересное и так отразится на домашнем мониторе в результате нехитрых манипуляций с клавиатурой.

Однако простые выводы не всегда бывают наиболее верными и очевидными. Начать с того, что если бы интернет-экспансия всерьез угрожала посещаемости лондонской Национальной галереи, нью-йоркского Метрополитен, флорентийской галереи Уффици и других задействованных музеев, они вряд ли пошли бы на участие в этом проекте.

Скорее, наоборот: держатели художественных сокровищ рассчитывают на дополнительную популяризацию своих коллекций и на дальнейший приток посетителей. Можно быть уверенным, например, что воспроизведение картин с гигапиксельным разрешением так и останется рекламным ходом, затрагивающим лишь отдельные экспонаты. Не только потому, что процесс их получения слишком затратен, но и потому еще, что музеи не заинтересованы в чрезмерной доступности подобного материала. В противном случае они давно бы разместили нечто подобное на собственных сайтах. 

Касательно же возможности просто увидеть на экране произведения изобразительного искусства из различных музеев, то сама по себе она не уникальна. Такое было доступно и раньше – хотя бы посредством банальных поисковых систем. Правда, за качество изображений едва ли кто мог поручиться, равно как и за законность просмотров. В этом смысле появление нынешнего арт-проекта – безусловный шаг вперед. Виртуальные репродукции из разных источников собраны в одном месте, их качество гарантировано маркой фирмы, а легальность скачивания подтверждена правообладателем. 

Так что смело залезайте на портал, собирайте личную коллекцию имиджей – словом, делайте все, что позволяет ресурс. Если, конечно, у вас получится. Скажем, автору этих строк в ходе эксперимента удалось воспользоваться далеко не всеми опциями. То ли хромает компьютерный софт у недопродвинутого юзера, то ли у организаторов пусконаладочные работы пока не закончены. Будем надеяться, что взаимопонимание рано или поздно возникнет. 

Однако в реальность сценария, при котором поход в музей становится «пережитком прошлого», верится с трудом. Вернее, так: если новый сайт и не поспособствует росту посещаемости хранилищ искусства, как рассчитывают музейщики, то уж к сокращению зрительского потока он не приведет тем более. Обычно в музеи ходят для того, чтобы приобщиться к оригиналам. Доступность и хорошее качество репродукций – вовсе не повод пренебрегать культурным туризмом. В конце концов и до появления интернета миллионы людей ни в каких музеях отродясь не бывали. Нельзя же было объяснить такое безразличие относительной доступностью и неплохим качеством бумажных репродукций… Так что о революции говорить как минимум рановато. А вот о расширении соответствующего информационного поля – вполне можно. 

Кстати, неплохо бы подумать о расширении и других полей, не обязательно связанных с данным порталом. Если уж компания Google решила проявить заботу об искусствоведах (именно они обозначены в релизе нынешнего проекта как важные адресаты), то почему бы, скажем, не раздвинуть возможности поисковой системы, расположенной на www.google.ru, до объемов www.google.com. А то ведь сейчас разрыв в доступных данных катастрофический. Пользуясь русским «гуглом», моя знакомая – кстати, специалист по итальянскому искусству – не может в Москве получить и половины той научной информации, которая моментально отыскивается в любом европейском интернет-кафе. Тоже ведь вопрос, касающийся просвещения… А новому арт-проекту надо, конечно, пожелать успехов и дальнейшего развития. Например, за счет включения в него и других российских музеев кроме Третьяковки и Эрмитажа. 

 

Как Ямщиков Google опередил 

В конце 70-х годов прошлого века, когда не существовало ни цифровой фотографии, ни интернета, художник-реставратор Савва Ямщиков предвосхитил гугловские фотографии художественных шедевров. Впервые в СССР, а возможно, и в мире он предложил давать в живописных альбомах цветную макросъемку фрагментов живописных полотен – с увеличением в десять, пятнадцать, двадцать раз, что примерно соответствует качеству изображений, которые Google предлагает нам сегодня в высоком разрешении. Такие репродукции гораздо точнее передают цвет и позволяют увидеть без микроскопа не только особенности живописной манеры, но и степень сохранности произведения, и погрешности реставрации. К тому времени эта техника уже лет десять как применялась в реставрации, но широкой публике она оставалась неизвестной. Эту идею Савва Ямщиков воплотил в жизнь вместе с Никитой Голейзовским, издав в серии «Образ и цвет» издательства «Искусство» три альбома с такой съемкой: «Дионисий» (1969), «Андрей Рублев и его школа» (1970), «Феофан Грек и его школа» (1977). 

 

17 музеев и 1061 картина 

Проект охватил 11 городов, 9 стран, 17 музеев, 385 музейных залов. Представлены 17 гигапиксельных фотографий, 1061 картина в высоком разрешении, более 6000 панорам Street View. 

В виртуальную коллекцию вошли такие шедевры, как «Рождение Венеры» Боттичелли, композиция современного британского художника Криса Офили No Woman No Cry, постимпрессионистские картины Сезанна, византийские иконы, росписи Версаля и интерьеры древних египетских храмов. В общей сложности в проект включены произведения 486 художников. 

 

МНЕНИЯ 

Вопрос: пойдете ли вы в музей, если будет возможность совершить по нему виртуальную экскурсию? 

Николай Петров, пианист, народный артист СССР: 

К сожалению, рядом с компьютером я абсолютно беспомощен. Вообще это, конечно, отличный вариант, тем более если он выполнен высококлассно. Но думаю, что заменить настоящий музей все-таки нельзя, а потому проект Google не будет заменой выставок, однако разогреет интерес к художественному искусству, который в последнее время угас. И все-таки мне приятнее сходить в музей, даже если научусь пользоваться интернетом. 

Людмила Нарусова, сенатор: 

Никогда интернет-ресурсы не смогут заменить настоящие музеи. Но проблема в том, что мы живем в огромной стране, где все основные культурные ценности сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Не все жители России, в том числе люди с ограниченными возможностями, люди из далеких регионов, способны часто посещать столичные музеи, а уж тем более галереи европейских стран. Для таких случаев интернет-версии очень хороши – благодаря им житель любой точки нашей страны сможет познакомиться с шедеврами мировой живописи. Это является важной формой просвещения общества. Но просмотр картин на сайте не должен становиться конечной целью – для получения эстетического удовольствия необходимо непосредственное общение с картиной в музее. Например, я часто посещаю Эрмитаж. Особенно мне нравится зал импрессионистов. В период стрессов мне просто необходимо там бывать. 

Сергей Шуб, генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский дом»: 

Этот проект вряд ли должен приводить в восторг жителей городов, в которых находятся эти крупные музеи. Я, например, даже и на страницу этого проекта заходить не буду – после окончания вуза я пять лет провел в Эрмитаже и все там знаю наизусть. Вот если бы я жил где-нибудь в Находке, то, наверное, порадовался бы возможности хотя бы в Cети пройтись по великому музею. Впрочем, и в Петербурге есть люди, которые не выбираются со своего Гражданского проспекта – им проще открыть страницу Google, чем доехать до Невского. 

Юрий Арабов, поэт, кинодраматург: 

Я бы отправился в саму галерею. Другое дело, если мне нужно срочно что-то узнать, то я бы залез на проект Google. Но только для справочной информации, не более. Если же мне просто хочется побывать в галерее, подышать воздухом искусства и страны, в которой этот музей расположен, то, конечно, Google мне в этом пока не поможет. 

Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко»: 

Виртуальная версия экспонатов выдающихся картинных галерей не помешает функционированию самих музеев. Никакой электронный носитель, каким бы высокотехнологичным он ни был, не сможет заменить подлинные полотна великих мастеров. С познавательной точки зрения электронные варианты очень хороши. Они прекрасно подходят для предварительного ознакомления с картинами, а также для учебных целей. 

 

КОММЕНТАРИИ 

Проект рассчитан на молодежь 

Алла Забровская, директор по связям с общественностью Google в России: 

Изначально с идеей создания арт-проекта выступили наши сотрудники – любители и поклонники искусства. На добровольных началах они посвящали двадцать процентов своего времени работе с музеями, разработке концепции и подготовке прототипа проекта. Представители музеев сами отобрали произведения для гигапиксельной съемки, предоставили сопроводительные тексты, а также аудио– и видеоматериалы. 

Загружать изображения с сайта нельзя. Когда человек создает свою коллекцию, она все равно хранится «в облаке», а не на компьютере пользователя. Все функции, доступные на сайте проекта, в том числе возможность создания собственных коллекций, конечно же бесплатны. Любой пользователь может попробовать весь функционал сайта – прогуляться по галереям, посмотреть картины, найти другие шедевры этого художника, прочитать сопроводительную информацию или посмотреть ролики на YouTube. 

Безусловно, мы хотели бы, чтобы к проекту присоединялись новые музеи-участники. Этим будет заниматься Европейский культурный центр Google (Google European Cultural Centre), недавно анонсированный компанией в Париже. 

Алексей Богданов, заместитель директора Государственного Эрмитажа: 

Эрмитаж не подавал специальных заявок на участие в проекте – организаторы изначально были нацелены на крупнейшие музеи. Мы только приняли команду Google и предоставили им условия для работы. Все остальное они делали сами – привезли операторов, специальное оборудование для панорамных съемок интерьеров и детальных съемок картин. 

Съемочные работы заняли около четырех дней. 

Конечно, на сайте музея есть цифровая коллекция из 5000 экспонатов, но это разные вещи – увидеть просто картинку или иметь возможность рассмотреть ее под разными углами в интерьере музея. Ведь музейные залы – это отдельное произведение искусства. 

Проект рассчитан в первую очередь на молодежь, на людей, которые живо интересуются мультимедийными технологиями. Не думаю, что участие в проекте сократит число наших посетителей – ведь единственная картина, отснятая в суперразрешении, это «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Отбором занимался директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он и выбрал картину Рембрандта как всемирное культурное достояние, которое должно быть доступно каждому. Остальные полотна служат чем-то вроде анонса того, что человек сможет увидеть, посетив музей «вживую».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *